«Мы работаем над тем, чтобы мир становился удобным». Объясняем, зачем нам всем нужна цифровая доступность

Василина Дрогичинская, руководитель направления «Инклюзия сервисов VK», – о том, что такое цифровая доступность и почему она нужна нам всем, хотя пока только 16% россиян знают о ней

Трое мужчин сидят на диване. Рыжий нервничает и потирает ладони, блондин читает книгу, брюнет изучает картину на стене».

Нет, это не отрывок из книги по психологии. Так зачитывает тифлокомментарии для ролика в интернете для незрячего человека специальная программа – скринридер. Все больше удобных функций для людей с особенностями появляется в интернете, чтобы им было легко. 

Скринридер и тифлокомментарий

– Как бы вы объяснили ребенку, что такое цифровая доступность?

– Я говорю своей шестилетней дочке, что помогаю делать сайты и приложения в интернете удобными для всех без исключения. Чтобы человек, который не видит, мог понять, что происходит на экране, с помощью аудиосообщений. А тот, кто не слышит, тоже понял все с помощью видео. Все мы с разными особенностями тела, мышления, но пользоваться интернетом должно быть одинаково легко.

– После того как вы начали заниматься цифровой доступностью, в вашем личном словаре наверняка появилось много новых слов. Можете назвать те, которыми вы пользуетесь каждый день на работе?

– На первое место я бы поставила человекоориентированные термины, по-английски people-first language. Мы говорим не «инвалид», а «человек с инвалидностью», не «слепой», а «незрячий человек». Это может показаться мелочью, но для большого числа людей с особенностями очень важно, что они прежде всего люди – профессионалы, чьи-то близкие, друзья. А их особенности вторичны.

Ну и, конечно, термины в моем рабочем словаре. Скринридер – программа, встроенная во многие популярные операционные системы. Она озвучивает все, что происходит на экране. Для незрячего человека интерфейс – это последовательное произнесение расположенных на нем элементов и подсказки, как можно нажать кнопку или раскрыть меню, описание иллюстраций или видео. 

Тифлокомментарий – информация, специально подготовленная для незрячих. «Трое мужчин сидят на диване. Рыжий нервничает и потирает ладони, блондин читает книгу, брюнет изучает картину на стене» – пример тифлокомментария для фильма. 

Родитель с ребенком на руках – фактически однорукий

Коллаж. Василина Дрогичинская
Василина Дрогичинская

– Почему лучше говорить «цифровая доступность», а не «цифровая инклюзия»?

– Инклюзия очень часто ассоциируется исключительно с инвалидностью – нарушениями слуха, зрения, двигательных, когнитивных функций. Но ограничения могут быть не только постоянные. Есть временные – к примеру, человек сломал руку, ногу, заболел ларингитом. Но он придет в норму. А есть ситуативные. Например, кто-то спустился в метро, забыв наушники. Он не может нарушать комфорт тех, кто находится рядом. По статистике, 69% людей стараются выключать звуки на своих мобильных устройствах в публичном месте. Или закупился в супермаркете, и его руки заняты тяжелыми сумками.

Часто ограничениями нас наделяют маленькие дети – родитель с ребенком на руках становится фактически одноруким. Или еще пример. По данным Росстата, 35% жителей России – старше 50 лет. В этом возрасте у людей часто начинается поступательное снижение зрения, слуха. Так что получается, что больше половины интернет-пользователей нуждаются в настройках доступности и адаптации цифрового пространства. 

Мы работаем над тем, чтобы мир становился удобным для всех. Это вопрос уважения друг к другу и эмпатии. Создавая доступные продукты и доступную среду, мы всем без исключения делаем большую услугу. Создаем лучшее общество и мир, комфортный для жизни.

Можно с закрытыми глазами скачать любое приложение

– Какие новые инструменты цифровой доступности и сервисы вы внедрили в VK?

– Мы повысили доступность для пользователей с нарушениями моторных функций, зрения, поработали с сервисами на всех платформах нашего присутствия – «Почта Mail.ru», «Облако Mail.ru», «Одноклассники» и других. Нашим магазином приложений RuStore можно пользоваться без всяких барьеров. Сейчас он стал еще доступнее для незрячих и слабовидящих. Все элементы четко и ясно зачитывает скринридер. Поэтому можно с закрытыми глазами скачать любое приложение, оставить отзыв, поставить оценку.

– Какие еще компании, на ваш взгляд, дальше всего продвинулись на пути к цифровой инклюзии?

– Уже много лет повышением цифровой доступности занимается «Сбер». В частности, он перевел на русский жестовый язык свою недавнюю конференцию по искусственному интеллекту. Наш VK Fest также переводился. Большие шаги в этом направлении делает «Яндекс», в прошлом году компания заявила о цифровой доступности 10 своих продуктов и также перевела на жестовый язык концерт Леонида Агутина. Сайт «Госуслуги» в 2024 году будет активно работать в этом направлении. Большую работу проводит портал mos.ru. 

Мы в VK хотим задать тренд, чтобы индустрия развивалась, чтобы и Ozon, и Wildberries, и другие сервисы стали еще доступнее. Конечно, это вопрос не одного года, но видим, что и как нужно сделать, и чувствуем большую эмоциональную отдачу и готовность коллег. Наша задача – вдохновить и подсказать.

Три чипа, вживленные в руку

Коллаж. Цифровая инклюзия

– У вас в команде есть сотрудники с ограниченными возможностями. Как они помогают создавать и тестировать продукты для цифровой доступности?

– Сотрудники с различными ограничениями работают не только тестировщиками. Например, есть пять незрячих, двое из них трудятся в команде инклюзии сервисов – один разработчиком, другой системным администратором. Еще одна незрячая девушка – менеджер в команде эйчаров. Есть и слабослышащие – к примеру, девушка с такой особенностью работает в отделе модерации рекламы, парень – в команде образования. Есть человек с дальтонизмом. 

Они появились еще до того, как мы начали заниматься цифровой доступностью, и выполняют задачи, которые мы ставим для всей команды. Как говорит один из наших системных администраторов Евгений Некрасов (незрячий и слабослышащий, без руки, не чувствующий запахов): «Неважно, есть ли у тебя инвалидность или нет. Ты можешь выполнить задачи, и ты это подтверждаешь». 

Евгению всего 25, но у него уже рабочий стаж 9 лет и амбициозные планы на будущее – заняться системной архитектурой и стать техническим директором. В быту ему помогают три чипа, вживленные в руку: с их помощью он расплачивается в магазине и проходит через турникеты.  

Для нас на первом месте именно профессиональные возможности человека, наличие или отсутствие инвалидности не играет роли. Единственный раз, когда для меня была принципиально важна первая группа инвалидности, – когда я искала сотрудника для тестирования сервисов.

– По вашему опыту, часто ли у людей с инвалидностью бывают суперспособности?

– Да, это не редкость. Например, наш незрячий сотрудник Артем Плаксин – непревзойденный эксперт по невизуальной доступности. Мы всегда согласовываем с ним тексты – он отлично замечает опечатки, так как очень внимательно слушает скринридер. 

Без тестирования сложно исключить ошибки. К примеру, мы начали адаптировать сервисы для незрячих пользователей и для этого настраиваем корректную работу скринридера. Проверить, насколько правильно он зачитывает текст, помогают незрячие тестировщики. Только после учета их замечаний мы выпускаем сервис для широкой аудитории.

Точно так же настраиваем работу сервисов для неслышащих людей. Спрашиваем, как для них удобнее, и согласно комментариям делаем доступный перевод на русский жестовый язык.

Если нужно большое количество экспертов, обращаемся к волонтерам, сообществам. Дружим, например, с командой Дома культуры «ГЭС-2», театром «Недослов» и социальным проектом Everland, которые превосходно разбираются в доступности.

Богатый и могучий русский жестовый язык

– Как родился замысел конференции «VK Инклюзия‘23»?

– Для нас очень важно не просто менять конкретные продукты, а фундаментально изменить подход к делу. Мы понимаем важность общения с коллегами по индустрии, чтобы сделать весь Рунет более удобным для людей с ограниченными возможностями. До этой конференции у нас практически не было встреч с профессионалами рынка. На протяжении многих лет мы общались онлайн и очень редко пересекались на мероприятиях. Поэтому мы решили поддержать сообщество и предоставить единую площадку. Теперь все представители индустрии в один голос говорят, что это было очень нужно.

Конференция помогает продвигать на новый уровень профессионального развития всю индустрию цифровой доступности, объяснять разработчикам, дизайнерам и другим сотрудникам, насколько важно учитывать ее в своей работе.

– Какое главное открытие в области цифровой доступности вы сделали благодаря конференции?

– Еще больше осознала, насколько безграничны возможности людей. Например, потрясающе наблюдать за тем, как наш незрячий тестировщик катается на картинге или видеть картины незрячих художников. Меня поражает, насколько богат и могуч наш русский жестовый язык. В мире их более 80, хотя раньше мне казалось, что он один. Именно наш РЖЯ имеет «местечковые диалекты», разные словечки, которые понятны только людям определенной местности. Когда мы готовились переводить на РЖЯ нашу конференцию «VK Инклюзия‘23», то старались использовать «литературный» жестовый язык, чтобы слабослышащие со всей России нас поняли. Все эти открытия серьезно вдохновляют меня заниматься цифровой доступностью. 

Ясный язык и простой язык

Коллаж. Цифровая инклюзия

– Какую роль в цифровой доступности сайта для пользователей с особенностями играет дизайн?

– Колоссальную. У нас, как и у многих больших сервисов, есть дизайн-система. Это что-то вроде базы знаний, где черпают информацию, как должен выглядеть наш продукт. Она открыта на протяжении многих лет, и те стандарты, которые мы используем, уже проверены с точки зрения визуальной доступности. Но даже несмотря на это мы провели в этом году дизайн-аудит с незрячими пользователями, проверили наши продукты на соответствие ГОСТу, российским и международным стандартам. И еще раз скорректировали некоторые элементы системы, чтобы они соответствовали этим правилам. Кроме того, мы всегда готовы услышать отзывы наших пользователей и внести изменения. 

– Почему возникла необходимость в переводе на простой и ясный языки? Как это сделать?

– Это два упрощенных языка, которые помогают легко и понятно доносить информацию. Ясный язык создан для людей с ментальными особенностями, простой – для широкого круга читателей. Развитием ясного языка активно занимается фонд «Даунсайд Ап». На своей странице он публикует примеры сайтов, где его правильно применяют. Полезная информация есть также на сайте «Ясный и простой языки в России».

Это пока не совсем наша вотчина, так как в VK контент в большей степени размещают пользователи. Но мы стараемся придерживаться требований простого и ясного языков. Планируем со временем глубже погрузиться в это направление. 

Три шага, чтобы сделать сайт доступным

– Что нужно, чтобы приспособить сайт, например «Милосердие.ru», для пользователей с ограниченными возможностями?

– Начните с проверки на доступность. Нужно протестировать сайт или приложение с помощью незрячих, неслышащих экспертов и тестировщиков с другими ограничениями. После этого выяснится, сколько вам потребуется времени и денег: это зависит от результатов проверки и от того, насколько сложен сайт, сколько сценариев можно на нем выполнить. 

Кроме того, нужно обозначить результаты, которых планируется достичь. Это все те сценарии, которые вы хотели бы сделать выполнимыми на сайте. Например, чтобы незрячий пользователь мог найти с главной страницы публикацию и изучить ее, поставить лайк и написать комментарий, расшерить в соцсети. 

Проведя работу по цифровой доступности, смотрите метрики. Допустим, вы видите, что увеличилось число ежедневных читателей или то время, которое они проводят на сайте, их уровень удовлетворенности, количество комментариев. Растет число людей, которые включают скринридер. Все это – ваш явный успех.

Что такое стандарты цифровой доступности

Это размер и контрастность элементов, чтобы текст можно было легко прочитать. Если его зачитывает скринридер, необходимо, чтобы он делал это правильно и корректно. Каждая кнопка должна нажиматься без усилий. Для этого разработчику нужно учитывать стандарты и корректно писать код.

Минцифры работает над тем, чтобы как можно больше целевых сервисов становились доступными для разной аудитории. В VK пользуются ГОСТом, он учитывает стандарты цифровой доступности. Есть еще WCAG — международный стандарт. Внутренний стандарт для работы в VK создан на основе этих двух документов. Частично он реализован в форме чек-листа.

Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?