Запрет взять детей в семью по итогам «тестирования» отменили по суду

Жительница Новосибирской области Галина Денисова добилась признания незаконным отказа в расширении ее приемной семьи, основанного на результатах психологического обследования в государственном центре. Случай отказа в праве стать приемным родителем на основании малопонятных формулировок – не единственный, сообщает «Российская газета», между тем, в скором времени такие обследования могут стать обязательными.

По сведениям издания, психологи признали мотивацию женщины, уже воспитывающей четверых своих и троих приемных детей, «неконструктивной». Также ее посчитали «импульсивной и раздражительной» (во время тестирования она отказалась в пятый раз собирать из кубиков одну и ту же фигурку, заявив, что лучше проведет время с детьми).

В другом случае, ставшем известным «РГ», жительнице Новосибирского района Марии Радзивил, воспитывающей двоих родных и двоих приемных детей, отказали в праве забрать из детдома слепую девочку. «Вот у меня свои дети есть, и чужих мне на дух не надо! И вы своих рожайте!», – заявила ей начальница отдела опеки, и направила кандидата в приемные родители на психологические тестирование. В заключении по его результатам психологи написали, что мотивация усыновительницы «до конца не ясна», но тут же назвали эту мотивацию «неконструктивной».

Другим недостатком потенциальной приемной матери эксперты назвали «формальность желания» взять ребенка в семью, а также указали на опасности, следующие, по их мнению, из наличия в семье трехлетней девочки и 12-летнего мальчика, возраст которых сочли «переходным», и приемного сына, взятого менее года назад. Указанные обстоятельства не позволяют Марии Радзивил взять в семью еще одного ребенка, считают в опеке.

Как указано в решении суда по иску Галины Денисовой, в заключении, выданном ей психологами, не усматривается оснований для отказа в приемном материнстве. Однако другим аргументом для суда стало отсутствие в законодательстве требования о прохождении кандидатами в приемные родители психологического тестирования.

Между тем, в настоящее время Минпросом разработан законопроект об ужесточении требований при семейном устройстве детей, закрепляющий необходимость психологического тестирования для желающих принять ребенка в семью. Несмотря на многочисленные возражения активистов сообщества приемных родителей и профильных экспертов, эта норма не была исключена в ходе доработки документа.

Весной 2017 г. результаты психологического обследования стали основанием для отказа жителю Подмосковья Сергею Спахову в усыновлении трехлетнего Матвея Иванова – мальчика, похищенного в 2014 году его супругой, которого Спахов, по его словам, считал родным сыном. Выдержки из заключения психологов, опубликованные сайтом Общественной палаты, вызвали возмущение ряда общественных активистов и политиков, посчитавших их формальными и бессмысленными.

Так, там сообщалось, что у мужчины «присутствует несбалансированный тип семейной структуры, для которой характерно чрезмерное эмоциональное слияние и лояльность, отсутствие личного пространства, независимости членов семьи», и указывалось на «хаотичный тип семейной структуры, которому свойственна недостаточная дифференциация семейных ролей и нечеткая иерархия».

«Я, разумеется, много чего читал, в том числе специальную литературу, но перевести это на нормальный язык невозможно. Равно как понять, что за смысл за этим стоит»- заявил тогда, комментируя заключение экспертов, член ОП РФ, адвокат Анатолий Кучерена. По его словам, органы опеки демонстрировали «нежелание дать семье воссоединиться», не имея «достойного повода для отказа».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?