Цифровые технологии резко поднимают эффективность работы фондов и сотрудничества с бизнесом и властью — кейсы с конференции «Корпоративная социальная ответственность: практики российских регионов»

Фото: shutterstock.com

Умная массовая рассылка

Год назад стартовал новый совместный сервис Билайна и поисково-спасательного отряда Liza Alert «Потеряться — не значит пропасть». Платформа не просто позволяет подключить к спасательной операции значительно больше участников – каждый волонтер теперь помогает так, чтобы максимально пригодился его или ее опыт, навыки и ресурсы. Кроме того, она позволила делать более широкую смс-рассылку. Евгения Чистова, руководитель КСО ПАО «Вымпелком», поясняет, как это работает:

— Мы, как оператор, не имеем права делать массовую рассылку сообщений. Регистрируясь на платформе, человек дает свое согласие на получение соответствующих sms, вводит свои данные — и мы уже можем действовать. При этом подписчики указывают, чем именно они могли бы помогать. Ведь поиски — это не только выезды — огромное количество волонтеров обеспечивают координацию поисков из дома или из офиса. Нужно печатать ориентировки, нужно распределять ресурсы. Благодаря платформе рассылка становится более умной — человек сразу получает конкретную задачу, релевантную его знаниям».

Платформа дает хорошие результаты: к ней уже присоединилось 30 тыс. участников, и Liza Alert теперь – одно из самых массовых самоорганизованных волонтерских движений в России. Региональные ячейки растут. Каждый новый поиск укрепляет локальные сообщества — дальше это сообщество начинает функционировать как спасательная группа.

Кроме того, сегодня существуют алгоритмы машинного зрения, которые могут пригодиться при ускорении процессов анализа снимков с поисковых дронов. Часто заблудившийся в лесу человек выходит на открытое место и остается ждать помощи там, поэтому дроны и оперативный анализ снимков с воздуха значительно ускоряют поиски. «В этом анализе уже сейчас могут участвовать волонтеры, которые физически не выезжают в лес: за своим компьютером отсматривать снимки и отмечать те, где, как им кажется, есть человек, — говорит Евгения Чистова. — Перед нами стоит задача обучить машину анализировать снимки так, чтобы можно было замечать контуры стоящего, сидящего, лежащего в разных позах человека. Над этим сейчас работают наши команды вместе со специалистами из Лиза Алерт».

На каком-то этапе «Вымпелкому», Лиза Алерт и другим операторам предстоит объединяться, чтобы на законодательном уровне предлагать корректировки, которые сделают механики поиска более эффективными. «Некоторые возможности пока недоступны в силу законодательных ограничений, — говорит Евгения Чистова. — Например, на сегодняшний день мы можем использовать агрегированные данные о потоках людей, но смотреть за перемещениями конкретной sim-карты сейчас невозможно, это ограничено законом».

Индекс уязвимости

В работе благотворительной организации «Ночлежка», помогающей бездомным людям, задействуется сразу несколько CRM-систем, говорит Наталья Кравченко, координатор работы с бизнес-партнерами «Ночлежки»: взаимодействие с партнерами, с подопечными, финансовая отчетность, организация волонтеров. В электронных кабинетах социального работника хранится подробная информация о каждом подопечном, что позволяет быстрее принимать решение. CRM-система значительно упрощает учет, планирование деятельности и подготовку отчетности.

Точные цифры и подробная статистика особенно хорошо работают в коммуникации с представителями власти. Это позволило прошлой зимой открыть четыре дополнительных пункта обогрева. После того, как вице-губернатор Петербурга Анна Митягина обошла вместе с представителями «Ночлежки» уже существующие палатки, она отдала распоряжения администрациям районов города о создании дополнительных точек, и уже через несколько дней такие пункты появились во Фрунзенском, Невском, Московском и Калининском районах.

Умение оперировать большими данными и цифровыми технологиями может даже повышать уровень эмпатии и толерантности горожан в отношении бездомных. Разработанный два года назад «Ночлежкой» вместе с агентством Action тест «Индекс уязвимости» помогает ломать стереотипы и показать, насколько каждый из нас не застрахован от ситуации бездомности.

Еще один успешный пример в области больших данных — Европейский университет, один из лучших исследовательских вузов страны. С самого начала Европейский университет как некоммерческая организация выстраивал фандрайзинговое направление, опираясь на адресное обращение, готовность устанавливать индивидуальные отношения с каждым донором. Важнейшим ресурсом, по словам Аллы Самолетовой, руководителя аппарата ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге, стала подробная база данных по донорам – она построена по тем же принципам, которые используются в американских big data системах по управлению фандрайзингом.

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Деньги для незрячих

Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

АНО «Лаборатория «Сенсор-Тех» (учредитель — фонд поддержки слепоглухих «Со-единение») в партнерстве с компанией «Мегафон» выпустила бесплатное приложение по распознаванию денежных купюр с мобильного телефона. До сих пор банкноты не имеют удобных тактильных обозначений. Приложение помогает людям с инвалидностью по зрению самостоятельно и достаточно быстро справляться с расчетами наличностью — распознает изображение и генерирует соответствующее голосовое сообщение или вибрации. Пока, как уточняет директор Лаборатории «Сенсор-Тех» Денис Кулешов, программа не решает проблему распознавания подделок — это непросто сделать с помощью камеры в обычном телефоне.

Одна из сильных сторон проекта — открытость к взаимодействию. В приложении есть режим помощи разработчикам — можно дать обратную связь или принять участие в отладке распознавания иностранных купюр. Авторы устройства рассчитывают добавить возможность определять и зарубежные банкноты (евро, доллар, а также денежные единицы стран СНГ). Приложение имеет версии для Android и iOS. Благодаря компании «Мегафон» оно находится в открытом доступе с 3 декабря 2018 года — с тех пор его скачали уже более 2000 человек.

«В течение ближайшего года мы планируем проинформировать всех пользователей, кому такая услуга может быть интересна, адресно «достучимся» до всех, если не через соцсети, то через специальные сообщества в WhatsАpp, — комментирует Денис Кулешов. — У незрячих свои каналы коммуникации, мы это учитываем».

Чтобы установить приложение, сейчас нужен смартфон. Однако не все слепые люди пользуются мобильными устройствами. Одно из возможных решений — создать простой компактный брелок-определитель.

У Лаборатории «Сенсор-Тех» есть и другие инновации, чтобы упростить жизнь незрячих и слепоглухих людей. Например, устройство «Чарли», переводит устную речь в текст и затем выводит его на ТВ-экран или на брайлевский дисплей. «Чарли» особенно пригодится там, где сегодня глухим или слепоглухим людям требуются сопровождающие-переводчики, как, например, в банках.

В отличие от определителя купюр, подобные разработки — не бесплатные. Как у всей техники для инвалидов, у них высокая стоимость. «Сейчас технологии для инвалидов — тренд, поэтому финансирование найти можно, хотя это требует усилий, — говорит Денис Кулешов. — Например, создание устройств «Чарли» и «Робин» (умная трость, позволяет определять расстояние до людей, автомобилей на улице, предметов в комнате) поддержала Национальная технологическая инициатива».

В области ассистивных технологий в основном речь идет о государственных деньгах, частным инвесторам этот рынок не очень интересен. Большую часть устройств и технологий слепые получают по программам предоставления средств реабилитации. Есть перечень средств, которые приобретаются за счет госбюджета. И не все новинки в этот перечень сразу попадают — прежде всего, из-за финансовых ограничений.