– Вероника, вы третий год поддерживаете фестиваль «Звезда Рождества». Что он значит для вас?
– Этот проект стал мне невероятно близок и дорог, в нем удается совместить важные для меня ценности. Я занимаюсь любимым делом: организую мероприятия, связанные с искусством. Через фестиваль мы привлекаем людей к добрым делам, напоминаем, что благотворительность – часть нашей культуры. Получается многослойная история, участвовать в которой – особая честь. Уже невозможно отказаться от того, что живет у тебя глубоко в сердце.
Думаешь только о том, как развить проект, как сделать его лучше. В этом году, например, у нас будет премьера спектакля, в котором поднимается тема благотворительности. Мы уже второй раз выпускаем мультфильм, это тоже огромное событие. Его через годы увидят дети моих детей. Это новые горизонты, новые цели, к которым ты стремишься. Приходят новые зрители и партнеры, фестиваль развивается.
– Как вы ощущаете эту отдачу, в чем она измеряется?
– В душевном удовлетворении и счастье. Ты понимаешь, что находишься на своем месте, делаешь то, что можешь, и это нужно людям. Ты вступил в такой возраст, когда нет роскоши разбрасываться временем, избирателен в том, что хочешь нести в мир. Все это придает жизни колоссальный смысл.
– Вы генеральный продюсер анимационного фильма «В Рождество все немного волхвы» на стихи Бродского, который мы увидим в этом году, а до этого продюсировали анимационную экранизацию «Рождественской звезды» Пастернака. Что для вас важно в этом жанре искусства?
–Я с детства любила рисовать и даже придумывала в тетрадях мультики. Какое-то время мечтала стать аниматором. Судьба сложилась иначе, я ушла в изучение восточных культур, окончила Институт востоковедения РАН. Но неожиданно моя мечта сбылась. Это особенное ощущение – реализовывать детские стремления во взрослом возрасте. И через прекрасное искусство анимации передавать детям важные знания: откуда появился Бог, почему мы отмечаем Рождество семьей? Сочетание глубинных традиций с поэзией и музыкой создает волшебный сплав звука и слова. Я благодарна судьбе, что могу в этом участвовать. Слава Богу, что есть силы и возможность создавать такие мультфильмы для детей и для взрослых.
– Эта детская любовь к рисованию как-то еще реализуется?
– В этом году я нарисовала две иллюстрации для платков, опираясь на старинные русские узоры и адаптировав их к современности. Первый платок – темно-синий, с зимним настроением. А второй я сделала совсем другим – ярко-розовым, с цветами, вдохновившись павлопосадскими мотивами, но в более актуальной интерпретации. Все это выполнено в акварельной технике – чтобы были видны мазки и переходы красок, чтобы чувствовалась ручная работа. Платки уже изготовили и я буду предлагать их на рождественской ярмарке. Все-таки вещи, сделанные руками, заряжены по-особому, они уникальны. Поэтому в этом году у нас возникла такая идея.
– Сочетание анимации и поэзии – необычное. Как вам пришло в голову соединить их?
– Эту идею мне подсказала Евгения Арефьева, директор фестиваля. Мы хотели акцентировать внимание на русской культуре и поняли, что есть много русских классиков, писавших о Рождестве. Меня поддержал супруг, без него я бы не справилась. Также известно, что синтез искусств намного мощнее влияет на человека. Мультфильм «Рождественская звезда» демонстрировали на канале «Культура», были и показы за рубежом. Это уникальная история в анимации и мы хотим ее развивать, со временем думаем издать альманах.
– На фестивале будет представлен музыкальный спектакль с вашим участием, созданный по переписке Петра Ильича Чайковского и Надежды Филаретовны фон Мекк. А эта идея как родилась?
– Впервые ее озвучил друг нашей семьи, народный артист РСФСР Александр Яковлевич Михайлов. Потом мы познакомились с Денисом Фон Мекк, потомком Надежды Филаретовны и решили воплотить с ним этот замысел. Для Дениса Андреевича это был личный вызов – он не актер, но обладает большим опытом выступлений и глубокими знаниями о Чайковском. Мы быстро сделали сценарий по переписке, сделав акцент на благотворительности.
Мне кажется, не все знают о той огромной роли, которую Надежда Филаретовна сыграла в жизни Чайковского. Она ведь его поддерживала не только материально, но и духовно. Петр Ильич был очень ранимым человеком, в письмах Надежда Филаретовна фактически заменяла ему маму. Их переписка длилась почти 14 лет, они написали друг другу 1220 писем. И у них не было ни одной личной встречи, это уникальная история в мировой культуре.
Для меня большая честь и гордость сыграть эту великую женщину. А раствориться в музыке Чайковского – огромное наслаждение. Мы очень хотим, чтобы спектакль тронул сердца зрителей и дал им важные духовные ориентиры. Проект настолько вдохновляет, что мы уже работаем над вторым спектаклем на основе этой переписки.
– Если обратиться к ценностям, которые вы хотите донести зрителям, какие из них, на ваш взгляд, самые значимые?
– Благотворительность, меценатство, поддержка талантливых людей, необязательно материальная, слова тоже важны и нужны. Мы живем в эпоху размытых ориентиров и молодежь часто следует чему-то поверхностному. А чтобы создать что-то стоящее, нужно много знать и трудиться. Чайковский был невероятно трудолюбивым. Наследие, которое он оставил, потрясает – оперы, балеты, симфонии, музыкальная критика. Такие люди меняют наше восприятие мира. Ты понимаешь, что нельзя жаловаться на мелочи, а лучше стараться успеть сделать как можно больше.
– В чем разница между меценатами XIX века и современными филантропами, на ваш взгляд? И что между ними общее?
– Сложно судить наверняка, но, мне кажется, сейчас мы возрождаем те традиции, которые раньше были частью нашего культурного кода. Но тогда это явление не было чем-то необычным. А сейчас ты должен пройти через определенные трудности, чтобы объяснить людям, почему благотворительность так важна.
Мы с супругом хотим быть частью нашей культуры, стремимся поддерживать и приумножать ее, поэтому благотворительность для нас – часть смысла жизни. Когда ты улучшаешь жизнь общества, ты думаешь и о своих детях, и о том, в каком мире они будут жить. Здесь важно быть твердым, внутренне наполненным и передавать то, что в нашей культуре есть стоящего.
– А для вас лично что самое главное в благотворительности?
–Знать, что помощь дошла до людей и есть результат. Мы проводим мероприятие и знаем, что собранные средства пойдут на конкретные цели. Когда видишь отчеты, сколько денег собрали и кому они помогли, всегда радуешься и хочешь приумножить результаты: в этом году мы с фестивалем поедем на гастроли в Кострому.
– Как, на ваш взгляд, пересекаются поддержка искусства и помощь нуждающимся?
– Помощи много не бывает. Мероприятия фестиваля особенные по энергетике. Приходят люди, которые хотят помогать, от них идет особое тепло, которое ощущается прямо на сцене. Это единение дает огромный заряд энергии. И я надеюсь, что такие проекты будут жить не только во время фестиваля. Спектакль «Музыка между строк» мы в феврале повезем и в Рязань. Я делаю это от всего сердца и с великой радостью.
