Родителей детей-аутистов приглашают принять участие в акции, цель которой – на федеральном уровне решить вопрос предоставления им необходимых условий для обучения. Участники направят в Минобрнауки письма, шаблон для них размещен в социальных сетях.

«Многие из вас столкнулись в образовательных организациях с невозможностью создания специальных условий получения образования для ваших детей. Это системная проблема, требующая урегулирования на федеральном уровне, она напрямую связана с необходимостью разработки и применения повышающих коэффициентов при расчете нормативов финансирования специальных условий образования для наших детей», — написала в Facebook  председатель  волгоградской РОО «Луч света» Ольга Седых.

Невозможность обеспечения специальных образовательных условий для детей с РАС и другими ментальными нарушениями, на которую ссылаются во многих регионах, нарушает конституционные права детей, отмечается в шаблоне письма.

В силу специфики расстройств аутистического спектра (РАС) дети с аутизмом требуют особого подхода при организации образования. Так, необходим обученный для работы с ними учитель, тьюторское сопровождение, обязательным является наличие отдельного класса, или хотя бы сенсорной зоны. Для организации эффективного инклюзивного образования детей с РАС в соответствии с моделью «Ресурсный класс» в штатном расписании школы вводятся ставки учителя, педагога-психолога, тьюторов , логопеда, дефектолога, методиста. Необходимые для этого затраты могут быть обеспечены за счет специального коэффициента финансирования.

Как рассказала порталу Милосердие.ru организатор акции, в настоящее время не урегулирован вопрос применения повышающих коэффициентов финансирования школ, где учатся дети с ОВЗ, в том числе – с аутизмом.

«Законодательная база, подзаконные акты позволяют их применение, но это остается на усмотрение субъекта Федерации. Как известно, все, что не запрещено, то можно. Но что не обязательно, а рекомендовано, можно не исполнять», — пояснила она.

«Просим Минобрнауки РФ разработать и утвердить на федеральном уровне рекомендации по повышающим подушевым коэффициентам для каждого из существующих видов адаптированных общеобразовательных программ, а также порядок их применения на региональном уровне.

Для реализации инклюзивного образования детей с РАС в условиях образовательной организации, просим рекомендовать применять повышающие коэффициенты для детей с РАС при расчете норматива финансирования на класс-комплект, а также возможность реализации организационной модели «ресурсный класс»», — говорится в тексте, который родители направляют на сайт министерства.

«Мы проводим акцию, ставя перед собой одну цель: донести до министерства ситуацию в регионах, показать, что без урегулирования на федеральном уровне невозможно решить проблему с созданием специальных условий.

Мы надеемся, что нас услышат, и все-таки урегулируют применение повышающих коэффициентов на федеральном уровне» , — подчеркнула Ольга Седых.

По ее словам, в Волгограде родители детей-аутистов в ближайшее время подадут судебный иск с требованием обеспечить им необходимые образовательные условия. Однако, подобная практика требует значительных усилий и затрат.

«Решать вопросы в судебном порядке можно и нужно, хотя бы ради прецедента,  однако это очень и очень сложно, — пояснила руководитель организации родителей детей-инвалидов. — Помимо финансовой стороны судебного процесса, есть еще одно существенное ограничение: обращение с коллективным заявлением возможно только в случае, если истцов не менее 20 человек. Таким образом, решать сообща проблему открытия ресурсного класса для детей с РАС, например, где есть ограничения по максимальной наполняемости класса, невозможно, это должны быть индивидуальные иски».

Информационная поддержка акции производится Координационным советом по делам детей-инвалидов при ОП РФ, куда входит и РОО «Луч света».  Инструкции по заполнению шаблона и отправке письма размещены в социальных сетях.

«Родители детей с РАС наиболее активны и организованы, и поэтому именно нам необходимо стать тем локомотивом, за которым потянутся родители детей с другими ментальными нарушениями», — подчеркивают авторы обращения.

Родители детей с аутизмом: категория «ОВЗ» нарушает право на образование

Детям с аутизмом в школе нужен не равный с инвалидами статус, а особые условия

«Родители, объединяйтесь!»: как устроить детский садик для аутистов