Национальный стандарт РФ «Услуги по осуществлению ухода за детьми-инвалидами» (ГОСТ Р 70190-2022) вступил в силу с декабря 2022 г.
«Принятие этого ГОСТа трудно переоценить – теперь все изложенные в нем принципы ухода будут обязательны к исполнению во всех детских домах-интернатах и других государственных организациях», – заявили в Центре лечебной педагогики «Особое детство» (ЦЛП), эксперты которого активно участвовали в подготовке стандарта.
«В стандарте прописаны основные компетенции, которыми должны обладать люди, ухаживающие за детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития. – Ред.)», – пояснила одна из разработчиков, психолог Анна Пайкова.
По ее словам, для детей с такими нарушениями основным контекстом их жизни и средой развития становятся повседневные впечатления. Между тем, уход за этими детьми может быть трудным, утомительным и даже травмирующим для ухаживающих. И если за ребенком ухаживают невнимательно и небрежно, то большую часть времени он проводит в ситуациях, которые его не развивают и ничему не учат.
«Мы призываем людей, которые ухаживают за детьми с ТМНР: когда есть возможность (понятно, что возможность может быть не каждый раз), важно, чтобы ребенок в максимальной степени становился участником того, что с ним происходит. Чтобы ребенок понимал, что с ним происходит сейчас и что с ним будет происходить в следующий момент. Чтобы он понимал, кто эти люди, которые что-то с ним делают – например, если это незрячий ребенок, он может вообще не понимать, кто из персонала внезапно подошел поменять ему памперс. Поэтому мы просим для всех ухаживающих за ребенком взрослых придумать свои способы поздороваться, представиться, прежде чем что-то делать», – отмечает эксперт.
По ее словам, важно, чтобы дети-инвалиды могли бы непосредственно участвовать в происходящем – например, если ребенок может сам выполнять некоторые действия при одевании, то нужно дать ему такую возможность. При этом с помощью развивающего ухода можно и развивать движения у детей с тяжелыми нарушениями.
Развивающий уход облегчает также и жизнь тех, кто ухаживает за детьми-инвалидами, поэтому нужно, чтобы они были знакомы с его принципами, отмечает Анна Пайкова.
«Это персонал интернатных учреждений, персонал дошкольных учреждений (няни и воспитатели детских садов), а также няни, работающие в семьях с такими детьми, – пояснила она. – И, конечно, родители – понятно, что им не нужно всегда руководствоваться этим стандартом, но, имея доступ к стандарту, они будут знать, чего, например, требовать от нянь. Это также медицинский персонал – если ребенок оказался один в больнице (что часто происходит до сих пор), то чтобы уход за ним и лечение происходили в соответствии с принципами развивающего ухода. Выигрывать от применения развивающего ухода будут и различные специалисты (специалисты по движению, логопеды, психологи, воспитатели и др.), занимающиеся реабилитацией и развитием ребенка, потому что те задачи, которые они ставят, будут решаться не только на их занятиях, ограниченных временем и местом, но и в повседневной жизни дети будут тренировать нужные для себя навыки».
«Понятно, что на практике изменение подхода произойдет не сразу, но теперь есть документ, который отвечает на вопрос „как работать с детьми с инвалидностью«, документ, с которым можно и нужно сверяться и требовать выполнения», – подчеркивают в ЦЛП.
Скачать текст нового стандарта можно по ссылке.