Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

5 полезных советов перед Великим постом: как бороться с мелкими, но надоедливыми грехами

Обиды, конфликты, дурные мысли, невнимательная молитва и мелкие зависимости – все это вроде бы не тяжелые и не смертные грехи, но мы совершаем их каждый день и не всегда даже замечаем. Как исправиться во время поста и возможно ли это?

Фото: Павел Львов/РИА Новости, 02.03.2021

Совсем скоро начнется Великий пост – время, когда каждый из нас может попытаться через ежедневный труд, молитву, дела милосердия и покаяние исправиться и стать немного лучше. О том, как провести Великий пост, написано немало, немало сказано о серьезных грехах и о борьбе с ними. Но мы хотим поговорить о мелких и, как кажется, несущественных грешках, которые, увы, сопровождают нашу повседневную жизнь. Справиться с ними бывает довольно трудно, зато они способны быстро и незаметно увести в сторону от духовной жизни и в конечном счете украсть радость Пасхи.

Мы собрали публикации, которые будут полезны всем, кто планирует соблюдать Великий пост, и дают полезные практические советы: как иметь мир в отношениях с окружающими, не отравлять свою душу пустыми обидами и дурными помыслами, о том, как бороться с мелкими зависимостями и главное – о том, как преодолеть скуку и формализм в молитве.

Перестаньте обижаться: опыт древних монахов и нашей современницы

Живым и очень откровенным опытом борьбы с собственной обидчивостью делится наш постоянный автор Татьяна Христий. «Я еще не победила свою обидчивость, но я уже владею солидным арсеналом борьбы с ней и не хочу сдаваться», – честно признается она. 

Советы и ценные мысли об обидчивости и о том, как ее в себе преодолеть, Татьяна нашла и у современных психологов, и у святых отцов Церкви, и у духовно опытных людей (монахов и священников). В материале «Как перестать обижаться» они изложены просто и очень понятно: читаешь и действительно узнаешь себя в каждой из описанных ситуаций.

«Я слышала у психологов, что обида – это состояние, в котором мы себя обнаруживаем. То есть мы сначала обижаемся, а потому уже понимаем, что обиделись. На своем опыте я поняла, что можно обиду отловить в самый момент ее возникновения. Еще на уровне мысли, пока она не разрослась в чувства, понять, что вот сейчас начнется обычная цепочка сначала рассуждений, потом и чувств, а то и слов в адрес обидчика», – делится автор.

А древние монахи, подвизавшиеся на горе Синай, оказывается, советовали (вполне современно!) бороться сначала с собственным гневом: «Переставший гневаться убил памятозлобие (обиду); а пока отец жив, он рождает детей». Так оказывается, что, работая с гневом, побеждаешь обиду. Гнев, как и другие грехи, важно пресекать в самом начале, на уровне мысли. Не давать себе разрешения разгневаться.

Эти и другие советы вы найдете в нашей статье. Почитайте, она получилась очень доброй и одновременно полезной!

Не залипайте на сериалы: это суррогат реальной жизни

Коллаж. Как не залипать в сериалы
Коллаж Дмитрия Петрова

С серьезными зависимостями – алкогольной, наркотической и даже игровой – все более или менее понятно. А вот какая проблема может быть с просмотром сериалов? Оказывается, может, да еще какая!   

Часто просмотр сериала сводится к получению эмоционального эффекта без затрат, то есть, чтобы получить эмоциональное впечатление, человеку ничего не надо делать, объясняет отец Николай Емельянов. Сериал кажется неким незатратным способом времяпрепровождения с гарантированным развлекательно-отдыхательным эффектом. Эта «дешевизна» привлекает; иногда человек никак не может собраться перейти к чему-то более важному, например к молитве, потому что ощущает, что нужно предпринять волевое усилие.

В материале Дарьи Менделеевой «Ушел в сериалы: чего на самом деле не хватает человеку с сериальной зависимостью» о проблеме и способах справиться с ней говорят психолог и священник. Их советы и лайфхаки могут быть полезны тем, кто во время поста готовится отказаться от привычного «развлекательного» образа жизни и хочет попробовать побороться с собственными страстями.

Отец Николай Емельянов предупреждает: постоянный просмотр сериалов чреват не только зависимостью и выпадением из реального мира. Неотвратимым следствием таких «сеансов» часто становится апатия, лень, потеря контроля за своим временем и – еще страшнее: нецеломудрие, дефицит стыдливости, непонимание ценности интимной сферы… А рецепт один – анализировать свое поведение, отлавливать этот грех еще на уровне прилога, когда намерение посмотреть очередную серию даже не превратилось в помысел, ну и  – стараться вытаскивать себя из сериального омута в реальную жизнь. Ведь уже известно, что живое общение восстанавливает силы гораздо лучше, чем залипание на экранные страсти.

Христианская конфликтология: эффективные советы для тех, кто хочет не ссориться с окружающими

Все мы помним основное правило поста: главное – не есть людей. Но что же делать, если мы, слабые и грешные, все-таки ежедневно совершаем одни и те же непоправимые ошибки в общении с близкими и далекими? Есть ли простые и понятные советы о том, как построить добрые отношения с окружащими?

В материале Марии Ореховой «Как достичь равновесия в отношениях с другими людьми? Пять духовных советов» рекомендации дает епископ Лимасольский Афанасий (Николау). Чтобы иметь мир в отношениях с другими людьми, прежде всего нужно понять, в чем цель нашей жизни, считает владыка Афанасий.

Владыка призывает прежде всего подумать: ради чего я существую? Чтобы надзирать за другими, делать то, что я хочу, отвергать желания других людей; чтобы я победил – а остальные проиграли? Или цель моей жизни – Христос? Если мы выбираем второе, то и к конфликтам с другими людьми должны подходить не с мирской логикой, а с христианской.

Здесь помогут пять принципов. Первый: предпочитать силе – кротость. Второй: прежде чем осуждать, надо поговорить с человеком. Третий: не всегда доверять своему чувству справедливости. Четвертый: не расстраиваться, если нужно уступить ближнему. И, наконец, пятый: всегда помнить, что если тебе сложно с другими, то причина в тебе самом.

Звучит просто и очень сложно одновременно? Но, прочитав наш материал, вы непременно разберетесь в этих рекомендациях, и жить в мире с людьми станет значительно легче!

Дурные помыслы: как не дать им захватить себя

«Блудный сын» (фрагмент картины), Сальватор Роза, 1650-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Блудный сын» (фрагмент картины), Сальватор Роза, 1650-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пост – это время искушений, и часто разнообразные негативные мысли могут буквально свести с ума и уж точно отвлечь от главного – молитвы. Бороться с такими мыслями бывает очень и очень непросто.

Все помыслы, влияющие на состояние души, приходят либо от Бога (добрые изменения), либо от дьявола (плохие), либо от самого человека (и добрые, и злые), объясняет митрополит Афанасий Лимасольский. С тем, что приходит от Бога, а что от дьявола, – более или менее понятно, эти помыслы можно различить по их плодам. А вот с человеческими порождениями сложнее: ведь мы способны порождать и добрые, и плохие мысли, в зависимости от того, как в этот момент настроен наш внутренний «механизм» – правильно или неправильно.

В материале Марии Ореховой «Как справляться с дурными помыслами и неудачами в духовной жизни?» владыка Афанасий дает простые рекомендации и отвечает на важные вопросы, например такие: Как бороться с дурными помыслами и нужно ли ругать себя за них? Как быть, если душа омрачилась? Что нужно, чтобы мы могли меняться к лучшему?

Пример борьбы с конкретными дурными помыслами, которые, увы, хоть раз приходили в голову каждому из нас, звучит в устах владыки Афанасия очень утешительно: «Не станем говорить в воскресенье утром: «Что-то нет у меня настроения, не пойду сегодня в храм». Есть настроение или нет – пойду. Даже если наш ум начнет рассуждать: «Куда ты пойдешь, будешь там спать, ты весь в помыслах, внутри тебя скверные помыслы, не ходи!» – мы не должны отступать назад и менять свое правило из-за изменений настроения».

Благодарите Бога – это поможет справиться со скукой и автоматизмом в молитве

Молитва – главное занятие любого христианина, а во время поста она приобретает особое значение. Но кто хоть раз (на самом деле – много раз!) не ловил себя на том, что лишь формально вычитывает молитвенное правило, а мысли тем временем витают где-то далеко?  О том, как преодолеть эту проблему, в своем материале «Молитва – зеркало души: как преодолеть неискренность и скуку?» размышляет наш постоянный автор Елена Викторовна Тростникова.

«Предупреждаю сразу, – пишет она, – все, что я говорю и собираюсь сказать о молитвенном правиле, дается мне самой очень непросто, а порой и не дается: «Учить других – камушки с колокольни бросать; самому исполнять – камни на колокольню таскать!». И тут же замечает: момент, когда мы замечаем за собой автоматизм, на самом деле может быть очень ценным, потому что это будит мысль, желание продвинуться дальше.

Елена Викторовна делится своим опытом в сокращении и перестраивании молитвенного правила, размышляет о том, что такое на самом деле наш автоматизм и некоторая многозадачность, когда «мирские» мысли идут сначала фоном, а потом внезапно захватывают все наше существо, оттесняя молитву на второй план.

Внезапное открытие – искренность в молитве можно обрести через слова благодарности Богу – тогда следующие за ними слова покаяния и прошения становятся столь же честными. «Такое молитвенное правило долгие годы и меня держало на плаву (даже если я сама себе казалась тонущей). Я понимала его глубокую обоснованность, даже обязательность. Наше главное таинство называется Благодарением (Евхаристией), полнота счастья – переполненность благодарностью, и ум наш понимает и знает, что Бога непрестанно есть за что благодарить (да за этот мир, за само существование, но более всего – за то, что Он есть!» – говорит Елена Тростникова.

Познакомьтесь с ее опытом – в преддверии Великого поста он может быть очень утешительным.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?