Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Вознесение Господне: рядом с Человеком, который никогда не умрет

Ученики во время пребывания со Христом до Его Вознесения получали не какое-то уникальное знание, а уникальный опыт. Опыт соприсутствия с Воскресшим, с Тем, над Кем смерть уже не властна

Здания на холме
Вид на Масличную гору, место, откуда по Преданию вознесся Господь. Фото wikipedia.org

Иерей Александр Сатомский, преподаватель Библейского колледжа (Москва), настоятель храма Богоявления (Ярославль), пресс-секретарь Ярославской епархии:

Почему именно 40, и про что эта цифра?

– Цифра 40 в Библии встречается не раз: 40 лет Израиль во главе с Моисеем шел в землю обетованную, 40 дней Христос пребывал в пустыне, 40 дней Воскресший Христос во плоти пребывал с учениками.  В чем смысл этого временного промежутка между воскресением и вознесением?

– Действительно, здесь мы видим ряд однозначных библейских параллелей, где смыслом каждого временного промежутка, обозначенного как сорокадневный, становится вызревание, рост, переход в иное качественное состояние.

За 40 лет хождения в пустыне народ рабов становится народом свободы. 40 дней Моисей ждет на Синайской горе и получает Закон, новые правила жизни. В Евангелии мы видим 40-дневное пребывание Христа в пустыне. А потом 40-дневное пребывание Воскресшего Христа с учениками до дня Вознесения. Но здесь качественные перемены касаются уже не Христа, а учеников.

Разницы между Христом до воскресения и по воскресение или до вознесения и по вознесение объективно нет. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) – говорит апостол Павел. Сам Христос в Евангелии говорит, что «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Иоан. 8:56) и продолжая – «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58).

Он указывает, что по Божеству никак не ограничен Своей телесностью. Он это показывает, когда исцеляет на расстоянии, не видя и не слыша исцеляемого.

Такого рода изменения – переход от здешнего мира к горнему, важны  для людей, например, для святых. При земной жизни они были ограничены своей плотью, но переход в иное состояние через сопричастность ко Христу делает и их внепространственными.

Раньше нужно было стучаться в дверь каливы к Паисию Святогорцу, теперь не нужно стучаться. Ты обращаешься к св. Паисию, и через Христа он тебя слышит.

– А что же такого особого происходит с учениками за период от Воскресения до Вознесения? Что изменилось в апостолах, и что мы вообще об этом знаем? В Евангелиях, Деяниях об этом говорится всего несколько строк.

– О чем говорил апостол Иоанн Богослов в самом конце своего Евангелия? «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.» (Ин. 21:25).

Мне кажется, это и о том, что опыт общения с Богом все равно до некоторой меры не может быть вербализован, выражен.

И не потому, что учение Христа – эзотерическое знание, которое доступно двенадцати, а остальным недоступно. Ведь Христос на суде говорит первосвященнику, что Он никогда ничего не говорил тайно, а учил открыто (Ин. 18:19-20). И в этом у христиан – мощная прививка от любого эзотеризма.

Поэтому ученики во время 40-а дней до Вознесения Христа – не люди, получающие какое-то уникальное эзотерическое знание, а скорее, люди, получающие уникальный опыт. Опыт соприсутствия с Воскресшим, с Тем, над Кем смерть уже не властна.

Господь говорил ученикам, что Он будет распят, воскреснет из мертвых, мы слышим это как рефрен. Но ученики не понимают Господа, а спросить – бояться. А вот здесь они удостоверяются в этом не через слово, не через обещание, а через соприсутствие. Они общаются – едят, пьют, разговаривают, – с Воскресшим, с Тем, Кто уже никогда не умрет!

Вознесение Господне: Человек на небе

А теперь давайте сами

– Они общаются. А как же мы? Здесь и сейчас? Получается, что есть некий уникальный опыт, и к нему причастны только 12+ во всей мировой истории.

– Да, мы существуем в истории. В ней происходят однократные события. И все остальное мы воспринимаем как свидетельство. И у нас нет другого способа прикоснуться к плоти и ткани этих событий, кроме опосредованности, через свидетельства очевидцев.

История как линейное время начинается, течет, завершается. Но Господь пребывает всегда: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Один и тот же Христос являлся Серафиму Саровскому и Силуану Афонскому. Господь Сам нам говорит: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Поэтому возможности быть со Христом Воскресшим никто не лишен. Вхождение в общение с Воскресшим Христом нам дано в Евхаристии.

Это общение, кстати, не нивелирует «личное», как и во время исторического общения Христа с учениками, очень разными людьми. Господь готов к нам разным.

Этот исторический период общения Господа с учениками – финальный выход их к взрослению.

Как 40 лет Господь вел народ Израильский к свободе, как 40 дней готовил Бог Моисея к принятию Завета, как 40 дней искушений в пустыне привели Христа к тому, что Он вышел на проповедь, так 40 дней пребывания с Господом Воскресшим приводят учеников к тому, чтобы дальше идти самим.

В этот период Христос говорит ученикам о том, что пошлет их на проповедь как свидетелей, облеченных силой свыше, – силой Святого Духа, дарами Святого Духа. И дав им все, отступает на шаг. Теперь они самостоятельны.

Ведь Господь ищет себе не вечных младенцев, а соработников. Он говорит – «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Но этой дружбе надо возрастать. Что апостолы и показывают после Вознесения – об этом книга Деяний.

Нам осталось не только покаяние

Священник в черном облачении с крестом на груди
Иерей Александр Сатомский. Фото FB

Считать, что времена апостольские – времена уникальных даров, невозможных в другие времена – старая ошибка. Учительно и аскетически это абсолютно неверно. На эту ошибку указывают многие святые отцы, например, Симеон Новый Богослов (11 в.), – вопреки общему в те времена мнению (как мы помним, современники называли его «Новым Богословом» с большой долей скепсиса).

Святой Симеон был уверен, что неправы и заблуждаются те, кто говорят, что времена древние были временами подвигов и даров, а нынешнее время – это время только покаяния.

Святой говорил: это неправда. Христос точно так же готов даровать полноту общения с Собой каждому, кто этого хочет и к этому стремится. Святой Симеон приводит в пример свой опыт.

Правда, его современники в этот опыт не поверили, называли святого Симеона прельщенным, смеялись над ним, запрещали приходить к нему инокам за духовной наукой. А теперь Симеона Нового Богослова признают как одного из самых духовно чутких исихастов и учителей.

По этому же поводу мы имеем свидетельство ученика св. Силуана Афонского Софрония Сахарова (прославленного во святых Константинопольской церковью). Он вспоминал слова своего учителя, старца Силуана:

«Если бы сейчас пропали все святоотеческие книги, наши отцы написали бы новые».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?