«Я не боюсь». Священник причащает прихожан на дому

Отец Стахий Колотвин убежден, что сейчас «беспокоить священника» – это не стыдно, не запрещено. Позвать батюшку для Причастия может любой прихожанин.

Cвященник Стахий Колотвин

«Я не боюсь», – улыбаясь, хотя и не бравируя, говорит настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине, священник Стахий Колотвин. Для безопасности у него есть маски, перчатки и флакон антисептика, который батюшка носит в кармане и регулярно использует. С момента, когда 25 марта было объявлено о «нерабочей неделе» (которую затем продлили до 30 апреля) отец Стахий почти каждый день навещает своих прихожан на дому.

«Беспокоить» священника надо – это не стыдно и не запрещено»

«Каждый православный священник и так несет служение по окормлению прихожан на дому – причащает и соборует заболевших, навещает стариков, приходит к тем, кто ранее не бывал в храме, но в силу тяжелых обстоятельств задумался о необходимости исповеди и Причастия. Это норма служения приходского священника, но сейчас эта норма актуализировалась вдвойне», -говорит отец Стахий.

По его словам, ранее, в «мирное» время в храме Воздвижения Креста Господня в Митине такое послушание несли в основном священники Сергий Сильва и Константин Кокора, в то время как сам отец Стахий, будучи настоятелем, больше был сосредоточен на административной работе. Сейчас же потребность в священниках, навещающих прихожан на дому, резко возросла, и он подключился к процессу.

«После первого выступления президента, быть может, пару дней молчал телефон. Наверное, люди еще стеснялись. А потом – кроме воскресений визиты у меня были почти каждый день», – рассказывает священник.

Отец Стахий говорит, что первая заминка была связана не с тем, что прихожане опасались звать батюшку, потому что он может их заразить – скорее тревожились, что лишний раз побеспокоят. «Первыми меня стали звать наши пожилые прихожане, которые самоизолировались достаточно давно. На момент обращения президента они уже около двух недель пробыли дома, не посещали храм. И рассуждали они примерно так: «зачем же я буду звать к себе, беспокоить, если я чувствую себя хорошо».

Батюшка убеждает, что «беспокоить» надо – это не стыдно, не запрещено. В сложившихся сейчас условиях строгого карантина нет никаких ограничений – не стоит думать, что пригласить батюшку для соборования и Причастия может только тяжело больной, инвалид или пожилой человек.

Читайте также:
Вирусолог: «Носить маски придется еще много месяцев»
Вести с фронта: что рассказывают врачи и медсестры, столкнувшиеся с коронавирусом
Донор, переболевшая коронавирусом: «Моя плазма может помочь 1-3 пациентам. Узнать, кому чья невозможно»

«Конечно, не стоит звать батюшку просто от скуки, от желания пообщаться, но я думаю, люди это и так понимают. Если у вас все хорошо, все здоровы и благополучны, просто скажите: батюшка, у нас ничего срочного, мы просто очень хотим позвать священника. Потому что самому священнику заранее нужно понять, как ему вписать этот визит в свой график».

«Мою руки, волосы и бороду, чтобы вирус не прицепился»

К выходам «в мир» отец Стахий относится ответственно. У него есть перчатки, маски, в кармане – флакон антисептического геля, которым батюшка обрабатывает руки, будучи на улице, причем обрабатывает довольно часто. Входя в квартиру, отец Стахий спешит, не дотрагиваясь ни до чего, поскорее вымыть руки. Затем умывается, моет волосы и бороду. «Чтобы нигде вирус, принесенный с улицы, случайно не зацепился», – поясняет батюшка.

«Это меня супруга на такой серьезный лад настроила. Она очень переживала поначалу, волновалась, и, когда я возвращался домой, требовала соблюдения строгого ритуала. Матушка говорила: «Снимай и постирай одежду, протри телефон спиртовой салфеткой». Может быть, благодаря ей я выработал строгую дисциплину, и сейчас ее придерживаюсь».

Конечно, риски остаются, уточняет отец Стахий. «Все мы понимаем, что полностью себя не обезопасить, но меры предосторожности все же должны быть. Здесь мне близка самая простая и очевидная позиция: делай, что должно.

Я надеюсь, что Господь увидит наши усилия, заметит, что мы стараемся, не манкируем санитарными предписаниями, и все-таки уже нам поможет.

«На Бога надейся, а сам не плошай» – это ведь пословица очень христианская, она про то, что наше спасение – это соработничество со Христом.

Ни мы сами спастись не можем, но и Господь не может спасать нас против нашего желания. И тут нельзя разделить, что в вопросе спасения души у меня с Богом одни отношения, а по «бытовым», «земным» вопросам» – другие. Все это – единая линия».

Отец Стахий признается, что разговаривать и петь в маске ему трудно, порой случается, что перехватывает дыхание, однако он принял решение не отказываться от этого средства защиты. «Маска защищает не тебя, а других – от тебя. Когда приходишь и надеваешь маску – это для того, чтобы людям не навредить», – говорит батюшка.

Он рассказывает, что не так давно причащал на дому беременную прихожанку. Будущей маме скоро рожать, и она не хотела оставаться без Причастия, потому что и не известно, как долго продлится эта ситуация, а после родов нужно будет соблюсти обязательные 40 дней до того, как можно будет прийти в храм. Это тяжело, долго, кроме того, женщине хотелось получить поддержку и Божью помощь перед родами.

«Там я молитву читал в одной маске, а когда подходил к ней соборовать – вторую на всякий случай надевал. Быть может, это скорее для психологического спокойствия, но пусть лучше будет так. Я попросил, чтобы в масках были все: и беременная, и ее домашние, и я. На всякий случай мы даже окошко приоткрыли, чтобы в комнате был свежий воздух».

«Меня встречают, как гонца из внешнего мира»

«Сейчас у наших прихожан такая служба – оставаться дома и ждать священника», – говорит о наступившем в России времени карантина отец Стахий.

Он признается, что всех, кто в эти дни приглашает священника на дом для соборования и Причастия, объединяет одно: люди действительно скучают по храму, по службам, по Богу.

«Конечно, люди часто встречают пришедшего к ним священника как гонца из внешнего мира. Но потом открывается нечто совершенно другое. Часто, особенно в воцерковленных семьях, это радость совместной молитвы. Например, недавно я был в семье наших прихожан. У них гостила пожилая мама – она не успела уехать, когда начались ограничения, и осталась вместе с детьми и внуками. И вот на общую молитву собралось три поколения, это было так замечательно!», – вспоминает отец Стахий.

Оказалось также, что сложившаяся вокруг эпидемии ситуация неожиданно дает возможность для проповеди Православия среди тех, кто в храме до сих не был или бывал периодически.

«Узнав, что священника можно сейчас пригласить на дом, меня и наших батюшек стали звать люди, которые были далеки от молитвы, исповеди и Причастия.

Люди искренне радуются, они очень интересуются всем, что касается службы и храма, говорят, что обязательно придут к нам, когда все закончится. Хочется верить, что так и будет».

После того, как 10 апреля мэр Москвы Серей Собянин объявил о введении обязательных пропусков на передвижение по городу, отец Стахий Колотвин готовится получать рабочий документ, который будет действовать до 30 апреля. Батюшка уверен, что такой пропуск будет получен, ведь в храме, где он настоятельствует, он не только служит, но и отвечает за строительство нового церковного здания.

«В основном меня зовут наши прихожане, которые живут в пределах одного района. Машины у меня нет, передвигаюсь я в основном пешком, так что пропуск именно для визитов, если верить опубликованной информации, мне может пока что и не понадобиться. Но если вдруг решение изменят – конечно, буду получать его на общих основаниях. Понадобиться ехать в другой район – буду искать и такую возможность, либо просить о помощи священников других храмов.

На Страстной неделе я не планирую прерывать эти визиты. Наоборот, после утренней службы и до вечерней будет время, которое можно потратить с большой пользой. После Пасхи мы с батюшками также продолжим навещать наших прихожан.

Кстати, это давняя, еще дореволюционная традиция. Тогда и без всяких трудностей и эпидемий, священники приходили в гости к людям, обычно после Крещения, чтобы вместе отслужить молебен и окропить жилище святой водой, случалось, что и на Светлой седмице. Мы можем сегодня возродить эту традицию», – говорит отец Стахий.

Он признается, что очень рад такому послушанию: будучи натурой активной, деятельной, батюшка, что называется, «рвется в бой», потому что так, с помощью конкретных поступков и зримой помощи ему проще справляться с трудностями.

«Знаете, я не великий молитвенник, мне бывает трудно о чем-то долго и сосредоточено беседовать с Богом, проще делать что-то конкретное и понятное: служить, исповедовать, строить наш храм. Но все же есть то, о чем я Господа сейчас очень прошу.

Главное – чтобы никто из наших священников не заразился, чтобы не прекратились службы в нашем храме Воздвижения Креста Господня в Митине.

Мне очень важно сохранить, уберечь сейчас нашу приходскую жизнь. Приход у нас юный – пятилетний младенец. Он возрастал и укреплялся на моих глазах, и мы все очень беспокоимся – и за священников, и за прихожан. Пусть все будут здоровы и пусть сохранится то, что у нас в храме уже есть. Потому что для многих это то место, куда приходишь – и сердце радуется».

Фото Павла Смертина

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?