Православный портал о благотворительности

Я тревожусь из-за нападений на школы. Что делать?

Как родителю, который беспокоится из-за нападений учеников, вооруженных ножами и огнестрельным оружием, на школы, успокоиться и перестать волноваться за ребенка

Юлия КАРПУХИНА, редактор Елена СИМАНКОВА
Местные жители возле Успенской школы в поселке Горки-2 Московской области. В общеобразовательной школе в поселке Горки-2 Одинцовского округа школьник напал с ножом на учеников и охранника.
Возле Успенской школы в поселке Горки-2 Московской области. Фото: Юрий Кочетков / РИА Новости, 16.12.2025

Новости о нападении девятиклассника с ножом в Успенской школе в Одинцово заставили волноваться всех родителей, у которых дети учатся в школе. В результате атаки погиб ученик начальной школы, был ранен охранник. Днем ранее аналогичный инцидент, правда, без жертв, произошел в одной из школ Санкт-Петербурга.

Эмоции зашкаливают. Можно ли не поддаваться панике, успокоиться самим и помочь пережить эти новости ребенку? Говорят, что пережить тревогу легче, если ты вооружен информацией.

Мы поговорили с экспертом по безопасности, который объяснил, как устроена охрана детей в школе и что реально можно сделать в случае, если учебное заведение атакует человек с ножом, а также спросили психолога и священника о том, как найти утешение, и можно ли не тревожиться о своих детях в нашем полном опасностей мире.

Что нужно понимать о безопасности ребенка в школе?

Меры безопасности в школах. Фото: Егор Алеев/ТАСС, Казань, 18.01.2018

Охрана в школе устроена стандартно: обычно на входе есть пост охраны, на котором сотрудники ЧОП, часто – пожилого возраста, встречают учащихся, сидя за столом. Это существенная ошибка, говорит бывший сотрудник Росгвардии, сейчас возглавляющий ЧОП, Алексей Н., который на условиях анонимности рассказал нам о том, как устроена безопасность в школах и как поступать в случае нападения с ножом. «Если действительно есть какая-то опасность, то сидячему охраннику понадобится 2-3 секунды, чтобы встать, сконцентрироваться и начать что-то делать. За это время все уже произойдет», – поясняет эксперт.

Рамки и металлодетекторы в школе далеко не всегда используются должным образом. Охранники, объясняет эксперт, стараются их не включать, поскольку это создает организационные проблемы, так как школьники, толпясь, массово опаздывают на уроки. Но даже если рамки работают, сотрудники охраны не всегда обращают внимание на сигналы, поскольку чаще всего это связано с бытовыми предметами и, опять же, влечет огромную очередь на входе.

Обнаружить нож у школьника почти невозможно. «Нож плоский, его не видно под курткой, это не автомат, – объясняет Алексей. – Кроме того, сейчас появились ножи из материалов, на которые датчик не реагирует».

Системно усилить охрану в учебных заведениях пока нельзя. «Такой возможности сейчас объективно нет», – комментирует эксперт. Но он убежден, что уже имеющихся охранников можно обучать таким образом, чтобы они знали о порядке действий и реагировали правильно в случае нападения с холодным (впрочем, как и огнестрельным) оружием.  

Что делать при угрозе нападения?

Следователи и криминалисты ГСУ СК по Московской области на месте происшествия в Успенской школе в поселке Горки-2 Московской области. Фото: Следственный комитет РФ / РИА Новости, 16.12.2025

Человек, вооруженный ножом, крайне опасен: защититься от ножевых ударов ребенку практически невозможно, а раненый быстро слабеет от потери крови и погибает. Если нападающий ориентируется в анатомии, шансов выжить и вовсе немного. Поэтому нужно:

Бежать. Если ребенок оказался в ситуации, когда другой ученик угрожает ножом, нужно, по словам Алексея, постараться убежать, где-то укрыться, забаррикадироваться.

Не подпускать падающего близко. «Бесполезно пытаться обезоружить нападающего», – объясняет эксперт.

Не разговаривать с нападающим. Алексей предупреждает, что ребенку вступать в беседу ни в коем случае не надо. «Если нападающий с ножом уже рядом, разговор с ним может переключить его внимание на вас и спровоцировать атаку». Так, в общем-то, и произошло, когда в Успенской школе к атаковавшему обратился охранник. В данном случае это было оправданно – переключив внимание на себя, охранник дал время учительнице спасти детей. Но ребенку так делать нельзя.

Спрятаться в помещении. Залететь в свободный класс, забаррикадироваться столами и стульями, зафиксировать ручку, закрыть жалюзи (неизвестно, нет ли сообщников на улице) и там ждать помощи.

Отбиваться подручными предметами. Если столкновения не избежать, нужно попробовать сбрасывать под ноги нападающего крупные предметы – стулья, парты.

Что можно сделать для профилактики таких трагедий?

Когда первые страхи улягутся, необходимо поговорить с ребенком о происшедшем, объяснить ему опасность и вкратце изложить советы о том, как действовать при нападении. Но слов мало: все действия, считает Алексей, необходимо многократно отрабатывать и тренировать.  Для этого:

Формируем мышечную память. Помогут не лекции, а тренировки в игровой форме по действиям в экстремальной ситуации, чтобы действия детей стали автоматическими. «Приблизительно так, как учат японских детей: при землетрясениях они на автомате без паники бегут в дверные проемы и прочие укрытия», – объясняет основной принцип Алексей.

Объясняем реальную ценность жизни. Хорошо бы также постоянно наглядно доносить до детей, особенно выросших на компьютерных играх, идею ценности жизни, объясняя, что десяти жизней у человека не будет, жизнь – это не компьютерная игра. Важно научить старших детей помогать малышам. Еще нужно отработать эвакуацию заранее, чтобы у детей не было поползновения бежать за новой курткой в раздевалку, чтобы даже в голову такой вопрос не пришел!

Как успокоиться взрослым, которые тревожатся за своего ребенка?

Родители у входа на территорию школы №117 в Нижнем Новгороде, где между учениками 8-го класса произошел конфликт. В результате конфликта один из учащихся нанес колото-резаные ранения двум подросткам. Фото: Анастасия Макарычева / РИА Новости, 11.03.2025

Новости о нападении подростка с ножом в одинцовской школе встревожили родителей, но некоторым попался в интернете и видеоролик, который снимал подросток, убивший мальчика. Видео настолько жесткое, что после него можно только рыдать и испытывать панический страх за своего ребенка. Ксения Ягодина, семейный и школьный психолог, сооснователь проекта психологической поддержки родителей «Обнимемся, сестра», считает, что испытывать страх в такой ситуации – это очень понятная и естественная эмоция. Но можно помочь себе, а затем и ребенку справиться с переживаниями. Вот пошаговый алгоритм действий (прочитав его, отложите гаджет и выполните все действия последовательно).

Осознайте и признайте проблему. Скажите себе: «Я в панике. Это нормальная реакция на ненормальное событие. Сейчас я помогу своей нервной системе».

Уберите гаджет. Немедленно отложите телефон, выключите компьютер/телевизор.

Используйте холод. Достаньте из морозилки что-то холодное: пакет со льдом, замороженные овощи. В зависимости от того, насколько вам плохо, можно либо подержать это в руках, либо, если не помогает, завернуть в ткань и приложить к лицу.

Ходите. Если всего вышеперечисленного недостаточно, можно пойти либо принять ванную, либо быстрым шагом пройтись: например, выйти на лестницу в доме или обойти вокруг здания несколько раз.

Защитите себя. Когда немного успокоитесь, отключите ВСЕ уведомления в телефоне, кроме критически важных (звонки от близких, школа ребенка). Удалите или скройте приложения с новостями и соцсетями на сегодня. Дайте себе информационный покой.

Обратитесь к специалисту. Если спустя сутки тревога не проходит, перед глазами продолжают стоять страшные картины из новостей, а мозг возвращается к подробностям трагедии, если вам трудно спать, есть, сосредоточиться – это повод обратиться к специалисту (неврологу, психиатру).

Как побороть страх вести ребенка в школу?

Часто после трагических событий наступает такая реакция: страшно быть там, где потенциальная опасность повышена. Некоторым родителям даже может не хотеться вести своих детей в школу – несмотря на то, что именно их учебное заведение, быть может, беда обошла стороной. «Этот страх очень понятен», – говорит психолог Ксения Ягодина. – И он усиливается тем, что мы как бы передаем школе функцию безопасности ребенка, когда нас нет рядом, но такие истории подсвечивают, что абсолютной безопасности не существует, и школы тоже не всемогущие». Вот порядок действий на этот случай.

Начните с себя. Помним: «кислородную маску сначала на маму, потом на ребенка». Постарайтесь успокоиться (советы как это сделать – выше).

Разрешите себе восстановиться. Сегодня страх непреодолим – оставьте ребенка дома. Один день для восстановления вашего ресурса – это нормально и полезно для вас обоих, и если нужно, то можно спокойно его пропустить. Но это не обязательное правило, исходите из ситуации и индивидуальных особенностей.

Переходите от эмоций к фактам. После того как улягутся первые чувства, напомните себе: такие события, как нападение на школу, случаются крайне редко. Наш страх и повсеместное освещение ситуации в новостях искажает восприятие реальности.

Поймите, что вы в безопасности. После подобных трагедий меры безопасности в школах всегда усиливаются. Это известный факт.

Получите информацию из достоверного источника. Свяжитесь с классным руководителем или администрацией школы. Задайте прямые вопросы: «Какие дополнительные меры безопасности сейчас введены?», «Будут ли проводиться беседы с детьми?», «Как проходит проверка на входе?». Ответы от школы дадут вам конкретные факты для опоры, а не тревожные фантазии.

Как обсуждать происшедшее с ребенком

Поговорить с ребенком необходимо, но не раньше, чем сам родитель успокоится и придет в норму. Это самое важное, что необходимо помнить.

Обсудите ситуацию, опираясь на факты, а не на страх. Ваша задача – транслировать не тревогу, а бдительность и алгоритмы действий.

Выберите время. Не говорите на бегу или в момент собственной паники. Выделите спокойный момент, когда вы можете быть рядом.

Узнайте, что известно ребенку. Начните с вопроса: «В школе/в интернете сегодня обсуждали какие-то важные новости? Что ты слышал?» Не обрушивайте информацию, если он еще не в курсе. Малышам она может быть совсем не нужна. Если в школе вашего ребенка эту ситуацию не обсуждали, и он ничего не знает, то эта информация ему ни для чего не нужна.

Говорите спокойно и честно. Если ребенок знает, признайте случившееся: «Да, было очень страшное и печальное событие в другой школе».

Разделите с ним чувства. «Это нормально – чувствовать грусть, страх или растерянность. Я тоже это чувствую».

Сместите фокус на безопасность. «Такое случается очень редко. В нашей школе есть охрана, тревожные кнопки, камеры и правила». «Мы с тобой знаем, что делать в опасной ситуации: слушаться учителя, знать пути эвакуации (как на пожаре)». «Твоя задача – если что- то странное или пугающее происходит, сразу говорить взрослому в школе (учителю, охраннику) и мне».

Установите правила информационной гигиены. «Когда случаются такие трагедии, в интернете появляется много страшных и непроверенных видео. Их не нужно смотреть. Они не помогают, а только вредят психике. Если ты такое случайно увидел – сразу закрой и приходи ко мне. Мы обсудим».
Дайте опору. Завершите разговор поддержкой: «Я всегда на твоей стороне. Мы в безопасности. Школа принимает меры. Моя работа как родителя – думать о твоей безопасности, и я это делаю».

Как совладать с ощущением, что мир не безопасен для твоего ребенка?

Во время перемены в гимназии №14 «Универсарий» в Новосибирске. Фото: Александр Кряжев / РИА Новости, 27.11.2025

Как верующему человеку относится к тому, что даже в школе с ребенком может случиться непоправимое? Мы спросили об этом протоиерея Андрея Близнюка – клирика храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, руководителя группы Церковной помощи в чрезвычайных ситуациях, аттестованного священника-спасателя.

«Когда погибает ребенок – это такое горе, что трудно чем-то утешить и его родителей, и тех, кто со страхом провожает своих детей в школу, – говорит протоиерей Андрей Близнюк. – Мы знаем, что внезапно умереть может каждый из нас. Но мы, конечно, надеемся на Царство Божие, ведь смерти нет. Конечно, хочется плакать в такой ситуации – и это нормально».

Даже Христос плакал, когда увидел Лазаря во гробе, размышляет отец Андрей. Эта реакция – плач, скорбь – настолько естественна и дана человеку самой природой, что пытаться подавить её, «зажать» внутри – всё равно что плотно закрыть крышку кипящего котла. Рано или поздно его разорвёт. Дать выйти накопленной боли через горевание и слезы – жизненно необходимо. Так устроен человек, это его естественный, Богом данный способ исцеления души.

По словам отца Андрея, мы, взрослые, должны защитить детей. Но это история не про то, чтобы в школе разместить спецназ для безопасности или надевать на ребенка бронежилет. Главная защита – постараться нам самим стать ближе к Богу. «Господь ведь о нас заботится и любит наших детей больше, чем мы сами, – напоминает священник. – Как не беспокоиться матери, остро ощущающей, что мир не безопасен для ее детей? С молитвой провожать ребенка из дома, перекрестить, поцеловать и крепко уповать на помощь Божию. Знать, что Бог не бросит, никогда не скажет: живите как хотите. Уповать на Бога и надеяться. И доставать молитвослов, переплавляя свою тревогу в молитву».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен
Exit mobile version