Вознесение Господне: Человек на небе

«Почему Христос ушел из этого мира?» – спрашивали и тогда, и сейчас. Ответы многим не нравятся

Вознесение Господне. Роспись купола Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря

Вот закончилось таинственное сорокодневие после Пасхи. Ученики идут к Елеонской горе, откуда вознесется Христос, и не спрашивают: «Зачем Ты от нас уходишь?» Они прощаются с Ним с «великой радостью».

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев 1943-2017), выдающийся библеист, богослов, исследователь Нового Завета, текстов Апокалипсиса; профессор Санкт-Петербургской духовной академии, один из авторов «Православной энциклопедии»:

Возвращение гарантируют

– Чтобы понять радость прощания учеников со Христом, нам необходимо выяснить, какой смысл для людей того времени имело взятие человека на небо.

В античном мире «небо» всегда было сферой Божественного, а вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного.

Но в случае вознесения Иисуса Христа становилось ясно, что Он возвращается к той Божественной славе, которая принадлежала Ему изначально. Вознесение для Христа было не обретением, но подтверждением Его Божественности. И не только это.

В Библии взятие человека на небо имело особый смысл. Предполагалось, что на восхищаемую личность возлагается особая задача перед концом века сего.

Стопа Спасителя. Согласно преданию, именно с этого камня, сейчас находящегося в храме Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме, вознесся на Небо Иисус Христос
Стопа Спасителя. Согласно преданию, именно с этого камня, сейчас находящегося в храме Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме, вознесся на небо Иисус Христос. Фото с сайта wikipedia.org

Так, пророк Илия был взят на небо, но как бы ожидает своего возвращения. Господь говорит: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» (Мал. 4:5).

В Книге Откровения апостола Иоанна (Апокалипсисе) есть удивительное место, где апостол видит земное рождение Сына Божия. И в его видении Спаситель после Своего рождения от Жены, облеченной в солнце, как бы немедленно, минуя все события Его земной жизни, восхищается на небо: «И родила она Младенца мужеского пола … и восхищено было Дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12:5).

Это говорит о том, что Вознесению придавалось значение, равновеликое Рождеству, потому что пребывание Христа на небе, в вечности, осознавалось как гарантия Его возвращения.

Именно Вознесение Христово придавало христианам уверенность в том, что Иисус не покинул их, но что Он – в вечности, а следовательно, всегда с ними.

Евангелие, которое читают на Литургии в праздник Вознесения: Лука: 36-53

«Тогда воскрес Иисус из мертвых, и стал посреди учеников Своих, и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.»

Полет на облаке

Обратим внимание на облако, которое уносит Иисуса Христа. Разумеется, речь идет не о простом облаке. В наше время мы так далеко отошли от мировосприятия людей античного и библейского мира, что стали нечувствительны ко многим символам, которые для древних имели значение.

Люди примитивного ума могут посмеиваться над «детской фантазией» рассказа о полете на облаке. Но и люди разумные далеко не всегда понимают, в чем суть религиозной символики.

Облако – общечеловеческий древний символ и наглядный образ Божественного присутствия, а также восхищения и обожения.

Достаточно прочесть рассказ историка Тита Ливия о Ромуле, которого облако восхитило в небо, после чего римляне стали поклоняться ему как богу. Так в языческом мире.

А в Священном Писании? В нем облако – тоже один из важнейших символов. Вспомним Преображение, где облако Божественного присутствия осенило апостолов. Но самое главное – пророчество Даниила о Сыне Человеческом, грядущем на облаках небесных (Дан. 7:13), столь часто вспоминаемое в Новом Завете.

При Вознесении облако уносит Иисуса Христа от взора Его учеников. Там, на небе, Он будет пребывать до Второго пришествия.

Свидетели в белом

Храм Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме
Храм Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме. Фото с сайта weatlas.com

Пожалуй, самое важное в евангельском рассказе о Вознесении – речь Ангелов. Замечательно это появление ангелоподобных мужей. Да, к апостолам пришли именно Ангелы, чтò выдают их белые одежды. И это соответствует библейскому праву верного свидетельства.

Как и на гробе Воскресшего Христа, Ангелы задают вопрос, который призван исправить неверное понимание события и неверное поведение. «Что вы ищете живого между мертвыми?» – спросили Ангелы женщин. «Что вы стоите и смотрите на небо?» – спросили они учеников.

Как тогда женщинам, видящим пустой гроб, было сказано, что искать живого с мертвыми лишено смысла, так и теперь говорится, что бессмысленно сидеть и ждать Христа сейчас. Чтò же надо делать?

Ученики не должны лишь смотреть на небо в бездеятельном ожидании или размышлении о Втором пришествии и его сроке. Ученики Христа должны стать свидетелями и очевидцами Воскресшего.

По закону неба

Вознесение Господне. Мозаика. IX в. Храм Св. Софии. Фессалоники, Греция
Вознесение Господне. Мозаика. IX в. Храм Св. Софии. Фессалоники, Греция. Фото: pravoslavie.ru

Почему ученики не спрашивают Христа перед Его вознесением: «Зачем Ты от нас уходишь, почему не остаешься здесь, на земле, в этом мире, чтобы все у нас было хорошо?» Потому что за те 40 дней, которые провел Христос с учениками после Своего Воскресения, они смогли многое понять, находясь рядом с Богом. И в доказательство тому ученики прощаются со Христом с «великой радостью», которая у нас может вызывать недоумение.

Нам непонятно: «Почему Христос ушел из этого мира?» Ведь нам обязательно нужно опираться здесь на какую-то силу. Если бы остался Христос здесь, на земле, тогда эта сила, свидетельствующая о себе (и не только о себе!) была бы здесь. И авторитет… Божья сила была бы здесь рядом, в этом царстве владычествовал бы Царь, не было бы зла, все было бы хорошо…

Но Царство Христа – Царство не от мира сего. Христос возносится, уходит из этого мира в плоти, в теле человеческом – в Божий мир, чтобы соединить небесное с земным, земное с небесным, любовь земную соединить с любовью небесной. И чтоб человек смог прийти на небо и жить там новой, непостижимой для земного ума жизнью.

Но Христос уходит на небо и для того, чтоб и здесь, на земле, человек старался жить, помня о небе – не по закону плоти, когда все кончается и умирает, а по закону духа, с верой, что все, что сделано доброго, из любви, никогда не умрет и не кончится.

Тропарь Вознесения, глас 4:

«Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.»

Русский перевод:

«Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, обрадовав Своих учеников обещанием Святого Духа, уверив их Своим благословением, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира»

Тропарь и кондак: исполнение.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?