Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Вырицкие тетрадки: как дневники прабабушки привели ее правнучку в Церковь

Святой Серафим Вырицкий напророчил прабабушке Анны, что ее дневники напечатают. В те годы эти слова звучали странно. Но пророчество сбылось несколько лет назад

Дневник в руках

50-е годы XX века, дачный поселок Вырица под Ленинградом. В субботу первой недели Великого поста, вернувшись из храма после причастия, Екатерина Михайловна Голубева начинает писать воспоминания о своей жизни. 

Примерно лет через 60, в 2011 году, эти записки на чердаке старой дачи найдет ее правнучка Анна, и жизнь ее изменится самым невозможным образом: благополучный сотрудник автосалона станет иконописцем и женой священника.

Просто дача

Портрет молодой женщины в саду

Прабабушку Катю Анна запомнила очень смутно. Остался в памяти образ немощной старушки, лежащей на кровати в маленькой комнатке дачного дома в Вырице, – одно из первых детских воспоминаний. Тогда, в 1987 году Ане было около трех лет, а прабабушке Кате 92.

Аня жила в Питере, а лето проводила в Вырице – это были самые счастливые месяцы жизни: поселок весь в соснах, река Оредеж, беззаботное время. Никто в семье не ходил в церковь, рассказов о вырицком подвижнике старце Серафиме Аня в детстве не слышала. В 90-е годы православные паломники со всей России потянулись в Вырицу, но для Ани это была просто любимая дача, никак не связанная с чудесами и чем-то церковным. Там были природа и свобода, были бабушка Оля и дедушка Юра – мастер на все руки, участник войны, как и многие воевавшие, никогда не рассказывавший о ней.

Иногда на даче перед сном родители читали Ане и ее старшему брату какие-то записки, оставленные прабабушкой Катей, девочка запомнила старые тетрадки и смешные истории из них. Например, о том, как маленький братик прабабушки решил увезти из деревни в город лягушек, ведь «они так замечательно квакают», посадил лягушек в коробку из-под печенья, а когда за завтраком случайно эту коробку открыли, то лягушки бросились в разные стороны по столу, в сахарницу и в кофе, и крику было на всю деревню.

А потом Аня выросла, на дачу стала приезжать редко. Окончила экономический вуз, работала бухгалтером в автосалоне, купила машину, путешествовала. Внешне все было неплохо, но в душе постоянная неудовлетворенность – нет счастья, нет гармонии. Смысл жизни девушка пыталась найти, но только не в Церкви: отталкивал неудачный опыт общения со священнослужителями.

Во время летних поездок на дачу, вспоминая безмятежное детство, много раз пыталась найти те прабабушкины тетрадки, но ни разу не удавалось. Дачу к тому времени разделили между родственниками, поставили перегородки, мама говорила, что, наверное, записки прабабушки остались на другой половине дома.

«Наверное, я нашла их, когда оказалась готова понять содержание, – рассказывает Анна, – однажды, в очередной раз поднявшись на чердак, я стала разбирать первую попавшуюся коробку, сверху лежали мои школьные тетради, я подняла их, – а под ними оказались те самые тетради прабабушки, 41 штука. Разной толщины, исписанные от руки мелким почерком. На первой заголовок «О милости Божией». Я начала их читать, и все внутри у меня перевернулось». Закончила чтение Анна уже другим человеком.

Батюшка Серафим

В храме, икона преподобного Серафима Вырицкого

Детская память сохранила смешную историю про лягушек, а на самом деле в этой толстой стопке тетрадей была подробно описана жизнь целой семьи за полвека – и какие полвека – революция, репрессии, Великая Отечественная война.

Много быта описывала прабабушка, а еще больше своих личных переживаний, сначала маленькой девочки, потом девушки на выданье, жены и многодетной матери (у Екатерины Михайловны родилось шестеро детей, Анин дедушка Юра был ее младшим сыном). Но главное, что поразило Анну, – это рассказы прабабушки про те чудеса, которые случались с ней в жизни. Екатерина Михайловна всю жизнь оставалась верующей, ходила в храм и в 20-е, и в 30-е годы, водила к причастию детей, хотя и бывали у нее периоды сомнений, о которых она тоже упоминала в дневнике. Немало чудес случилось у нее в жизни, а одной из самых важных встреч стала встреча со старцем Серафимом Вырицким в 1927 году. 

Тогда его еще не называли «Вырицким», старец жил в Александро-Невской лавре и принимал людей. Екатерина случайно попала к нему, пришла помолиться в Лавру в тяжелой ситуации: пятеро маленьких детей, беременна шестым, мужа арестовали. Все тогда твердили кругом: делай аборт. Потеряв надежду на помощь от людей, Екатерина горько плакала перед ракой Александра Невского в Лавре. И какая-то женщина отвела ее к неизвестному ей схимонаху Серафиму. После разговора со старцем мысли об аборте ушли, появилась в душе надежда. Екатерина родила мальчика, и, хотя рожденный малыш долго не прожил, тяжкого греха она не совершила, а вскоре выпустили из заключения ее мужа.

Не раз потом в сложных ситуациях выручали Анину прабабушку советы и молитвы батюшки Серафима. Да и в Вырице после войны семья Голубевых оказалась благодаря ему. Тот самый вырицкий дом, который так любила Анна, был куплен по благословению старца. Старец просто сказал ее прадедушке спросить у первого встретившегося ему на дороге человека, где продается дом: «Вот этот и будет твой».

Воспоминания о своей жизни Екатерина Михайловна Голубева начала писать тоже по благословению отца Серафима; мало того, старец ей сказал, что когда-нибудь их напечатают – можно представить, насколько странно тогда звучали его слова.

Слово «Бог» сначала писала с маленькой буквы

Страница дневника

«Сначала после прочитанного у меня появилось доверие именно к старцу Серафиму, в церковь я так и не решалась заходить, но стала ходить в часовню, где он похоронен, и молиться ему, – рассказывает Анна. – А потом я поехала в путешествие по Белоруссии, и там в одном монастыре нам встретился очень приветливый священник, который нас принял с такой радостью и вниманием, что мое отношение к Церкви изменилось. Вернувшись, я пошла на курсы катехизации при Санкт-Петербургской духовной академии, стала исповедаться и причащаться. И когда я стала ходить в храм, то почувствовала себя на своем месте и абсолютно счастливым человеком. Я поняла, что это то, что я искала.

А потом начался Великий пост. И я захотела взять на пост какой-то душеполезный труд, послушание. Решила, что сяду и наберу на компьютере дневник бабушки. Если он мне принес столько духовной пользы, так ведь наверняка еще кому-то будет это полезно прочитать. Набирая эти записки, я воцерковлялась. Это даже видно по тому, как я набирала текст: когда начинала печатать, то у меня слово «Бог» было сначала с маленькой буквы. Я не знала, как пишутся слова молитв или, например, что такое «аналой», –  приходилось смотреть в интернете».

Анна тогда работала пять дней в неделю в офисе, работа была сидячей, и после полного рабочего дня она продолжала сидеть по вечерам за компьютером дома, разбирая прабабушкин мелкий почерк и набирая текст.

Но на удивление дело пошло очень быстро. Помогло то, что на работе оказались верующие коллеги, которые стали первыми читателями воспоминаний, и это придавало Анне уверенности: «Вечером я набирала очередную порцию страниц, на работе распечатывала, и мой коллега, молодой мужчина, инженер, прочитав, просил: Аня, это невозможно интересно, пожалуйста, давай скорее продолжение. Над какими-то страницами он не мог сдержать слез. Он постоянно меня торопил, и я спешила, и как-то так оказалось, что накануне Страстной седмицы я все закончила. Это было совершенно неожиданно. Как это получилось так быстро – непонятно. Воспринимаю это как чудо».

Из бухгалтеров в иконописцы

Фрагмент иконы Серафима Вырицкого, написанной Анной
Фрагмент иконы Серафима Вырицкого, написанной Анной. Фото предоставлено Анной Голубевой

Курсы катехизации заканчивались. Но Анна решила пойти учиться дальше. От прабабушки Кати осталось много старинных икон, Анна давно искала, где можно их отреставрировать, а потом вдруг подумала, что хорошо было бы и научиться писать иконы. Курсов иконописи не нашла, в интернете почему-то попадались ссылки только на иконописное отделение в Духовной академии. Образования художественного у нее не было, ходила в студию живописи просто рисовать для души, поэтому поступать в академию казалось безрассудством и дерзостью – ведь всего-то несколько месяцев как в храм начала ходить. Но, помолившись, все-таки решилась попробовать.

Аня тогда вспомнила фрагмент из прабабушкиного дневника. Во время войны, растерявшись с родными, Екатерина Михайловна не знала, куда ей идти их искать. И прабабушка поступила по совету старца Серафима: после усиленной молитвы и трех дней поста она написала на бумаге разные направления и вытянула «идти в Гатчину», и действительно нашла на том направлении свою семью.

Анна купила икону Николая Чудотворца и решила, что раз и так идет Великий пост и она постится, то достаточно только помолиться и вытянуть жребий. Написала разные варианты: «поступать сейчас», «поступать на будущий год», «не поступать» и еще несколько разных. Выпало «поступать в этом году». Все-таки это выглядело очень безрассудным, и девушка решила, что надо еще усиленнее попоститься три дня, и через три дня вытянула опять бумажку «поступать в этом году».

Преподаватель с курсов живописи оказался сведущим в иконописи, научил основным приемам, которые требовались для вступительных экзаменов. Учила молитвы, псалмы, теорию искусства. И поступила!

Дипломной работой Анны стал образ преподобного Серафима Вырицкого с житием. По краям иконы в клеймах изображены основные события жизни святого. Такая икона писалась впервые, ведь преподобный Серафим был прославлен в лике святых не так давно – в 2000 году.  Анна сама разрабатывала иконографию, изучая жизнеописание старца, богослужебные тексты. А после защиты диплома эта икона была подарена Академией Святейшему Патриарху Кириллу. (Протоиерей Михаил Гундяев, отец Святейшего, вместе с супругой обращался к старцу Серафиму при его жизни за молитвой и советом.)

Во время учебы в академии Анна познакомилась с будущем мужем, семинаристом. Хотя девушка была мало знакома с жизнью духовенства, но из записок бабушки знала, как непроста жизнь священника, и не считала путь матушки чем-то романтичным. Познакомил молодых людей духовник Анны, а когда они стали общаться, то поняли, что очень подходят друг другу.

У Анны и Евгения оказался похожий опыт позднего прихода к вере, оба окончили вузы, легко было понимать друг друга. Во время учебы, на каникулах, вместе ездили помогать в лагерь для людей с умственной отсталостью, организованный на базе храма. Поженились на старших курсах, супруга рукоположили, и почти сразу после окончания учебы Анна стала матушкой.

Пра и ее подписчики

Стопка тетрадей

А в 2024 году исполнилось еще одно пророчество старца – записки Екатерины Голубевой были изданы. Получилось это не сразу. Из многих издательств Анна получила отказ, но попыток не оставляла – очень уж сильна была уверенность в том, что книга нужна людям. Верила, что многие, как и она когда-то, найдут поддержку в этой автобиографии, ведь прабабушка (иногда в телеграм-канале Анна называла ее просто «Пра») смогла пережить такие тяжелые времена, что сейчас и не снились.

Где-то соглашались издать только маленькие отрывки, посвященные преподобному Серафиму. Но тогда терялась основная суть повествования – «правда о жизненном пути и духовном восхождении простого человека» – такой подзаголовок дала запискам Анна. И случилось чудо – нашлись благотворители, которые издали книгу без сокращений, в изящном оформлении, с фотографиями и рисунками.

Пока издатель не находился, Анна выкладывала отрывки из рукописи в телеграм-канале «О милости Божией». Подписчики реагировали так же, как когда-то ее первый читатель, коллега из автосалона: скорее просили выложить продолжение, так захватила их история простой русской женщины. Можно сказать, что в этих записках открывался какой-то портал в прошлое, где можно было узнать все до мелочей – и бытовые, и психологические подробности.

Первая тетрадь начиналась идиллическими картинами детства. Большая семья, где друг друга все любят, где всегда готовы прийти на помощь. Там были и свои трагические истории – в семье родителей живет крестная, молодая еще женщина, которой изменил муж, от горя женщина начала пить, но, исцелившись по молитве Иоанна Кронштадтского, всю свою жизнь посвятила семье крестницы.

Вот Катюрка – так называли Екатерину Михайловну в детстве и юности – гимназистка, и пишет про это время не менее увлекательно, чем Лидия Чарская. После гимназии наступает пора сватовства, и она подробно рассказывает, как выбирала жениха, как потом строила отношения со свекровью. Эти главы захватывали подписчиков особенно, писали в комментариях, что чтение интереснее сериала, обсуждали женихов Катеньки, переживали, за кого же она выйдет замуж.

Но наступают революционные октябрьские события, на улицах стреляют, а молодая семья, как тысячи других, живет свою обычную жизнь, о чем наивно и беспафосно пишет Катя, собираясь из Питера в Лигово на обручение сестры: «Мы совсем не разбираемся в политике, все это не нашего ума: живем своими интересами, как живут миллионы людей. (…) Веселимся. Молодежи много, все танцуют, поют. Такова, вообще, жизнь: одни плачут, другие смеются… одни собрались в дружеской беседе разделить радостное семейное событие, а другие убивают друг друга, даже не разбираясь хорошенько, за что убивают и за что умирают. Чувствуется, что что-то происходит, а что – понять не можем. Будущее покажет».

Не о земном счастье

Анна в храме

После революции семья Голубевых прожила до войны в Лигово. Правда, в их собственном большом доме их уплотнили, оставив небольшую площадь, остальные комнаты заселили жильцами, с которыми отношения были порой крайне сложными. Екатерину и ее супруга арестовывали, но после недолгого заключения в местной тюрьме, выпустили.

В 1934-м в 17 лет от туберкулеза умерла любимая дочь Нина. Жизнерадостная красавица, отлично училась, Нина тоже была верующей, ходила в церковь, несмотря на насмешки одноклассников. История ее предсмертной болезни в дневнике описана подробно, Нине был даже открыт ее последний час, как святым. Екатерине Михайловне, несмотря на все откровения и предзнаменования, принять это испытание было почти невыносимо, – и это она смогла пережить с помощью молитвы.

Наверное, самые тяжелейшие испытания им пришлось пережить во время войны – когда немцы взяли Лигово. Мирным жителям пришлось тогда бежать, Екатерина Михайловна была ранена и не смогла уйти вместе с мужем и детьми.

О самом тяжелом времени, зиме 1942 года, когда мороз доходил да 40 градусов, а ей пришлось скитаться в поисках близких, она потом написала: «Молитва согревала и питала меня… то тяжелое время было моим подъемом. Я поняла, что за что-то наказана Богом, скорее всего, за свою гордость, за надежду на свой ум, на свое богатство… Теперь мне только осталось положиться на Его волю, на Его милосердие: пусть что хочет, то и делает со мной. С такими мыслями у меня отпала забота обо всем насущном – я уже не мучилась мыслями, что мне поесть, что будет завтра. Тишина и покой водворились в сердце». Родных своих Екатерина Михайловна тогда чудом нашла. Узнала, что и сыновья ее молились все это время, читали акафист святителю Николаю.

Пионы

После войны они с мужем поселились в Вырице. Из шестерых детей в живых осталось двое – сыновья Женя и Юра, призванные на фронт в конце Великой Отечественной, вернулись. После смерти мужа в 1968-м Екатерина Михайловна жила одна в большом пустом доме, занималась садом, ходила в храм и никуда не соглашалась уезжать.

Несмотря на все горе, что пришлось пережить, дневники свои она назвала «О милости Божией». И правнучка Анна, когда начинала читать, не могла понять, где и в чем милость? Дочитав, поняла:

«Для меня записки бабушки – не о земном счастье и благополучии, они стали свидетельством Божьего присутствия в ее жизни. Все, что она перенесла, пережила, сложно, – если не сказать невозможно, – перенести без веры в Бога, и сохраниться как человек, не отчаяться. Последние страницы мне сложно читать без слез, но это не слезы горести, безысходности. Здесь, скорее, есть надежда обрести счастье и покой после смерти».

* * *

Последние записи в дневнике были сделаны уже в семидесятые годы. Хэппи-энда в нашем привычном современном смысле в жизни Екатерины Голубевой не случилось. Она пишет про болезни и тревоги, про сделанные в жизни ошибки. Грустные строки, но полюбившие Пра читатели говорят, что главное обаяние ее рассказа именно в искренности и правде. Они захватывают не меньше, чем чудеса.

P.S. Текст вышел 27 июня. Это день памяти Екатерины Михайловны Голубевой. Мы не подгадывали – так получилось.

P.P.S. По просьбе читателей сообщаем, что книгу Голубевой-Карелиной Екатерины Михайловны «О милости Божием. Правда о жизненном пути и о духовном восхождении простого человека». – Санкт-Петербург, 2024, 640 стр с илл. пока можно купить только в лавке при Гостином дворе в Санкт-Петербурге.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?