БФ «Дом с маяком»: дело Конновой грозит повториться

Вместо создания государственной системы обеспечения пациентов жизненно важными лекарствами, незарегистрированными в России, принимается законопроект, лишающий родителей тяжелобольных детей возможности самостоятельно приобретать необходимые препараты, отметила директор Благотворительного фонда «Дом с маяком» Лида Мониава.

«Вместо того чтобы наладить государственную систему легального обеспечения пациентов с эпилепсией и нуждающихся в паллиативной помощи пациентов диазепамом в микроклизмах, жизненно важными лекарствами, которые не зарегистрированы в РФ, перекрыть единственный нелегальный способ доставать для детей лекарства? Достойное решение чиновников», – написала она на своей странице в Facebook.

Наказание за онлайн-продажу незарегистрированных лекарств ужесточат

В четверг Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов об ужесточении ответственности за продажу в интернете фальсифицированных лекарств.

Речь идет о дополнении статьи 238.1 УК РФ («Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок»).

Сейчас производство, сбыт или ввоз на территорию страны фальсифицированных, недоброкачественных или незарегистрированных в России лекарств и медицинских изделий (в крупном размере) наказывается лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом до 2 млн рублей. Если же эти действия совершены группой лиц или привели к тяжкому вреду здоровью человека, то наказание будет серьезнее – лишение свободы до 8 лет со штрафом до 3 млн рублей.

Согласно принятому Госдумой законопроекту, если для сбыта подобной продукции человек использует «средства широкого распространения, такие как информационные системы, включая интернет», то ему тоже будет грозить до 8 лет тюрьмы со штрафом до 3 млн рублей.

Максимальная ответственность (в случае смерти двух и более лиц от контрафактных лекарств, приобретенных в том числе онлайн-способом) составит до 12 лет лишения свободы со штрафом до 5 млн рублей.

Одновременно законопроект предусматривает внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях РФ. За интернет-распространение медицинских препаратов, лекарственных средств и БАД (если правонарушение не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния) предусматривается штраф до 200 тыс. рублей для граждан, до 800 тыс. рублей – для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, до 5 млн руб. – для юридических лиц.

«Цель этих поправок – защитить здоровье россиян от мошенников, которые не просто наживаются на чужой беде, а создают прямую угрозу для жизни и здоровья людей», – сказал журналистам зампред комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль.

«Родители вынуждены покупать лекарства у нелегальных перекупщиков»

В тексте Уголовного кодекса речь идет не только о фальсифицированных, но и о незарегистрированных в России лекарствах, отметила Лида Мониава. «То есть про диазепам в микроклизмах, про лекарства от эпилепсии (сабрил, фризиум и т.п,)», – уточнила она.

После случая с Екатериной Конновой сотрудники служб паллиативной помощи, родители неизлечимо больных детей и детей, страдающих от эпилепсии, написали обращение к президенту Владимиру Путину, где говорилось:

«Уже много лет родители неизлечимо больных детей вынуждены покупать незарегистрированные в России лекарства для лечения эпилепсии и оказания паллиативной помощи за рубежом или через интернет у нелегальных перекупщиков по завышенной цене, в то время как данные препараты являются жизненно необходимыми и должны предоставляться государством бесплатно».

Министр здравоохранения Вероника Скворцова на встрече с представителями НКО в августе рассказала о трех способах решения проблемы: «Первое – это импортозамещение <…>, второе – механизм с подключением сети аптек с производственными блоками, которые лицензированы к производственной деятельности для приготовления этих лекарств <…>, третий механизм, который менее предпочтителен и имеет риски определенные – это централизованные закупки препаратов, не зарегистрированных в нашей стране при действительно эксклюзивной ситуации».

Как решается проблема сейчас?

«Московский эндокринный завод планирует запустить производство ректального диазепама (микроклизмы) и буккального мидазолама. Для российских детей эти препараты появятся не ранее, чем через 3-5 лет. Так что пока дело мамы Конновой грозит повториться в другой семье», – сообщили «Милосердию.ru» в БФ «Дом с маяком».

«Минздрав до сих пор не предложил реального механизма обеспечения незарегистрированными лекарствами за государственный счет, которым семьи могли бы прямо сейчас воспользоваться», – подчеркнула Лида Мониава.

Екатерина Коннова, мать ребенка-инвалида, едва не оказалась в тюрьме за попытку продать пять микроклизм, не пригодившихся ее сыну.
Ребенок Екатерины страдает тяжелым органическим поражением головного мозга, которое приводит к частым эпилептическим приступам. Для купирования приступов ему назначили диазепам – противосудорожное и седативное лекарство, внесенное в Список III психотропных веществ. Диазепам выпускается в форме таблеток, растворов для инъекций, ректальных свечей и микроклизм. В России зарегистрированы лишь растворы для инъекций. Но когда ребенок бьется в судорогах, использовать микроклизму проще, чем сделать укол.
На форуме в интернете Екатерина купила 20 микроклизм по 1000 рублей за каждую. Цена оказалась слишком высокой, а ампулы для инъекций выдали бесплатно в поликлинике. Поэтому мать-одиночка решила перепродать оставшиеся 5 микроклизм на том же форуме.
Правоохранительные органы расценили ее действия как попытку незаконного сбыта психотропного вещества, незарегистрированного в России. Лишь благодаря поддержке общественности уголовное дело было прекращено.
Эта история привлекла внимание общества и власти к проблеме обеспечения тяжелобольных, в том числе детей, незарегистрированными в России противосудорожными и обезболивающими препаратами.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?