Об этом заявил директор правозащитного центра «Сорок сороков» Георгий Солдатов. По его словам, в ходе активного обсуждения проекта в сети разработчики пришли к выводу, что в нынешнем виде он содержит риск злоупотреблений, и может провоцировать роды ради денег. Они просят присылать им предложения по возможному улучшению проекта. Возможно, в его новой версии будет предложено использование механизма государственно-церковно-общественного партнерства.
Концепция законопроекта, вызвавшая дискуссию в соцсетях, была представлена на прошедшем в Москве 24-25 ноября форуме «Отцы за жизнь». В ней предлагалось создать государственную систему пренатального (дородового) усыновления детей. Отказавшаяся от аборта женщина могла бы заключить договор о получении помощи из специального фонда – некоммерческой организации с государственным участием, обязавшись во время беременности следить за своим здоровьем и передавать необходимые сведения в фонд. Незадолго до родов она должна была бы подписать отказ от родительских прав с момента рождения ребенка, но могла бы отозвать это согласие в течение трех дней после родов.
В свою очередь, потенциальные усыновители могли бы по договору с фондом, сделав на его счет оговоренный взнос, получить преимущественное право на усыновление ребенка и необходимые сведения о его здоровье. Если дородовая диагностика выявила бы у ребенка грубые патологии, они могли бы получить преимущественное право на усыновление другого ребенка, чья мать участвует в программе.
Такие предложения вызвали острую реакцию ряда общественных организаций, обвинивших разработчиков в намерении легализовать торговлю детьми. «Смысл доабортного консультирования — формирование у женщины материнских чувств к ребенку. Вовсе не «дотянуть до 12 недель, чтоб она уже не смогла сделать аборт по желанию, а потом кинуть на произвол судьбы» и уж тем более не «уговорить родить и продать»», — напомнила юрист Софья Дробязко.
По ее словам, попытки «выкупать» детей до рождения у проблемных матерей помимо риска коррупционных нарушений грозят также разрушить систему профилактики отказов от новорожденных в роддомах. Вместо этого нужно обеспечивать беременным в тяжелой ситуации комплексную помощь, а в случае отказа от ребенка — в первую очередь стараться пристроить его в семью кровных родственников, подчеркивает эксперт.
В настоящее время Семейный кодекс позволяет родителям дать согласие на усыновление их ребенка конкретным лицом. Но такое согласие может быть дано лишь после рождения ребенка. Помощь родителям со стороны усыновителей не должна носить характер сделки, в противном случае она может стать причиной для возбуждения уголовного дела.
Весной 2024 г. о подготовке законопроекта, предполагающего «перинатальную опеку», рассказала замглавы думского комитета по семье Татьяна Буцкая. По ее словам, речь шла о предоставлении комплексной государственной поддержки вместо аборта при кризисной беременности, в том числе при выявлении тяжелых патологий у плода. После родов мать могла бы отказаться от ребенка, или оставить его себе. Чаще всего выносившая ребенка женщина уже не хочет с ним расставаться, отмечала депутат.

