Вознесение Господне: Человек на небе

«Почему Христос ушел из этого мира?» – спрашивали и тогда, и сейчас. Ответы многим не нравятся

Вознесение Господне. Роспись купола Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря

Вот закончилось таинственное сорокодневие после Пасхи. Ученики идут к Елеонской горе, откуда вознесется Христос, и не спрашивают: «Зачем Ты от нас уходишь?» Они прощаются с Ним с «великой радостью».

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):

Возвращение гарантируют

– Чтобы понять радость прощания учеников со Христом, нам необходимо выяснить, какой смысл для людей того времени имело взятие человека на небо.

В античном мире «небо» всегда было сферой Божественного, а вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного.

Но в случае вознесения Иисуса Христа становилось ясно, что Он возвращается к той Божественной славе, которая принадлежала Ему изначально. Вознесение для Христа было не обретением, но подтверждением Его Божественности. И не только это.

В Библии взятие человека на небо имело особый смысл. Предполагалось, что на восхищаемую личность возлагается особая задача перед концом века сего.

Стопа Спасителя. Согласно преданию, именно с этого камня, сейчас находящегося в храме Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме, вознесся на Небо Иисус Христос
Стопа Спасителя. Согласно преданию, именно с этого камня, сейчас находящегося в храме Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме, вознесся на небо Иисус Христос. Фото с сайта wikipedia.org

Так, пророк Илия был взят на небо, но как бы ожидает своего возвращения. Господь говорит: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» (Мал. 4:5).

В Книге Откровения апостола Иоанна (Апокалипсисе) есть удивительное место, где апостол видит земное рождение Сына Божия. И в его видении Спаситель после Своего рождения от Жены, облеченной в солнце, как бы немедленно, минуя все события Его земной жизни, восхищается на небо: «И родила она Младенца мужеского пола … и восхищено было Дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12:5).

Это говорит о том, что Вознесению придавалось значение, равновеликое Рождеству, потому что пребывание Христа на небе, в вечности, осознавалось как гарантия Его возвращения.

Именно Вознесение Христово придавало христианам уверенность в том, что Иисус не покинул их, но что Он – в вечности, а следовательно, всегда с ними.

Полет на облаке

Обратим внимание на облако, которое уносит Иисуса Христа (см. Евангельский текст). Разумеется, речь идет не о простом облаке. В наше время мы так далеко отошли от мировосприятия людей античного и библейского мира, что стали нечувствительны ко многим символам, которые для древних имели значение.

Люди примитивного ума могут посмеиваться над «детской фантазией» рассказа о полете на облаке. Но и люди разумные далеко не всегда понимают, в чем суть религиозной символики.

Облако – общечеловеческий древний символ и наглядный образ Божественного присутствия, а также восхищения и обожения.

Достаточно прочесть рассказ историка Тита Ливия о Ромуле, которого облако восхитило в небо, после чего римляне стали поклоняться ему как богу. Так в языческом мире.

А в Священном Писании? В нем облако – тоже один из важнейших символов. Вспомним Преображение, где облако Божественного присутствия осенило апостолов. Но самое главное – пророчество Даниила о Сыне Человеческом, грядущем на облаках небесных (Дан. 7:13), столь часто вспоминаемое в Новом Завете.

При Вознесении облако уносит Иисуса Христа от взора Его учеников. Там, на небе, Он будет пребывать до Второго пришествия.

Свидетели в белом

Храм Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме
Храм Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме. Фото с сайта weatlas.com

Пожалуй, самое важное в евангельском рассказе о Вознесении – речь Ангелов. Замечательно это появление ангелоподобных мужей. Да, к апостолам пришли именно Ангелы, чтò выдают их белые одежды. И это соответствует библейскому праву верного свидетельства.

Как и на гробе Воскресшего Христа, Ангелы задают вопрос, который призван исправить неверное понимание события и неверное поведение. «Что вы ищете живого между мертвыми?» – спросили Ангелы женщин. «Что вы стоите и смотрите на небо?» – спросили они учеников.

Как тогда женщинам, видящим пустой гроб, было сказано, что искать живого с мертвыми лишено смысла, так и теперь говорится, что

бессмысленно сидеть и ждать Христа сейчас. Чтò же надо делать?

Ученики не должны лишь смотреть на небо в бездеятельном ожидании или размышлении о Втором пришествии и его сроке. Ученики Христа должны стать свидетелями и очевидцами Воскресшего.

По закону неба

Вознесение Господне. Мозаика. IX в. Храм Св. Софии. Фессалоники, Греция
Вознесение Господне. Мозаика. IX в. Храм Св. Софии. Фессалоники, Греция. Фото: pravoslavie.ru

Прот. Всеволод Шпиллер:

– Ученики Христа, христиане, – это те, кто знает, что Господь, Сын Божий, воплотился, чтобы земное соединить с небесным. Как и само Царство Божье не от мира сего, так и все, что Христос обещал своим ученикам, относится совсем к другому миру – духовному, Божьему, к жизни в Боге, а не к здешней.

Когда закончилось таинственное сорокодневие после Пасхи, ученики шли к Елеонской горе, уже это понимая. За 40 дней со Своего Воскресения Христос многому их научил. И поэтому ученики не спрашивают Христа у Елеонской горы: «Зачем Ты от нас уходишь, почему не остаешься здесь, на земле, в этом мире, чтобы все у нас было хорошо?» Они прощаются со Христом с «великой радостью».

А вопросы возникают у людей и сегодня: «Почему Христос ушел из этого мира?» Людям обязательно нужно опереться здесь на какую-то силу.

Если бы остался Христос здесь, на земле, тогда эта сила, свидетельствующая о себе (и не только о себе!) была бы здесь. И авторитет…

Божья сила была бы здесь рядом, в этом царстве владычествовал бы Царь, не было бы зла, все было бы хорошо…

Но Царство Христа – Царство не от мира сего.

Христос возносится, уходит из этого мира в плоти, в теле человеческом – в Божий мир, чтобы соединить небесное с земным, земное с небесным, любовь земную соединить с любовью небесной. И чтоб человек смог прийти на небо и жить там новой, непостижимой для земного ума жизнью.

Но Христос уходит на небо и для того, чтоб и здесь, на земле, человек жил, старался жить, помня о небе – не по закону плоти, когда все кончается и умирает, а по закону духа, с верой,

что все, что сделано доброго, из любви, никогда не умрет и не кончится.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?