Как перестать обижаться

Мне рассказали, что один мальчик записывает все, что ему сделали плохого. Ужас какой! А разве я сама не делаю так? Даже хуже – записываю обиду в сердце своем

С обидчивостью я борюсь давно. Уже лет двадцать. С тех пор как началась моя церковная жизнь, обидчивость была выявлена как один из основных и постоянных грехов. За эти годы я многое узнала об обиде и почему она так легко приходит, крепко сидит и долго не сдается.

Я еще не победила свою обидчивость, но я уже владею солидным арсеналом борьбы с ней и не хочу сдаваться. Поделюсь с вами своими рассуждениями, накопленным опытом и советами духовно-опытных людей, вдруг кому да пригодится.

Обида часто «прячется»

По моим наблюдениям обидчивость бывает разная, порой даже спрятанная за чем-то приличным и благородным.

«Я борюсь за справедливость (общий бизнес, здоровье детей и т. п.), а мне такое сказали (сделали, не сделали и т. п.)». И это самое печальное – не осознавать, что обиделся. Возмущаешься поступками окружающих, которые делают «не так, как нужно», но если копнуть вглубь возмущения, то может оказаться, что оно таит в себе обиду, думаю, из-за недооцененности самого обижающегося. Так бывает с обидами и на начальников, и на подчиненных.

Обида бывает долгая, когда человек помнит несправедливость к себе всю жизнь и даже строит свою жизнь исходя из этой давнишней обиды. Так бывает с людьми, которые обижаются на родственников и потом всю оставшуюся жизнь не общаются, себя считая обделенными, жертвами, говорят про них недоброе, иногда мстят. Все это облечено в разумные доводы об ужасном поступке близких и рассказывается, как правило, очень эмоционально с требованием согласия слушателя с доводами обиженного.

Сложно дружить и с такими людьми, которых «обязательно нужно позвать, а то обидится». Они свою обиду высказывают, требуют внимания, причем зачастую – по их правилам.

«Я обижаюсь, но быстро отхожу», на мой взгляд, уже гораздо лучший вариант обидчивости. Тут хоть признаешь за собой ошибку, фиксируешь свое состояние, что помогает из обиды выбраться.

«Борьба за справедливость», с осуждением всех и вся, в конечном итоге оказывается обидой на Бога (раз Он «так устроил»). Обида на Бога – это высшая степень обиды, на мой взгляд, парализующая жизнь.

Кто самый обидчивый

Какой бы обида ни была, исходит она из искаженной любви к себе, из гордости – первого греха, греха сатаны. Он был лучшим из ангелов, но обиделся, что – не лучше Бога, не равен Богу, «возгордился против сотворившего его Бога, воспротивился Ему, и первый, отпав от блага, очутился во зле», – пишет святой Иоанн Дамаскин.

Осмелюсь подтвердить, что обида – дьявольское состояние, зло и тьма. Обида не живет вместе с любовью. Она прогоняет любовь из сердца. Бог есть Любовь. Обида, раненое самолюбие гонит Бога из сердца человека. Думаю, поэтому так распространена обида в нашем мире. Нельзя ей потакать, важно отстаивать свою душу, свою любовь и мир сердечный!

Как это делать, я нашла и у современных психологов, и у святых отцов Церкви, и у духовно-опытных людей (монахов и священников).

Что внутри обиды?

Коллаж. Обида

«Памятозлобие (обида) есть исполнение гнева, ненависть к правде, ржавчина души, червь ума, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, злоба повсечасная», – пишет мой любимый «психолог» – святой Иоанн Лествичник, древний монах VI–VII веков, собравший мудрость монахов-отшельников в книге «Лествица» (лестница на Небо). Несимпатичный, мягко говоря, выходит портрет обижающегося.

«Даже если нас никто не обижает, мы и тогда обижаемся. Нам иногда хочется почувствовать себя «обиженными» и в этом проявляется дурная человеческая инфантильность.

Ребенок иногда хочет зарыдать не потому, что его обидела мать, а потому, что ему вдруг сладко захотелось почувствовать себя (и, главное, показать себя!) обиженным. Это незрелость души», – считает архиепископ Иоанн (Шаховской), мыслитель и подвижник, проповедник, поэт и литературный критик ХХ века.

Я слышала у психологов, что обида – это состояние, в котором мы себя обнаруживаем. То есть мы сначала обижаемся, а потому уже понимаем, что обиделись. На своем опыте я поняла, что можно обиду отловить в самый момент ее возникновения. Еще на уровне мысли, пока она не разрослась в чувства, понять, что вот сейчас начнется обычная цепочка сначала рассуждений, потом и чувств, а то и слов в адрес обидчика.

Не могу сказать, что мне часто удается остановить это желание обидеться, но иногда получается заставить себя не думать дальше. Очень помогают дети, они отвлекут от злых мыслей, например, пролитой водой, и некогда уже обижаться. По этой же схеме стараюсь действовать, когда обида только зарождается. Бегу быстрее белье в стирку положить или кому-то позвонить срочно по делу. А потом уже глядишь – и нет этой цепочки мыслей.

Обида напрямую связана в нас со злобой и гневом. «Переставший гневаться убил памятозлобие (обиду); а пока отец жив, он рождает детей» – вот опыт древних монахов горы Синай. Работая с гневом, побеждаешь обиду. Гнев, как и другие грехи, важно пресекать в самом начале, на уровне мысли. Не давать себе разрешения разгневаться.

Говоря о причинах наших поступков и грехов, мой мудрый муж всегда приводит мне слова молитвы святителя Василия Великого: «распятый и погребенный за нас, неблагодарных и злонравных, и кровью Твоею обновивший растленную грехом природу нашу». Думаю, эта неблагодарность Богу и людям и привычка ко злу – основные причины грехов и бед душевных.

Чем можно победить обидчивость?

«Побеждай зло добром» (Рим. 12:21). А злом зла не победишь, как огнем огня не уничтожишь, а водой. Злоба всегда мечта диавола. Любовь всегда истина Божия и чадо Божие», – пишет в своих дневниках святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Любовь можно показывать вниманием, подарками, приглашением в гости. Один опытный священник советовал моей знакомой дарить подарки тем, на кого она обиделась. Предлагал так и сказать: «Я на тебя обиделась, прими от меня этот подарочек, чтобы между нами был мир и любовь». Совет, наверное, не для всех, но знакомой помог.

Главное здесь – быть искренним в стремлении возобладать над обидой. Тогда это не будет лицемерно. Не так-то просто дарить подарок тому, на кого обижен, но если от сердца получится, то обида подвинется и придет любовь.

А если не получается? Если обида уже стала чертой характера, сформировалась там, в далеком детстве? Это мой случай как раз. Опять же обращаюсь к любимой «Лествице»: «Когда ты не можешь прогнать обиду, тогда кайся и смиряйся по крайней мере на словах». Об этом же мне недавно сказала опытная монахиня: «Кайся в обидчивости все время. Каждый раз на исповеди говори. Тогда больше за собой следишь, и Господь помогает тебе. Проси помощи Божьей».

Мой духовник советует, зная за мной этот грех, все время отслеживать и фиксировать моменты, когда я готова обидеться или уже обиделась: «Вот опять я обиделась».

Чтобы видеть свой грех в конкретных его проявлениях и не начинать самооправдательную речь, хотя она и возникает почти рефлексивно.

«Что хочешь сделать в обиде, сделай ровно противоположное!» – еще один прекрасный совет духовника, который я стараюсь исполнять. Хочу хлопнуть дверью и уйти, нет – остаюсь и иду обнять мужа. Хочу с обиды больше не звонить подруге, но перезваниваю и зову в гости.

Это сложно, конечно, обида говорит: «Да разве можно так с тобой поступать, этому нужно положить конец» и подобное. Но если на уровне мыслей пресекать или делать быстрей противоположное, то глядишь, и не разовьются внутренние рассуждения до хлопанья дверью.

Совет из розовой книжки про семейную жизнь

Еще один милый совет я нашла в розовой американской книжке про семейную жизнь. Так как мелких обид в жизни семейной редко кому удается избежать, то автор советует обращать их в шутки. Вести себя, к примеру, как маленькая девочка, которая надувает губки, топает ножкой и говорит: как тебе не стыдно такому большому и сильному, обижать маленькую девочку! Признаюсь, у меня получалось так делать пару раз, и было очень мило. Обиду как рукой снимало.

Вообще чувство юмора может спасать от обидчивости. Потому что искренний смех прогоняет гнев, думаю. Я знаю множество семейных людей, которые так интуитивно побеждают потенциально сложные ситуации.

Моя великодушная и проницательная бабушка, когда я имела наглость делать ей замечания в ее восемьдесят с лишним лет, часто улыбаясь отвечала мне: «Молодая! Исправлюсь!» Мне становилось и стыдно, и смешно.

Мой друг с тончайшим чувством юмора отвечал жене на ее возмущения по отношению к нему: «Пиши заявление, увольняйся!»

А многодетная подруга как-то в начале моей семейной жизни рассказала свой прием, чтобы не обижаться. «Поссорились мы, муж дверью хлопнул и ушел спать, а мне так обидно. Но я подумала – вот буду сейчас расстраиваться, плакать всю ночь, не спать, а завтра утром голова будет болеть и глаза красные, а мне ехать с рабочими встречаться по ремонту. Не буду обижаться, пойду спать!» День уже прошел, зачем тянуть его заботы и обиды в новый день?

Какой прекрасный выход из западни обиды! Ведь не даром сказано: утро вечера мудренее. Как я благодарна моей подруге, как часто ее совет спасал меня! Даже сейчас пишу и улыбаюсь.

Как-то мне пришлось быть свидетельницей обиды знакомой монахини на ее келейницу и видеть, как она вышла из этой обиды путем рассудительности – главной добродетели монахов. Обидевшись на невнимание своей подруги-келейницы, монахиня рассуждала так: «У нее сейчас сложный период, апатия, ей тяжело, что я обижаюсь? Я хочу сохранить этого дорогого мне человека в моей будущей жизни. Значит, надо потерпеть и любить».

Действительно, сложный период прошел и две матушки остались близкими, родными по духу людьми.

А недавно эта монахиня рассказала мне: «Знаешь, я ведь очень обидчивой была раньше. А сейчас уже уходит этот грех. Здоровье такое стало, что не до обид. Думаешь, как бы полегчало, и все». Вот так порой, его собственной немощью Господь лечит человека от обидчивости.

Может ли обида навредить здоровью?

Коллаж. Обида

Мне кажется – да.

Обидчивость, злопамятность, конечно же, вредят не только душе, но и телу. Лишая человека мира и радости, обида может спровоцировать и депрессию, и потерю мотивации к работе, к жизни.

Уныние и отчаяние ходят рядом с обидой. Это я хорошо по себе знаю. Обидевшись, уже ничего не хочется делать, а только жалеть себя несчастную.

Архиепископ Иоанн Шаховской писал: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви.

Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь.

Обидчик обижает прежде всего себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит».

На кого можно обижаться?

Вот в дневниках святого праведного Иоанна Кронштадтского можем прочитать: «Отчего это мы обиды человеческие помним и на обидевших гневаемся и злобимся, а обиды диавольские, самые злейшие, зловреднейшие и непрерывные, весьма скоро забываем, хотя бы изобижены были от него тысячу раз в день; между тем как одну обиду какого-либо человека держим на сердце, иногда не один день? Это прелесть диавольская!»

В обиде сложно молиться. «Остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим», – говорится в главной христианской молитве «Отче наш». Если молиться честно, как мы, упорствуя в обиде на кого-то, не прощая, можем сами просить прощения?

Как мудро Господь эту молитву дал, чтобы мы не обижались дольше одного дня даже. Ведь хоть раз в день христиане читают эту молитву. Цена вопроса здесь – прощение твоих грехов. Поэтому каждый раз, читая «Отче наш», стараюсь вспомнить, на кого обижаюсь, и оставить обиду всей душой. Или не произносить этих святых слов.

Простить – не значит забыть

Интересное рассуждение на эту тему я встретила у психолога Марины Филоник: «В молитве «Отче наш» мы говорим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Ключевое слово в нашем контексте – «должникам» означает, что я признаю, что мне сделано зло, что мне очень больно, что у меня, может быть, много гнева на обидчика и жалости к себе.

Я не закрываю глаза, не говорю, что все хорошо и ты ничего не делал, ты вообще прекрасный. Это будет неправдой».

Есть такая народная пословица «Обидевшим Бог судья». Думаю, нужно ее чаще себе напоминать. Христианская мудрость идет еще дальше народной. Владыка Антоний Сурожский сказал в одной из проповедей: «Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: «Когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи!»

Поэтому перед Великим постом есть у Церкви Прощеное воскресенье, когда все люди просят прощения друг у друга и надеятся на милость Божью и очищение души во время поста от грехов, особенно от обидчивости в нашем случае. Но можно и не дожидаться Прощеного воскресенья. Можно каждое воскресенье превратить в воскресенье прощения, а то и каждый день, чтобы не копить обиды. 

У владыки Антония Сурожского я нашла еще такие слова о прощении: «Часто, когда мы думаем о прощении, мы говорим – вот, я прощу; как бы мне забыть? Не надо забывать! Если бы мы могли забыть то, что случилось, мы непременно вернулись бы к тому, что было. Надо помнить; но не той злой памятью, которой мы помним. 

Надо помнить, что, если человек против нас согрешил, значит, он в чем-то слаб, значит, где-то он уязвим и человеческими отношениями, и бесовским воздействием. Вот это надо помнить, чтобы изо всей силы и ценой собственного покоя, собственного благополучия его защитить от этого, не вспоминать ему, что было, а помнить, что здесь у него слабое место, и его целить и защищать.

Подумайте об этом. Так нас принимает Христос и так мы призваны друг друга принимать».

Чтобы приблизиться к этой высоте, я придумала себе такое упражнение. Представляю себя на месте обидевшего меня человека и пытаюсь его оправдать. «Да это от усталости», «просто некогда было», «у нее столько забот, куда там еще обо мне вспомнить», «когда голова занята такими делами, о чем угодно можно забыть», «нервничает, вот и срывается на первом попавшемся». Себя же так легко оправдать. Почему бы не оправдать близких, таких любимых, таких слабых иногда. Может, и Господь меня также оправдает и исцелит от обидчивости, надеюсь.

Как-то после искренней исповеди в обиде я остро почувствовала страшную вещь. Мы – Тело Христово. Творя обиды и разногласия, мы раним Тело Христа, пронзаем Его, как распинатели!

Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?