Православный портал о благотворительности

Барьеры в головах или в дверных проемах? Как сервис недвижимости впервые измерил доступность жилья в России

Александра Бабкина, директор по устойчивому развитию цифровой платформы «Циан», – о том, что регионы оказались готовы к инклюзии больше, чем Москва, главный барьер – не отсутствие пандусов, а невозможность домовладельцев и гостей на колясках найти друг друга и почему иногда самое важное – просто начать разговор

Мария ИВАНОВА, редактор Ксения ТАТАРНИК

Большинство из нас при поиске квартиры в аренду или на сутки, смотрят на цену, район и фото. Но для миллионов россиян с инвалидностью главный вопрос другой: смогу ли я вообще туда попасть? Есть ли пандус? Пролезет ли коляска в дверь ванной? Долгое время ответов на эти вопросы не было.

«Циан» – российская онлайн-платформа, где люди ищут и снимают жилье – первой в стране добавила в объявление о посуточной сдаче жилья специальные параметры о пандусах, ширине дверей, порогах, лифтах и другие, чтобы человек на коляске мог найти подходящее жилье.

Компания не стала ждать, пока все здания станут доступными, а дала инструмент самим собственникам: потратив 10 минут на замеры дверных проемов, они могут открыть свою квартиру для огромной, но невидимой до сих пор аудитории.

Нет единого источника информации о доступности во всех зданиях России

При создании фильтров и раздела «Доступная среда» вы наверняка консультировались с людьми с инвалидностью. С каким самым неочевидным для дизайнера или продукт-менеджера нюансом вы столкнулись?

– Мы не просто консультировались – люди на колясках и профильные НКО – «Все получится» (трудоустройство людей с низкими стартовыми возможностями) и «Игра», блогер и общественный деятель Наталья Камолинкова, Наталья Ульянова и ее дочка Серафима, Анастасия Анпилогова и проект «Инвазорро» (проверяют места на доступность для разных форм инвалидности и вносят данные об этом на Яндекс. Карты) стали полноценными соавторами проекта.

Прежде всего, нас удивило, что не существует источника информации, где была бы информация о доступности во всех зданиях в России. Такая информация есть только о зданиях с 2018 года постройки.  

Мы узнали, что посуточная аренда для людей с инвалидностью часто удобнее, чем проживание в отеле, тем более что в небольших городах найти гостиницу с доступной средой и по-настоящему работающей инклюзией практически невозможно. Поэтому так важна доступность посуточной аренды.

Для коллег, которые отвечают за разработку и развитие платформы «Циан», стало открытием, что коляски – все разные по размеру, и нельзя указать, например, универсальную ширину двери, которая будет удобна всем. В сфере инклюзии вообще мало стандартизации и четкости – даже в новых зданиях доступность может быть реализована по-разному. Важно не только то, есть ли пандус, но и то, насколько он пологий и не ведет ли он в стену. 

Кроме того, мы выяснили, что один из барьеров – двери в ванную – делают значительно уже, чем входные и межкомнатные. Довольно распространенная ситуация, малозначимая для людей без нарушений движения, может сделать квартиру недоступной для человека на коляске.     

Мы против блокировки тех, кто не указывает доступность своего жилья

Какая самая ценная или неожиданная обратная связь от людей с инвалидностью поступила вам уже после запуска проекта? Возможно, они указали на параметр, который вы упустили, или предложили неожиданный сценарий использования сервиса?

– Для нас оказалось очень ценным, что проект приняли сами люди с инвалидностью. Они открыто обсуждали с нами не только параметры доступности в сервисе, но и сложности в повседневном общении, с которыми сталкиваются люди на колясках.

Были ценные идеи, которые мы планируем учесть, – предложить собственникам добавить фотографии доступной среды, чтобы гость мог составить представление о том, что он увидит. Были и такие, которые не кажутся нам верным решением и не соответствуют нашим подходам – например, предложение сделать параметры доступности обязательными для заполнения или даже блокировка тех собственников и агентов, которые такие элементы не указывают.

Часто люди на колясках ведут себя аккуратнее, чем гости без особенностей здоровья

Что является главным стимулом для хоста потратить время на замеры дверных проемов и заполнение параметров? Видите ли вы здесь возможность для создания премиального сегмента «проверенного доступного жилья», где собственник мог бы брать небольшую надбавку за гарантированно подходящие условия, или это противоречит этике проекта?

– Один из собственников жилья сказал на запуске, что главный стимул – это человечность и эмпатия, если их нет – ничто не заставит собственников или риелторов замерить дверные проемы и пороги.

На самом деле процесс измерений может занять 10 минут – и при этом расширить потенциальную аудиторию гостей. Часто люди на колясках ведут себя аккуратнее, чем гости без особенностей здоровья, колеса моют, и сделать пребывание человека с двигательными нарушениями удобнее можно без значительных затрат. Отдельно мы рассказываем собственникам, как общаться с людьми с инвалидностью, чтобы это не вызывало неловкости у обеих сторон, развивая проект «Всюду как дома».  

Регионы сильно выбегают вперед по числу объявлений с параметрами доступности 

Подтверждают ли данные вашей платформы гипотезу о разрыве в доступности между Москвой и регионами или нет? Если да, можете ли вы уже количественно оценить этот разрыв?

– Пока у нас нет объективных данных о разрыве доступности, но мы можем говорить о том, что на данный момент выше всего доля объявлений с параметрами доступности (от всех объявлений) в регионах, там она составляет 4%, а ниже всего в Москве и Московской области – 2,8%. И в абсолютных цифрах регионы сильно выбегают вперед.

Доля объявлений с параметрами доступности

·        Остальная Россия: 4% 

·        МиМО: 2,8% 

·        Краснодарский край: 3,3% 

·        СПБиЛО: 3,6%

Данные онлайн-платформы «Циан»

Мы работаем по всей России, и кажется, что способы мотивации одинаковы для людей, где бы они ни жили: информирование, сторителлинг, апелляция к потенциальному расширению числа клиентов.

Не единственные в теме доступности

Ваш фильтр доступности жилья – первый и пока единственный на крупной платформе. Вы чувствуете себя первопроходцами, которые задают тренд и несут социальную ответственность, или же вы видите в этом в первую очередь свободную нишу и будущее конкурентное преимущество? Проявляли ли другие игроки рынка интерес обсуждать единые стандарты после вашего запуска или реакция пока ограничилась молчаливым наблюдением?

– Пока мы говорим не о фильтре, а о параметрах доступности. Фильтры, которые помогут пользователям искать недвижимость для людей на колясках так же, как и всем остальным, появятся к концу года, когда база таких объявлений станет шире.

На сегодня у нас самая подробная проработка параметров доступности в сочетании с информационной кампанией о том, как принять людей на колясках.

Но для нас важно, чтобы «Циан» не был единственной платформой в теме доступности и параметры доступности предлагались на других сервисах. Это должно быть базой, а не конкурентным преимуществом, поэтому мы берем на себя лидерство в теме инклюзии и влияем на рынок. Мы радуемся, что другие бренды двигаются в том же направлении. Например, в августе о внедрении информации о доступной среде в отелях объявили «Яндекс. Путешествия».

Как вы доказываете руководству компании, что вложения в инклюзию не просто статья расходов, а долгосрочная инвестиция в новые аудитории и лояльность? Есть ли уже первые признаки того, что объявления с заполненными параметрами доступности показывают лучшие бизнес-метрики или этот социальный функционал пока в убыток платформе?

– Инклюзия – логичный шаг в реализации стратегии устойчивого развития. «Циан» использует технологии, экспертизу в области недвижимости и эмпатию, чтобы помочь устроиться в новых и сложных обстоятельствах. Если мы видим в каждом пользователе клиента, то должны подумать о том, чтобы давать всем одинаковый пользовательский опыт, создавать равные возможности, влиять на общество для развития инклюзии. Направление «Циан. Инклюзия» влияет на отношение аудитории к бренду со стороны пользователей и инвесторов и, конечно же, представителей власти. 

Вместе с тем мы понимаем, что это работа вдолгую. Если люди на колясках ищут недвижимость на «Циане» – мы постараемся сделать все, чтобы они нашли для себя уютное место для жизни и работы на время или навсегда.  

8% собственников указали параметры доступной среды

По вашим опросам, 45% хостов теоретически готовы принимать гостей на колясках. А каков был процент объявлений с фактически заполненными параметрами доступности до запуска проекта?

– До запуска проекта в форме подачи объявления не было параметров доступности жилья для людей на колясках, и в описании собственники их также не указывали. Как мы выяснили, такое отсутствие информации – основной барьер при поиске недвижимости для людей с инвалидностью. 

Какие метрики вы заложили для измерения успеха проекта через 6 или 12 месяцев (например, рост числа объявлений с полным набором параметров, увеличение просмотров таких объявлений, снижение времени поиска для маломобильных пользователей)?

– Мы ориентируемся на три ключевых параметра: количество уникальных объявлений, где указана информация о доступности для людей на колясках, количество уникальных пользователей, которые заполняют такие параметры, и количество уникальных пользователей, которые ищут такую недвижимость.  

В начале сентября – менее чем за два месяца с момента запуска проекта – в посуточной аренде можно найти 5048 объявлений с параметрами доступной среды, почти 8% собственников хотя бы в одном своем объявлении указали параметры доступной среды. 

Главная сложность – обосновать бизнесу необходимость направления ресурсов в инклюзию и коммуникация с собственниками жилья.

Параметры доступности заполняются самими собственниками, которые, как вы выяснили, часто не уверены в соответствии своего жилья требованиям. Рассматриваете ли вы механизмы верификации этих данных?

– Для нас важно двигаться к созданию равных возможностей для всех гостей и людей, которые ищут недвижимость посуточно, на долгий срок, для жизни или развития бизнеса. Авторы объявлений предоставляют достаточно большой объем информации и заинтересованы, как и мы, в том, чтобы человек нашел подходящую недвижимость как можно быстрее.

Если собственник указал параметры доступности, это, как минимум, означает, что он готов принимать людей на колясках, и в процессе общения гость может задать дополнительные вопросы. Кроме того, гости могут оставить отзыв о том, что информация о доступности не соответствует действительности.  

Проект стартовал с посуточной аренды. Тем временем поиск постоянного жилья еще более острая проблема. С какими сложностями вы уже столкнулись или ожидаете столкнуться при переносе функционала в разделы долгосрочной аренды и продажи?

– С одной стороны, мы переиспользуем опыт, полученный от внедрения в посуточной аренде. С другой – формат получения и предоставления данных в разных направлениях отличается. Главная сложность – это обосновать для бизнеса использование ценных ресурсов разработки для внедрения изменений, а также коммуникация с собственниками жилья.  

Запуск вашего проекта еще и мощный исследовательский инструмент. Какие самые неочевидные данные о реальной доступности жилья в России вы уже успели получить?

– Мне кажется, о результатах таких наблюдений еще рано говорить. Пожалуй, важнее сейчас внедрение самих параметров доступности – это само по себе создает для общества зону ближайшего развития в направлении инклюзии. А еще – отслеживая изменения в восприятии людей с инвалидностью как полноправных участников рынка недвижимости, думаю, мы сможем увидеть динамику через год.   

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен
Exit mobile version