Вебинар: как правильно путешествовать в инвалидной коляске

Светлана Нигматуллина передвигается в инвалидной коляске 7 лет, и за это время посетила 200 городов. Сегодня мы публикуем ее вебринар, на котором она дает советы туристам-колясочникам

Светлана Нигматуллина. Фото: facebook.com/svetlana.nigmatullina

 Заранее

200 городов — это 14 стран и 3 континента. «Многие для себя представляют путешествие как полет на другую планету, но это не так, — говорит Светлана. — У меня тоже были страхи перед тем, как я начала путешествовать. 7 лет назад я тоже думала, что мир для меня закрыт. Но это не так». Светлана Нигматуллина пытается разрушить  мифы и стереотипы. Этому был посвящен ее вебинар «Путешествия как способ жизни без ограничений».

«Мечтать надо практически. Создайте список из мест, куда вы хотите попасть, причем не думайте о деньгах. Просто думайте, как хорошо было бы попасть в это место. Так мы начинаем мечтать. Потом начинается трудная работа, чтобы в путешествии не тратит время на организационные моменты. Подготовка поездки — это 80 процентов успеха», — говорит Светлана Нигматуллина. И главное слово, на чем мы делаем акцент,  — «заранее». Очень многие моменты можно проработать, еще находясь дома, и тогда на отдыхе у вас не возникнет проблем.

Стереотипы

Самые распространенные из страхов колясочников – дорого, трудно летать, нет знания иностранных языков, не с кем ехать, а в одиночку страшно .

Самый основной страх путешествий за рубеж человека в инвалидной коляске – боязнь не справиться. Многие отказываются от мечты, считая, что не справятся своими силами. «Я, например, не могу самостоятельно пересаживаться, мне часто нужна посторонняя помощь и в некоторых других ситуациях, поэтому я езжу с друзьями или с помощницей, это ее оплачиваемая работа», — рассказывает Светлана. Она рекомендует найти такого помощника-сопровождающего. Причем это вполне может быть недорого для вас – возможно, человек согласится поехать за минимальные расходы – ведь он тоже путешествует. А еще можно найти попутчика в сети. Есть много людей, кто хочет путешествовать, и они ищут пару. В конце концов, есть опыт и путешествий колясочников в одиночку – за границей  вам всегда помогут служащие отелей, аэропортов и ресторанов, часто и просто прохожие.

Кого-то смущает незнание иностранных языков. «Я, начиная путешествовать, совсем не знала английского языка, но изучала итальянский, хотя практики не было. Но это не было поводом отказаться от мечты. Сейчас я говорю на итальянском языке и немного на английском. Мне помогают разговорники, друзья, переводчики», — делится своим опытом Светлана.

Что касается боязни летать, этот страх преодолим, в совсем крайних случаях стоит поговорить с психологом.

Если же говорить об опасениях не потянуть  отдых по деньгам, то тут, считает Светлана Нигматуллина, многое зависит от подготовки поездки, продумывания каждой детали. И кроме того, вовсе не обязательно выбирать дорогой отель – даже в скромных гостиницах есть условия для проживания человека с инвалидностью. Кроме того, можно воспользоваться горящими турами — цена будет гораздо ниже. Можно экономить, живя в апартаментах, ведь тогда готовить можно будет самостоятельно, не тратя деньги на рестораны.

Больше всего денег съедает перелет. Выбирая авиабилеты, стоит обращать внимание на варианты с пересадками – это дешевле, чем летать  прямыми рейсами. И не гнушаться «трамваями в воздухе» — лоукостерами.

«Есть и свои хитрости. Например, в разные дни недели могут быть разные цены на билеты. Или, например, ночью билет может стоить дешевле, чем днем», — замечает Светлана Нигматуллина. Самое важное: при покупке билета нужно предупредить авиакомпанию, что вы передвигаетесь на коляске. Тогда компания будет знать о вас, и вам помогут при посадке. Иначе могут быть трудности.

«При покупке билетов в шаблоне есть графа для людей с ограниченными возможностями. Там можно указать, какая у вас форма инвалидности, требуется ли вам сопровождение, помощь в передвижении, в посадке на борт и так далее», — рекомендует Светлана.

Что касается стран, куда стоит отправляться, то Светлана рекомендует начинать с Испании. «Я там была дважды. Там низкие бордюры, доступные магазины, специализированные пляжи с колясками для купания. Много удобного жилья. Эта страна очень удобна для людей с инвалидностью».

Выбираем отель и готовим условия отдыха

Позвоните в отель, который вы выбрали. Самое важное — узнать все подробности: есть ли пороги, подиум, какие кровати, можно ли подъехать к столу, какой высоты раковина и , в целом — готов ли отель принять гостя-колясочника. Это нужно, отмечает Светлана Нигмауллина, чтобы ни для вас, ни для администрации отеля не было сюрпризов. «Важно, чтобы условия были комфортны для вас, — чтобы потом вы не тратили время на бытовые проблемы, их решение».

Нужно изучить местность. Заранее узнать, какие в месте вашего отдыха будут достопримечательности и как вы туда попадете, какой работает в этом месте транспорт, сколько стоят билеты. Какие дороги идут до нужных вам мест – насколько по ним легко передвигаться. Все это можно узнать и у администрации отеля. А у любой достопримечательности сейчас есть сайт, где можно опять же заранее узнать все нюансы.

Заранее забронируйте автомобиль, решите вопрос с трансфером. Как вы будете добираться от аэропорта до жилья? Возможно, вас может встретить хозяин апартаментов.

«Бывают и конфузы, например, забронированная вами квартира не соответствует обещанным требованиям. У нас был такой случай  в Барселоне. Квартира вся была разделена шторками на отдельные «места проживания», за каждой шторкой – кровать. Я созвонилась с представителями компании,  через которую мы бронировали  апартаменты, и компания возместила нам стоимость жилья, подобрала другой вариант, да еще и положила нам на карту компенсацию в 100 долларов – чтобы мы могли поужинать за счет тех, кто доставил нам неудобства», — рассказывает Светлана.

Если вдруг в отеле вам дали номер, который не подходит для проживания инвалида,  — сразу же следуйте на ресепшен. Вы предупреждали, что вы в коляске, так что если номер не подходит, это проблема отеля. Вас должны переселить в соответствующий вашим требованиям и нуждам номер.

Стоит так же заранее прощупать почву – каковы цены на продукты и услуги, есть ли льготы для инвалида (это опять же можно посмотреть на сайтах музеев и прочих достопримечательностей).

«Был удивительный случай. Я была в Дрездене. Мою группу инвалидности учли, но сказали: вы идете по полной стоимости, а вот сопровождающее вас лицо идет бесплатно.  И я согласилась, это логично».

Заранее также выясните, какая будет погода.

Вам также может понадобиться адрес и телефоны  российского консульства.

Готовим документы

Российские документы об инвалидности за рубежом не действуют. Светлана Нигматуллина особо подчеркивает: нужно брать с собой нотариально заверенный экземпляр перевода на английский язык справки об инвалидности.  

Важно правильно оформить медстраховку. Собственно, ее берет с собой любой турист. Просто нужно учесть нюансы отдыха: скажем, не все страховые компании покрывают расходы, если вдруг в крови туриста, сломавшего, скажем, ногу, найдут алкоголь. Кроме того, если в планах – экстремальные развлечения (допустим, дайвинг), это нужно особо оговорить в страховом полисе. Это ненамного удорожит его стоимость, а вот вы будете защищены от любых ситуаций.

Заранее проверьте, не запрещен ли вам выезд за границу из-за каких-то задолженностей. Подключите роуминг. Можно сообщить вашей мобильной компании, куда вы едете, и вам подберут самый выгодный тариф.

Стоит сделать копии всех нужных документов. Близким сообщите адрес места вашего пребывания.

Инвалидная коляска: нюансы в путешествии

Самый сложный этап для вашей инвалидной коляски – это перелет. Очень часто бывают случаи, когда коляску выдают из багажа сломанной. «В Таиланде я получила совершенно разбитую коляску. Разбитые аккумуляторы. Думала, мой отдых испорчен», — вспоминает Светлана. В подобном случае сразу же в аэропорту нужно зафиксировать все поломки.  

Очень важно! Заранее узнайте, где находится прокат и ремонт инвалидных колясок в месте, куда вы едете.

Перевоз коляски обычно бесплатный. Но на лоукостерах, напоминает Светлана Нигматуллина, часто проблемы с габаритами — у них маленькие багажные отсеки. «Поэтому они такие дотошные в этом вопросе. Заранее сообщите авиакомпании вес и размеры вашей коляски. Моя коляска, например, весит 65 кг, у  меня проблем не было. Главное, чтобы коляска поместилась в отсек для багажа».

Но не надо все детали коляски сдавать багаж. Заберите с собой джойстик от коляски, подножки – иначе эти детали можно потерять. Иногда авиакомпания просит взять с собой и аккумуляторы. Кстати, подчеркивает Светлана Нигматуллина, аккумуляторы коляски должны быть сухие, гелевые, по правилам безопасности некоторых авиакомпаний обычные аккумуляторы перевозить нельзя. И лучше, чтобы у вас с собой были документы на аккумулятор, чтобы доказать, что он сухой.

Что брать с собой?

Важно купить правильный чемодан. Если вы летаете лоукостерами, то там жесткие требования к размерам багажа. Бесплатно можно провезти багаж определенных размеров, а доплачивать дорого. Кроме того, большие чемоданы  -лишняя и неудобная нагрузка для вас и ваших спутников.

Светлана Нигматуллина советует брать с собой минимум вещей. Это позволит вам оставаться мобильным. Это важно для путешествующего на инвалидной коляске. Самые важные вещи: удобная одежда, аптечка, купальник, солнцезащитные очки, ноутбук, разговорник, карта местности, зарядные устройства.

Да, о лекарствах стоит позаботиться заранее. Покупать их за границей всегда сложно и дорого,  часто лекарства продаются только по рецептам, а по выходным аптеки могут не работать. Надо узнать, какие фармацевтические препараты можно ввозить в страну, куда вы едете. И заранее выпишите препараты, которые вы принимаете и которые могут понадобиться вам в случае каких-то острых ситуаций со здоровьем, чтобы местные медики знали, как вам помочь, — этот список должен быть при вас.

Непредвиденные ситуации

Самое главное правило — не паниковать, напоминает Светлана, и оно действует всегда.

Если вы внезапно заболели перед вылетом, то стоит знать, что чаще всего у  большинства авиакомпаний действует принцип, когда нужно доплачивать за возврат билетов, перенос даты вылета и так далее. В то же время, если есть справка от врача ,то компания может заменить билет на другую дату или вернуть деньги.

Вы можете опаздывать на самолет. Что делать в этом случае? Стоит помнить, что регистрация заканчивается за 40 минут до вылета. Вам могут отказать, даже если вы уже стоите в очереди на регистрацию. Принцип «до последнего клиента» тут не работает. «Если вы понимаете, что уже точно не успеваете пройти регистрацию, позвоните в свою авиакомпанию и попросите перенести рейс — но это надо успеть сделать до конца регистрации или до вылета самолета. Иначе билет пропадет. Или узнайте заранее, пустят ли вас: иногда при задержке в 5-10 минут пассажиров все же пускают на рейс».

Что делать, если вам отказали в регистрации на рейс? А такое бывает по разным причинам.

«У меня случился такой казус, когда я летела в Израиль на лечение – билет был в одну сторону, потому что я не знала, когда я полечу обратно. Очень долго меня допрашивала служба безопасности,  почему у меня билет в один конец. Вы должны быть готовы к такому разговору. Иногда могут депортировать, даже когда вы уже прилетели в страну».

Если рейс задерживается, помните о своих правах. Если рейс задержали на 2 часа – пассажирам обязаны предоставить напитки. Если на 4 часа – предоставляют еду. Если самолет задержан днем на более чем 6 часов – пассажирам предоставляют отель и размещают их, при этом должны обеспечить трансфер до гостиницы. Если авиакомпания не соблюдает эти правила, надо сохранить факты, например, сделать фото и видео. Вернувшись домой, можно написать написать жалобу и получить неустойку. Если из-за задержки рейса потеряна стыковка, вас должны бесплатно пересадить на ближайший рейс: в этом случае в аэропорту стыковки сразу идите к представителям вашей авиакомпании.

Это действует, правда, только в том случае, если у вашей стыковки один номер билета. А бывает так, что билеты на рейсы куплены в разных местах, и стыковка может быть с разными компаниями…и в этом случае — это становится проблемой пассажира

Наконец, Светлана Нигматуллина призывает быть осторожными и соблюдать местные законы. У нее самой случился неприятный эпизод, хотя никаких нарушений со стороны наших путешественниц не было – просто случилось недоразумение, а местная полиция проявила бдительность.  «Когда мы летели в Таиланд, у нас была пересадка в аэропорту Абу Даби. Нужно было ждать стыковочный рейс 6 часов. Человек, который помогал мне передвигаться, случайно прихватил чужую сумку. Мы сообщили об этом. А нас в итоге задержали на 3 часа, отвезли в полицию, выясняли, чья сумка и откуда мы ее взяли», — вспоминает Светлана. И рекомендует: в подобных случаях  нужно быть вежливыми, не оказывать сопротивления властям, позвонить в российское консульство, и ничего не подписывать без присутствия адвоката.

На коляске, с детьми и большим чемоданом! Как я путешествую

 

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?