Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Будет ли Россия гореть этим летом? Мы спросили у добровольных пожарных

Запасов снега нет. Очень быстро наступает пожароопасный период. Первые пожары уже начались: в Брянской и Смоленской областях мы уже фиксируем со спутников термические точки

Пожарный тушит лесной пожар
Сотрудники Гринпис России тушат пожар у Астраханского биосферного заповедника. 17.03.2012 Фото Анна Баскакова/ РИА Новости
Сотрудники Гринпис России (признан в РФ иноагентом и нежелательной организацией) тушат пожар у Астраханского биосферного заповедника. 17.03.2012 Фото Анна Баскакова/ РИА Новости

– Действительно, зима была аномальной почти по всей стране, – говорит руководитель противопожарного отдела российского отделения Гринпис (признан в РФ иноагентом и нежелательной организацией) Григорий Куксин. – Большой  дефицит снега, особенно в западных регионах. Нас очень беспокоит ситуация во всех западных областях России: Калининградской, Псковской, Смоленской, особенно в Брянской области.

Вода уходит из лесов

Например, в Смоленской области в начале марта был пик паводка, который в обычных условиях бывает на месяц позже. Реки разлились, но их разливы невелики, уходят остатки воды. В Брянской области уровень рек уже ниже среднего. Запасов снега нет.

Соответственно, очень быстро наступает пожароопасный период. Собственно, первые пожары уже начались: на западе России, в Брянской и Смоленской областях, мы уже фиксируем термические точки – пожары, которые обнаружены со спутников.

Пока что это в основном поджоги травы. Но они начались очень рано, фактически с февраля.

Кроме того, уже очень сильно горят Астраханская и Волгоградская области. Для юга России это обычные сроки, но пожары там обширные, и достаточно интенсивные уже сейчас.

Забайкалье: на те же грабли

Пал сухой травы
Пал сухой травы. 0.04.2014 Фото Константин Чалабов/ РИА Новости

И уже начались пожары на дальнем Востоке и в Забайкалье. Причем в первую очередь это целенаправленные выжигания, к сожалению, в том числе, и при участии органов власти, так называемые «профилактические». Траву жгут без соблюдения каких-либо норм безопасности, и выжигания сразу же переходят в пожары.

Раньше этих правил не было, в прошлом году их, наконец, приняли, но по-прежнему не выполняют. Так что Забайкалье вновь пытается себя сжечь.

Несмотря на уроки прошлого года, когда в апреле там начались чудовищные пожары, пострадало 14 населенных пунктов, погибли люди, сгорело много скота. И все-таки там продолжают жечь траву, в том числе силами органов власти.

Чем еще опасно раннее начало пожароопасного сезона: он будет более долгим. У нас нет причин думать, что трава вырастет не в обычные сроки. Поэтому сезон, когда будет гореть сухая трава, окажется длиннее примерно на месяц.

При этом у нас очень мало воды. То есть существует высокая вероятность возгорания торфянников, перехода огня на лес. Обычно этого весной не бывает, но в отдельные, наиболее сухие годы – в 2010, в 2002 – такие примеры были. Сейчас по ситуации с погодой мы находимся рядом с ними.

Есть шанс не допустить больших торфяных пожаров

Мужчина измеряет температуру торфяного слоя с помощью специального прибора
Прибор показывает температуру торфяного слоя – 94 градуса. В тушении торфяных пожаров в Тверской области принимают участие сотрудники МЧС Кимрского р-на, Гринпис России и Добровольной пожарной дружины города Дубны. 04.08.2011
Фото Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

По реагированию с тех пор многое изменилось к лучшему. Реагировать стали раньше, особенно на торфяные пожары. Здесь есть большая заслуга добровольцев, которые обращали на это очень много внимания.

Надеемся, что, действуя вместе с органами власти, ситуацию с торфянниками в этом году мы не упустим. Конечно, успех здесь зависит от всех. От того, сколько людей поджигает, и сколько участвует в обнаружении и тушении. Но шансы сейчас есть, все в наших руках – пожары только начинаются.

Действовать придется очень тщательно и с большой ответственностью, без права на ошибку. Если мы что-то упустим и не потушим весной теми остатками воды, которые еще есть – останется только надеяться на погоду, предсказать которую сейчас невозможно. Пока есть вода, надо тушить.

Наши добровольцы уже работают вместе с лесниками и мелиораторами на болотах Подмосковья. Строим плотины, запруды, пытаемся удерживать воду на самых опасных участках.

Самое главное – убедить людей не поджигать

Григорий Куксин, руководитель противопожарного отдела ОМННО "Совет Гринпис"
Руководитель противопожарного отдела ОМННО «Совет Гринпис» (признан в РФ иноагентом и нежелательной организацией) Григорий Куксин. Фото РИА Новости

Скоро начнется очередной этап федеральной информационной кампании «Останови огонь!»  Очень важная штука: при всех погодных проблемах пожары начинаются не от погоды, а от людей.

От жары еще ничего никогда не загорелось, для начала пожара в лесу или в поле нужна температура в 200 градусов. Солнце так никогда не нагреет. Причина этих пожаров – человеческий фактор, ну и грозы летом.

Самая главная работа – это убедить наших сограждан не поджигать траву и вызывать пожарных вовремя.

Здесь мы, добровольческие организации, в том числе Гринпис, объединились с государством. Мы делаем для этих кампаний современный контент, по всем правилам социальной рекламы, с эффективностью, которую можно измерить. А государственные партнеры дают возможности продвижения. В том числе на федеральных каналах.

На днях детали новой кампании должны быть окончательно согласованы в Общественной палате. Очень надеюсь, что к ней подключится крупный бизнес. В успехе здесь должны быть заинтересованы все.

И мы уже видим результаты наших усилий: в одинаковых погодных условиях соседние страны горят сильнее, чем Россия. Даже в Финляндии пожаров становится больше. А еще болше – на Украине, в Белоруссии.

В России в последние годы нам удавалось снижать количество весенних пожаров. Это плоды информационной работы, и работы с детьми, через мультфильмы – «Фиксики», «Смешарики», через игры и наши методики. Есть поручение президента усилить блок работы, ведущейся с детьми.

Лето, скорее всего, будет трудное

Очень надеюсь, что эта весна не станет исключением, что мы удержимся и не увеличим количество поджогов. А вот лето, скорее всего, будет трудное. Мы вынуждены к этому готовиться. Конечно, надеемся, что погода поможет, что на местах справятся лесники…

Прошлым летом в Сибири горели так называемые зоны контроля, где местные власти имели право ничего не тушить. Теперь, в том числе под давлением общественности, зоны контроля отменены.

Не могу сказать, что это самое мудрое из возможных решений. Зоны контроля нужно было сократить, но не отменять полностью. Потому что теперь власти регионов обязаны тушить абсолютно все пожары. Это было бы здорово, если были бы необходимые возможности, деньги, транспорт, авиация…

Но таких возможностей нет, потому что лесопожарный бюджет на этот год принят примерно такой же, как в прошлом году. Это значит, что денег регионы получат столько же, а тушить будут обязаны все. Намерение благое, но невыполнимое.

Если регионы откажутся, их могут наказывать, но приведет это, скорее всего, к тому, что на первых порах они будут пытаться прятать пожары, вместо того, чтобы их тушить. Спрятать не получится – из космоса все видно.

В результате регионы поставлены в безвыходную ситуацию, они не могут выбрать более или менее приоритетные задачи. Раньше власти могли не тушить пожары даже близи населенных пунктов. Теперь – обратный перекос: нужно тушить все, но за те же деньги.

Нужны деньги для тех, кто потушит пожар в самом начале

Космический снимок распространения лесных пожаров в Республике Саха (Якутия)
Космический снимок распространения лесных пожаров в Республике Саха (Якутия). 01.08.2019. Фото Роскосмос/РИА Новости

Следующее, что необходимо сделать, и что будет сделано, видимо, уже по итогам этого лета – убедить правительство и Думу увеличить лесопожарное финансирование для регионов.

Тогда мы сможем с меньшими потерями проходить пожароопасный сезон. Если законодательные изменения уже начались, их надо подкрепить бюджетом и закончить этот путь разумно. Готовимся и тушить пожары, и говорить о том, что нужно сделать.

В увеличении финансирования нуждается именно работа, которую ведут регионы. Не федеральные силы МЧС, которые будут подключаться уже на стадии катастрофы, их финансирование как раз увеличили очень заметно.

Нужно вкладываться в тех, кто работает на местах – лесников, летчиков-наблюдателей, пожарных парашютистов.

Денег не хватает как раз для них – на топливо, на штаты, на снаряжение. Нужно, чтобы с пожарами справлялись регионы, чтобы они не были вынуждены звать на помощь федеральные власти. Нужно поддержать незаметную, ежедневную работу, позволяющую справляться с пожарами на ранней стадии.

Сейчас на такую работу тратится в общей сложности, по нашим подсчетам, порядка 5-7 млрд рублей в год. Финансирование этого блока нужно увеличить, как мы считаем, примерно до 30 млрд рублей.

Это довольно заметное увеличение. Но в масштабах всей страны – довольно представимые деньги. Думаю, что ущерб, который мы несем от природных пожаров, многократно больше.

Праздники – ежегодная проблема для пожарных

Хочу еще раз повторить: природные пожары – рукотворная история. Это ответственность буквально каждого, и каждый может внести свой вклад в борьбу с пожарами.

Самое первое и главное – не стать причиной пожара. Избавиться от мифов и суеверий о пользе выжигания травы весной.

В том числе, ни в коем случае не выжигать траву вокруг кладбищ на Пасху. Эта проблема возникает каждый год: люди идут убираться на могилах, потом все полыхает, и мы тушим и кладбище, и все окрестности. А потом приходят майские праздники – следующая головная боль для всех пожарных.

Что мы можем сделать?

Пожарный на фоне лесного пожара
Сотрудник Гринпис России во время ликвидации пожара у Астраханского биосферного заповедника. 17.03.2012 Фото Анна Баскакова/ РИА Новости

Можно говорить об этом, убеждать других людей. Рассказывать своими словами, или использовать наши материалы. И, конечно, вызывать пожарных всюду, где вы увидели огонь.

Это может сделать каждый. А если есть желание – можно поддержать добровольных пожарных, или вступить в их ряды. Сейчас в центральной России будут создаваться новые группы: 12 марта была первая встреча с добровольцами в Смоленске, потом – в Тверской, Владимирской областях. Можно найти в сети группы добровольных лесных пожарных. Как раз сейчас начинается их подготовка, тренировки.

Проблему с природными пожарами можно решить только всем вместе, вовлекая в ее решение людей. Все страны, которые с ней справились, действовали именно так. В мире нет ни одного примера, когда сильное государство справилось бы с пожарами само – так не бывает.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?