Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Вас ограбят с вашей помощью: как уберечься от воровства с банковской карты

Мошенничества с банковскими картами снова стали массовыми. Не теряйте бдительности в телефонных разговорах с липовыми «сотрудниками банка», обо всех подозрительных операциях сразу сообщайте банку

Фото с сайта innotechnews.com

В Сбербанке уже стоят очереди из обманутых граждан: им приходится получать новую карту взамен аннулированной. Чаще всего на «разводки» мошенников ведутся пенсионеры – в силу их доверчивости и повышенной ответственности: пожилые люди старательно следуют указаниям преступников, искренне веря, что они действительно являются сотрудниками банка и помогают им не потерять деньги. Но на удочку обманщиков может попасться любой.

СМС от фальшивых «банковских сотрудников»

«Эта схема используется постоянно. Мошенники используют рассылку звонков и СМС. Попадаются не все. Думаю, что повестись на это можно, если происходит череда совпадений. К примеру, у меня карта Сбербанка используется как зарплатная. И вдруг на карту пришла сумма больше, чем обычно. Именно поэтому я болезненно отреагировала на странную СМС, пришедшую на телефон, – в ней говорилось, что моя карта заблокирована и «в связи с компрометацией ваш счет оголен», – рассказывает Евгения, журналист. – Случилось маленькое финансовое горе, и это меня сбило с толку. Не подумав, я тут же позвонила по указанному в СМС телефону. А ведь нужно было бы позвонить в Сбербанк! По телефону, указанному на карте и на сайте Сбербанка».

Неизвестные на том конце провода представились менеджерами банка и начали свою «работу». Они спросили у Евгении номер ее карты, который она назвала, а затем предупредили, что сейчас будут приходить СМС от банка, и попросили сообщать цифры паролей.

«Только потом я поняла, что в этот момент, уже зная номер моей карты, они взламывали мой личный кабинет на сайте Сбербанка, – потому и приходили сообщения с номера 900 – официального номера банка, с которого обычно и приходят все уведомления по движению с картой, – говорит Евгения. – Меня грабили при моем же участии. Но они не успели перевести с моей карты деньги. Меня что-то дернуло. Я вспомнила, что ведь обычно в разговоре сотрудник банка спрашивает кодовое слово. А в этот раз меня об этом не спросили. Я положила трубку и перезвонила в Сбербанк».

Выяснилось, что карта Евгении действительно уже была заблокирована, а в компьютерных данных банка сообщалось, что по карте в данный момент проходит транзакция. Сбербанк успел остановить операцию, аннулировал карту. Евгении пришлось отправиться в банк за новой карточкой.

«В Сбербанке мне сказали, что это популярная схема обмана. Буквально на следующий день они выложили на своем сайте предупреждение о такой схеме».

Евгения отмечает, что мошенники – явно хорошие психологи. «Они используют в разговоре разные методики. Они очень вежливые, они тебе сочувствуют. И при этом сразу говорят, что беда уже случилась, настраивая «клиента» на непоправимое: «Нам очень вас жаль, надеемся, что это не последние ваши деньги, но их уже нет, они сворованы с карты. Давайте хотя бы попытаемся узнать, кто снял деньги с вашей карты. И справедливость будет восстановлена, а этим вы поможете другим». В итоге вы искренне и с благодарностью разговариваете с человеком, который вас обманывает».

«Если к вам обратились по телефону, в интернете, через социальные сети или другими способами и под различными предлогами пытаются узнать данные о вашей банковской карте, пароли или другую персональную информацию, будьте бдительны: это явные признаки мошенничества. При любых сомнениях рекомендуем прекратить общение и обратиться в банк по телефону, указанному на обратной стороне вашей банковской карты», – обращается Сбербанк к своим клиентам на сайте.

Несколько простых правил безопасности помогут при использовании мобильного телефона, планшета или компьютера:

Изображение с сайта sberbank.ru

Интернет-торговля – рассадник мошенничеств

Еще один распространенный способ мошенничества действует в интернете, например, на портале Avito. Вы разместили объявление о продаже чего-нибудь, звонит покупатель и после поверхностных вопросов предлагает оплатить покупку авансом на вашу карту (как правило, речь идет о картах Сбербанка ввиду их распространенности и универсальности сервиса).

«Казалось бы, дела складываются как нельзя лучше, за исключением одной детали: ваш собеседник просит назвать реквизиты вашей банковской карточки, – рассказывает о действиях мошенников Дмитрий Волосов, управляющий партнер юридической компании «Ценные Бумаги Консалтинг». – Якобы для того, чтобы он мог сделать платеж. Причем просит не только номер карты, но и написание имени, срок действия и даже… код безопасности на другой стороне карты! Иногда елейным голосом предлагает прислать фото карточки – «чтобы вам было удобнее». Как только данные переданы, остается один шаг к победе мошенников и поражению вас как незадачливого продавца».

В этом месте схемы возможны варианты. Либо вам позвонит сам покупатель и попросит назвать СМС-код, пришедший по номеру вашего телефона (а код действительно придет!). Это самый незамысловатый вариант, поскольку незамысловато само объяснение необходимости такого действия: «чтобы я мог вам отправить деньги». Либо позвонит некто, строгим голосом назовет вас по имени и представится сотрудником какой-либо службы вашего банка. Финал один: этот официальный собеседник тоже попросит вас назвать СМС-код.

«Дальше события развиваются стремительно: злоумышленники получают доступ к он-лайн управлению вашим счетом (а продиктованный вами код из СМСки был не что иное, как код для восстановления такого доступа) и моментально переводят деньги с вашего счета, куда им нужно, – поясняет юрист. – Причем переводят не только со счета карты, данные которой вы им передали (распространенное заблуждение), а со всех прочих счетов тоже – доступ в интернет-банкинг позволят оперировать со всеми вашими счетами».

На самом деле избежать подобного мошенничества элементарно. Достаточно представлять себе, как работает система банковских он-лайн платежей. «Чтобы ваш собеседник мог перевести вам деньги, ему не нужно знать все данные вашей банковской карты. Достаточно ее номера. А в системе Сбербанк-онлайн, на которую приходится львиная доля мошенничеств, вообще давно уже действует функция платежей по номеру телефона получателя, – отмечает Дмитрий Волосов. – То есть, если я добросовестный плательщик, я ввожу в интернет-банке номер вашего телефона, и система сама ищет ваши данные как клиента банка и обеспечивает платеж. При этом точные данные мне по-прежнему не видны: для контроля предлагаются ваши имя и отчество и первая буква фамилии, а также первые и последние цифры карты. Поэтому, если я в самом деле хочу отправить вам деньги, я звоню и сам называю все вышеперечисленное, а вы лишь подтверждаете актуальность данных».

Есть и другой способ обмана в интернете. «Мошенники пользуются неграмотностью и неосведомленностью людей и получают наши деньги. Сейчас есть множество способов мошенничества с картами. Наиболее популярные связаны с интернет-магазинами и банкоматами.

«Интернет-магазин – очень распространенный способ мошенничества, – отмечает Милана Дадашева, адвокат, кандидат юридических наук, заместитель Председателя Московской коллегии адвокатов «Солидарность». – Когда вы покупаете что-либо в интернете, необходимо всегда иметь в виду, что если товар предлагается по цене, в несколько раз ниже рыночной, то что-то здесь не так. Часто сайт с «привлекательными» предложениями, будь то реальные или виртуальные товары, является просто оператором между вами и вашим банком, который отфильтровывает информацию о платеже и перенаправляет его на другой счет.

При этом вы сами вводите код подтверждения платежа, направленный банком на ваш мобильник, и после этого деньги списываются с карты, товар вы не получаете». Бороться с мошенниками в данном случае, отмечает юрист, очень непросто.

Необходимо научиться отличать настоящий интернет-магазин от ловушки. Чтобы обезопасить себя, достаточно просто поискать информацию о магазине в сети, почитать отзывы о нем.

«Помните, что все нормальные магазины дают возможность выбрать вариант оплаты, среди которых есть и оплата курьеру при доставке товара. И более того, реальный магазин всегда указывает все свои реквизиты, контакты, телефоны и адреса, – отмечает Милана Дадашева. – Также внимательно читайте, что написано в СМС с кодом подтверждения платежа – банк четко приводит сумму покупки и название организации, выставившей счет».

А еще хороший вариант – держать для оплаты интернет-платежей отдельную карту, на которой – скромный лимит средств. Это спасет вас по крайней мере от воровства крупной суммы.

Еще одна ложная ситуация – якобы крупный выигрыш, выпавший вам. Мошенники звонят и сообщают вам о такой радостной новости, поясняя, что для перечисления денег нужен номер карты и ее данные. Милана Дадашева отмечает, что ни в коем случае нельзя вестись на такие разводки и верить посыпавшимся с неба миллионам.

Однорукий бандит

В нынешнее время так можно назвать не только игровой автомат, но и банкомат – если он оборудован мошенническим «обвесом». Мошенники используют так называемые «накладки» на клавиатуру, «конверты» на приемник карты.

«Если это накладка на клавиатуру – вы вставляете карту, набираете пин-код, но банкомат деньги не выдает, и карту тоже не отдает, – поясняет Милана Дадашева. – А мошенники получают ваш пин-код и вашу карту, пока вы звоните в банк и пытаетесь выяснить причины.

То же самое происходит и в варианте с «конвертами» – это специальные накладки на картоприемник. Они закрывают доступ банкомата к считыванию номера карты. Вы вводите код, но ни деньги, ни карту банкомат выдать не может. Этим пользуются мошенники, которые обычно рядом – они якобы вызываются вам помочь, и пользуясь вашей невнимательностью, снимают ваши деньги».

Поэтому, советует юрист, всегда, когда вы пользуетесь банкоматом, хорошенько исследуйте клавиатуру, ведь на первый взгляд накладка ничем не отличается от настоящей клавиатуры.

Но, пожалуй, самый распространенный способ мошенничества с картами, как это ни печально – это когда мы сами, добровольно, даем мошеннику все необходимые данные, чтобы он спокойно, даже не получая на руки карту – перевел всю сумму.

Фото с сайта payinfosystem.ru

Как уберечься от обмана

Что же делать и как себя вести, чтобы застраховаться от обмана и не стать жертвой мошенников? Надо соблюдать правила финансовой гигиены. «Общий принцип действия защиты всех банков от дистанционного доступа мошенников к вашему счету одинаков: физическое разделение источников, откуда необходимо взять информацию для совершения операции, – рекомендует Дмитрий Волосов. – Например, чтобы оплатить покупку непосредственно на сайте интернет-магазина при помощи банковской карты, нужно знать:

а) номер и другие реквизиты банковской карты, находящиеся на ее лицевой стороне,
б) код безопасности (так называемый CVV-код) – три цифры, находящиеся на оборотной стороне карты,
в) дополнительное подтверждение в виде либо СМС-кода, который высылается банком в СМС-сообщении по номеру телефона владельца счета для подтверждения конкретного платежа, либо 3D Secure код, который создается владельцем самостоятельно и заранее, и действует для подтверждения любых онлайн платежей.

Как видим, если вы не теряли банковской карты с наклеенным на нее стикером, на котором написаны все коды и пароли (а бывает и такое!), то получить доступ к вашему счету мошенникам не так просто. Поэтому все ухищрения злоумышленников, независимо от вариаций и словесных прикрас, направлены на решение одной единственной задачи – собрать воедино необходимые и достаточные данные для совершения платежа от вашего имени, но без вашего ведома».

Кроме того, настоящие сотрудники настоящего банка, напоминает Дмитрий Волосов, никогда не просят назвать им содержание СМС-сообщений, приходящих от их банка вам как клиенту этого банка. Это им строжайше запрещено, и о таком запрете банки, как говорится, трубят на каждом углу.

«В-третьих, на уровне здравого смысла очевидно вранье вашего собеседника в следующих случаях:

– Для платежей от него к вам (в случае интернет-продаж) не нужен ваш код безопасности, ни на обороте карты, ни в пришедшем СМС-сообщении; ведь это он вам платит, а не вы ему! Задумайтесь: с какой стати вам, постороннему человеку, должны приходить на номер вашего телефона сообщения из банка для того, чтобы не имеющий к вам никакого отношения человек что-то куда-то смог заплатить со своего счета!

– Вы бы купили вещь, не глядя, перечислив вперед полную ее стоимость да еще человеку, которого абсолютно не знаете? Нет. Поэтому задайте себе вопрос, почему кто-то готов это делать? Не потому ли, что он в действительности не собирается ничего покупать?

– Предложите вашему собеседнику что-нибудь поменять в предложенной им последовательности действий. Например, отправить вам деньги не по данным банковской карточки, а по номеру телефона. Или вообще встретиться лично и рассчитаться наличными, сославшись на отсутствие у вас банковской карточки. Если сделка тут же сорвется – это были мошенники».

Если с вашей карты мошенники списали средства, то их еще можно вернуть.

Для этого нужно:
Сообщить банку о несанкционированной операции не позднее одного дня после получения от банка уведомления о совершении такой операции. Быстрая реакция – самое важное в такой ситуации.
Срочно позвоните в свой банк и заблокируйте карту, чтобы предотвратить снятия новых траншей с карты мошенниками. И затем в течение суток нужно написать письменную претензию, в которой описать случившееся. Причем лучше прийти в банк лично – отдать один экземпляр сотрудникам банка, второй – с визой банка – оставить себе.
Следующий шаг – отправляйтесь в отделение полиции и напишите заявление о факте мошенничества. Что касается банка, то он рассматривает претензию в течение месяца, хотя сроки возврата денег законодательством не определены. Однако если вы сами виноваты в том, что стали жертвой преступников, – то есть выдали им всю конфиденциальную информацию, пароли, коды, или потеряли карту, но не сообщили об этом банку вовремя, денег вам не вернут.
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?