Родители детей с аутизмом: категория «ОВЗ» нарушает право на образование

Представители нескольких общественных организаций – АНО «Центр проблем аутизма», РОО «Контакт», «Особые встречи» – а также активисты из числа родителей детей с аутизмом создали рабочую группу, которая намерена добиваться внесения изменений в законодательство об образовании.

Первое заседание рабочей группы состоялось 13 февраля в Москве. На нем присутствовал адвокат юридической фирмы Latham&Watkins, которому предстоит помочь родителям найти противоречия в нормативных актах, мешающие их детям получать инклюзивное образование.

Екатерина Мень, президент «Центра проблем аутизма», обрисовала ситуацию так: «Мы столкнулись со страшной несогласованностью нормативной базы. Из-за существующих в ней противоречий возможны конфликты, когда мы опираемся на одни правила, а кто-то, отвечающий за образовательные сервисы, опирается на другие».

«Нас многое устраивает в законодательной базе, там много прогрессивного», – добавила она. Тем не менее, есть вещи, которые порождают большое количество ошибок. В первую очередь, источником таких ошибок, влияющих на доступность инклюзивного образования для детей с инвалидностью, является категория ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), которая применяется в федеральном законе «Об образовании».

По мнению Екатерины Мень, понятие ОВЗ необходимо заменить другим – особые образовательные потребности (ООП).

«Категория «здоровье», медицинское определение появляется в законе об образовании, – подчеркнула она. – Закон об образовании не должно волновать здоровье. Это медицинская категория. На деле применение этого закона приводит к тому, что ограничение возможностей здоровья увязывается с правом на образование. Получается, что чем меньше у ребенка здоровья, тем меньше прав на образование. Права должны быть у всех одинаковые, даже если возможности разные».

С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС). Одновременно вступил в силу соответствующий СанПиН (Санитарные правила и нормы).

«ФГОС увязывает обучение с диагнозами, а не с особыми образовательными потребностями детей. Опять появились нозологии, опять поделили: слепых сюда, глухих туда, колясочников сюда, умственно отсталых туда», – комментирует Екатерина Мень.

Между тем существует литература, где все возможные образовательные потребности детей систематизированы и подробно описаны. «У каждого ребенка свой букет образовательных потребностей. Например, у детей с диагнозом «аутизм» могут быть очень разные образовательные потребности. Кому-то нужен коммуникатор, кому-то не нужен, у кого-то есть сопутствующие ограничения по зрению, у кого-то – моторные нарушения. Кто-то хорошо пишет, а кто-то может только печатать. Образовательные учреждения должны интересоваться этими потребностями, а не диагнозами. Тем более, что есть законы, защищающие врачебную тайну», – сказала президент «Центра проблем аутизма».

По ее мнению, необходима юридическая экспертиза практики, сложившейся в школах, когда от родителей требуют сообщать диагнозы детей.

«Стандарт должен быть один – общего образования, – продолжила Екатерина Мень. – То есть планка одна для всех. А средства достижения этой планки могут быть разные, и они описываются в индивидуальных образовательных планах. То есть для каждого ребенка с особыми потребностями формируется свой маршрут».

Помимо этой ключевой проблемы, СанПиН не всегда состыкуется с ФГОС, а ФГОС – с федеральным законом. Выявление таких ошибок станет шагом к исправлению ситуации, считает Мень.

Другие участники заседания рабочей группы предложили разграничить стратегическую задачу, связанную с внесением изменений в федеральный закон, и тактические цели, касающиеся отмены положений ФГОС и СанПиНа, вступивших в силу с 1 сентября. В частности, такую мысль высказала Елена Багарадникова, руководитель РОО «Контакт». По ее мнению, очень острой является также проблема расчета коэффициента подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, где учатся дети с инвалидностью.

«Детям с аутизмом нужна жесткая система поощрений»

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?