Высшая школа экономики и православная служба помощи «Милосердие» проводят исследование факторов, влияющих на денежные пожертвования. Подведены итоги первого этапа, в ходе которого специалисты НИУ ВШЭ обобщили и сравнили 49 исследований российских и зарубежных экспертов. Основные темы исследований – механизмы благотворительности и фандрайзинга, а также психологический профиль жертвователей.

В ходе исследования выяснилось, что и в России, и на Западе своя специфика участия в благотворительности. В нашей стране больше всего делают пожертвования люди в возрасте от 18 до 34 лет – две трети из опрошенной молодежи (Участие россиян…, 2019; Частные пожертвования…, 2018). В то же время среди россиян старше 55 лет жертвует чуть больше половины – всего 57%. Это связано с небольшими пенсионными накоплениями россиян. При этом за рубежом уровень пожертвований увеличивается с возрастом (Nichols, 1992; Garner, 1991; Wilson, 1984).

На Западе вероятность пожертвования выше, если лично обратиться с просьбой (Wiepking, Bekkers, 2011). Для россиян же важнее всего уверенность в том, что их средства пойдут по назначению (Участие россиян…, 2019). На втором месте – факт личного знакомства с людьми, которым передаются деньги. 11% совершают пожертвования, если нуждающиеся в помощи близки им по духу, а 8% – если это поможет улучшить качество жизни в доме, в котором проживает человек.

20% от суммы пожертвований в некоммерческих организациях – это рекуррентные платежи, то есть те, которые совершаются регулярно, а не разово. В 2017 году среднее регулярное пожертвование составляло 738 рублей (Нужна помощь, 2017). Среди пользователей всего российского интернета на регулярные пожертвования в пользу благотворительных организаций подписано 1,2% пользователей (Нужна помощь, 2017).

Эксперты узнали, среди прочего, на что конкретно люди жертвуют деньги (Участие россиян…, 2019). Помощь религиозным организациям и храмам оказывает всего 6% опрошенных. Чаще помогают деньгами больным детям (35%), детям-сиротам (13%), пожилым людям (17%). Менее распространена помощь бездомным людям, животным, людям с ограниченными возможностями, людям в сложной жизненной ситуации (малообеспеченным, многодетным) и взрослым.

На втором этапе исследования Высшая школа экономики и служба помощи «Милосердие» поставят вопрос: какой смысл воцерковленные прихожане вкладывают в денежную благотворительность?

«Православная благотворительность практически не изучена, – рассказала Ирина Краснопольская, эксперт Центра оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ. – Мы попытаемся объяснить отличия в благотворительных практиках воцерковленных православных и тех, кто не посещает храм регулярно. Будут проведены интервью с воцерковленными прихожанами, участвующими в денежной благотворительности».

«Чтобы понять, какие мотивы и ценности действительно стоят за цифрами, нужно использовать и интервью, и опрос, особенно в церковной сфере, – пояснила Юлия Скокова. – Часто встречаются исследования, в которых задействованы либо только качественные методы (интервью, фокус‑группы), либо только количественные (опросы). Мне кажется важным отметить, что у нас будет и то, и другое».

На третьем этапе исследования будет проведен онлайн-опрос жертвователей православной службы помощи «Милосердие» – тех, кто жертвует регулярно, и тех, кто совершает разовые пожертвования.

Специалисты также коснутся темы благотворительности времени, актуальной в первую очередь для церковной сферы. Многие православные жертвуют не только деньги: становятся добровольцами, помогают одиноким больным, поддерживают нуждающихся в помощи.

Совместное исследование НИУ ВШЭ и службы «Милосердие» завершится в начале 2020 года.

Сайт Центра оценки общественных инициатив НИУ ВШЭ: https://politinst.hse.ru/ccia.

Источники:

  1. Участие россиян в денежных пожертвованиях, 2019 // Мониторинг состояния гражданского общества НИУ ВШЭ (дата обращения: 19.07.2019).
  2. Частные пожертвования в России 2018. Фонд «КАФ». — М.: 2018.
  3. Garner, I.T., Wagner, J. Economic Dimensions of Household Gift Giving // Journal of Consumer Research. 1991. V.18. Р. 368-379.
  4. Nichols, J. E. Targeting Older America // Fund Raising Management. 1992. V. 23 (3). Р. 38-41.
  5. Wilson, M. Family, Urban, and Regional Influences of Giving Behavior // Deakin University (Occasional Paper). 1984. V. 68. P. 1-11.
  6. Bekkers, R., & Wiepking, P. (2011). A literature review of empirical studies of philanthropy: Eight mechanisms that drive charitable giving. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 40(5), 924- 973
  7. Нужна помощь. Бенчмаркинг. Отчет за 2017 год, 2018.