Момент, когда сблизились священник и спонсор
Михаил Абрамов принимал активнейшее участие в программе «200 храмов». Известно, что, например, в 2015 году он перечислил на строительство двух храмов – Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братеево и Преображения Господня на Преображенской площади – 700 млн рублей. В последние годы собирал экспонаты для будущего музея при храме Преображения: оружие, форма, барабаны лейб-гвардии Преображенского полка.
Кроме того, Михаил Абрамов входил в состав попечительских советов Высоко-Петровского мужского ставропигиального монастыря (Москва) и Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря (Звенигород); был попечителем храма Святителя Николая в селе Аксиньино (Одинцовский район).
Протоирей Борис Потапов, настоятель храма Преображения Господня на Преображенской площади, вспоминает:
«Мы познакомились в очень непростое для нашего храма время. Лето 2014 года. Обанкротилась строительная компания, которая занималась строительством нашего храма, точнее, его восстановлением. Тут к нам приходит Михаил Абрамов и предлагает свою помощь. Он вложил в строительство храма бОльшую часть денег. Когда церковь восстановили, наши отношения продолжились. Бывал в храме. Я не был его духовником или другом. Да и близки особенно мы не были. Он обращался ко мне как к настоятелю храма, который строился на его деньги.
Прорыв в наших отношениях произошел в городе Бари (Италия), куда он прошлым летом привез большую выставку «Русская икона: молитва и милосердие» в рамках официальной программы международного фестиваля «Русские сезоны». Кроме того, организовал международную научную конференцию «Святой Николай, Бари и русские иконы». Там мы сблизились по-человечески. Говорили о Боге, милосердии, об общих христианских ценностях. В тот момент Михаил начал обращаться ко мне как к священнику, а не как к настоятелю храма, который он помогал восстановить.
Он был щедрым и не авторитарным человеком. «Делай!», говорил он тем, кому доверял. Он умел вдохновить людей, давал им свободу проявить себя и свою инициативу. Но при этом, конечно, умел считать деньги».
Музей о сюжетах и смысле иконы
«Он никогда не скрывал, как пришел к идее собирать иконы. В среде состоятельных людей, как известно, принято что-то коллекционировать: оружие, яхты, живопись, – вспоминает Ирина Шалина, создательница Музея русской иконы, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения, эксперт Министерства Культуры по культурным ценностям. – Когда его спрашивали про хобби, он не знал, что ответить, потому что коллекционировать предметы просто так ему было не интересно. Тогда кто-то из его друзей предложил: “Раз ты человек православный, собирай иконы”. И Михаил решил последовать этому совету».
Узнав об увлечении Михаила Абрамова, ему начали активно предлагать ремесленные и не слишком художественно ценные иконы, за которые, по словам Ирины Шалиной, не понимая их ценности, он часто переплачивал.
«Помню, как он красочно описывал эпизоды таких сделок: “Выхожу из бани, а перед входом очередь из трех человек с большими иконами…. Стоят под дождем и ждут моего появления”, – рассказывает она. – Естественно, все по православной традиции стремились во чтобы то ни стало принести образ архангела Михаила, его святого ангела-покровителя… поэтому они-то и составили уже к тому моменту вполне приличное по числу собрание».
Один из близких друзей Абрамова посоветовал ему обратиться к знающему в иконах и рынке толк человеку – Николаю Задорожному, когда-то имевшему свою коллекцию, а тот, в свою очередь, пригласил Ирину Шалину посмотреть собранное и придумать, что можно сделать с иконами.
«Когда я вошла в комнату, уставленную деисусными ростовыми изображениями архангела Михаила, как по команде, смотрящими вправо, ахнула, – вспоминает Ирина Шалина. – Пришлось сказать правду, что на коллекцию это не похоже и собирать так иконы нельзя. Он расстроился очень, но, взяв себя в руки, стал спрашивать, куда двигаться дальше. Мы долго сидели и пили чай, рассказывали про историю собирания, различные судьбы коллекционеров».
У Михаила Абрамова возникла идея, которой он в тот вечер поделился с Ириной Шалиной и Николаем Задорожным. Он хотел построить храм во дворе одного из принадлежащих ему бизнес-центров. Разместить там иконы, проводить богослужения, а в перерывах проводить экскурсии и рассказывать о сюжетах и смысле иконы. Он спросил у Ирины Шалиной, возьмется ли она за это дело… Она ответила категорическим отказом. Потому что одно дело, когда икона находится в церкви, другое, когда она хранится в музее, где есть все условия для ее хранения и изучения.
К этому моменту Ирина Александровна вынашивала мысль создать настоящий музей иконы, о котором мечтали многие замечательные собиратели и коллекционеры. Однако никому из них это сделать не удалось. «Именно тогда и рискнула предложить ему эту идею, – вспоминает Ирина Шалина. – Не сразу, но через какое-то время Михаил загорелся ею по-настоящему».
Чувствовал фальшь и корысть
По словам Ирины Шалиной, Михаил Юрьевич был «очень непростым и противоречивым человеком. Щедрым, добрым, преданным, верным, при этом весьма амбициозным, любил делать все по-своему и мало к кому прислушивался. И еще меньше набиралось тех, кого он слушал».
Он разбирался в людях и умел им доверять. «В силу мощной человеческой интуиции, что встречалась мне крайне редко в той непростой среде, где он вращался и жил, он всегда чувствовал фальшь и корысть, это особенно в нем подкупало», – вспоминает Ирина Шалина.
Люди, знавшие близко Михаила Абрамова, в один голос отмечают, что он замечательно рассказывал истории, причем один и тот же случай мог передавать неоднократно, каждый раз расцвечивая новыми деталями, по-гоголевски живописными и смешными.
Артистизм, актерская жилка расцвечивали жизнь музея в глазах публики. «Когда Михаил Юрьевич рассказывал важным гостям или на телевизионную камеру, как собирались иконы, что “каждая из них покупалась у разных коллекционеров, и вот, о чудо! чин собрался целиком!”, он искренне верил в то, что говорил, – рассказывает Анна Иванникова, бывший главный хранитель Музея русской иконы. – Хотя мы знали, что все иконы чина, например, приобретались из одной коллекции. Но история, рассказанная Михаилом Юрьевичем, на наших глазах приобретала мифологичность. Он рассказывал о любимых вещах в музее с невероятным воодушевлением».
Доверие – без него не состоялся бы Музей русской иконы. «Он беззаветно доверял мне как профессионалу и человеку, верил глазу и не подвергал сомнению подлинность вещей, которые мы приобретали, – вспоминает Ирина Шалина. – Если приходилось звонить в экстренных случаях, когда надо было срочно решать покупать ту или иную икону, цена которой выходила за договоренный дедлайн, после небольшого колебания отвечал: “Я вам верю, покупайте”. И ни разу за 12 лет не выразил сомнения в правильности действий. Однажды я все же ошиблась и, несмотря на внутренние сомнения, настояла на приобретении иконы, которая впоследствии после серьезных технико-технологических изучений оказалась отличной по технике изготовления подделкой. Михаилу она очень понравилась, а когда все же пришлось признать свою ошибку, не услышала ни слова укоризны. “По крайней мере, это было весело”, сказал он, возвращая ее владельцу».
При этом он был в меру авантюристичным человеком, что подтверждает его жизнь и беспрецедентная в России история создания первого частного музея. Он создавался задолго до появления многих ныне известных частных музеев русского и западного искусства в нашей стране, так что ориентироваться и брать пример было не с кого… «Я очень благодарна Михаилу за уникальный шанс, который мне выпал, за то, что безоговорочно поверил в тогда казавшуюся почти всем безумной идею, – говорит Ирина Шалина. – И ведь не просто поверил, а стал вкладывать огромные деньги в ее осуществление».
80 % своего дохода Михаил Абрамов тратил на благотворительность и проекты в сфере культуры и культурного наследия.
Помимо Музея русской иконы, Михаил Абрамов занимался возвращением похищенных икон. Так, в 2011 году в музей-заповедник «Ростовский кремль» вернулся деревянный резной запрестольный крест XVI века, похищенный в 1995 году. Реликвию отыскала Ирина Шалина в частном собрании в Германии. Точно также в 2012 году Михаил Абрамов помог выкупить и вернуть похищенную икону «Троица Ветхозаветная» авторства Кирилла Уланова (1690 г.) из Устюженского краеведческого музея Вологодской области. Финансировал журнал «Русское искусство».
В музее Михаил Абрамов занимал высокое положение как его владелец, богатый человек с обширными связями. «Но он всегда вел себя просто, не терпел конфликтов, не позволял себе унижать и обижать окружающих, не любил хамства, был приветлив со всеми, – и с охраной, и с гардеробщицами, ценил в музее всех, не взирая занимаемые должности, – вспоминает Ирина Шалина. – Правда, на специалистов и ученых, которые занимаются наукой, смотрел словно снизу вверх. Мне кажется, он испытывал к ним такой же трепет, как к собираемым им иконам».
Кроме того, Михаил Абрамов помогал школе-пансионату при подворье Патриарха Московского и всея Руси в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в поселке Приазовский Темрюкского района Краснодарского края и детскому дому №19 «Центр патронатного воспитания» в Москве. На протяжении последних лет неизменно участвовал в благотворительных аукционах фонда «Подари жизнь».
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.