В поисках идеальной игрушки: Барби – это кукла для мам

«Милосердие.ru» анализирует рынок игрушек. Есть ли безусловно полезные игрушки и безусловно вредные? Что такое буржуазная кукла? Можно ли увлечь ребенка народной игрушкой?

Кукла Барби — хиппи. Фрагмент. Фото с сайта picclick.co.uk

Мы ищем идеальную игрушку для ребенка. Это кукла, это мяч, это народная игрушка, это конструктор из модного магазина интеллектуальных головоломок для детей? Мнений много. Сегодня — о пользе народной игрушки. Следующий материал — о  фрёбелевских игрушках и массовой культуре.

 А знают ли родители, что 70% маленьких детей – как мальчиков, так и девочек — хотели бы иметь деревянную лошадку? Для этого им нужно всего лишь показать лошадку и дать поиграть с нею!

О том, что родители чаще всего не подозревают, что нравится их детям, о предметах, которые притворяются детскими игрушками, но не являются ими, о том, что Барби – это любимая кукла для мам и о том, как взрослые должны воспитывать свой вкус среди пестроты игрушечного рынка, мы говорим с доктором педагогических наук, главным научным сотрудником Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО), ведущим научным сотрудником Института художественного образования и культурологии РАО, автором программы «Тропинка в мир изобразительного искусства» для дошкольников (издательство «Дрофа») Ириной Александровной Лыковой.

Ирина Лыкова — справа. Фото с сайта beliro.ru

Почему мы все время обсуждаем Барби?


— Недавно снова заговорили о том, что будут ограничивать ввоз в Россию кукол Барби. Скажите, почему мы все время обсуждаем Барби? В России нет своих кукол?

— Проблемы начались в 2004 году, когда в Минобрнауки РФ завершил работу Экспертный совет по дошкольному образованию, следивший за качеством этого образования и стоявший на страже детства. С тех пор для игрового оборудования и игрушек главным критерием стала продаваемость. Что востребовано на рынке – то и предлагалось детям. Контроль за качеством производимых игр и игрушек взяла на себя (по своей инициативе) Межрегиональная общественная организация «Экспертиза для детей». Но, по статистике, с 2005 по 2016 год к ней обратились не более 5% производителей игр и игрушек!

— Возможно, остальные 95% опасались цензуры…

— Ни в коем случае. У нас есть Ассоциация российских производителей и продавцов игрушек, есть Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, одним словом, есть производитель и поставщик игрушек. А есть — педагог, психолог, физиолог. Они понимают, каким должен быть предмет, который ребенок в раннем детстве берет в руки. Ведь этот предмет во многом формирует детское мировоззрение и определяет испытываемое ребенком чувство базового доверия к миру.

Игрушка – это посредник между ребенком и окружающим миром.

Малыш познает мир с помощью анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных ощущений. Он находится в роли исследователя. Цвет, форма, величина, пропорции, строение его игрушек становятся своего рода языками, на которых он начинает передавать свои собственные мысли, чувства, ощущения. Когда это ласковая приятная тактильная игрушка, ребенку комфортно. Он ощущает мир добрым и ласковым и соответственным образом строит свое взаимодействие с ним.

Поэтому очень важно, какую игрушку вы даете ребенку для его воспитания и развития!

Во всех культурах мира мы найдем игрушки, получившие всеобщее признание, прошедшие через века, дошедшие до нашего времени и устремленные в будущее.

Похороны куклы

— А как дети играли теми огромными фарфоровыми куклами в бальных платьях, которые сейчас находятся в музеях?

— Ими не играли. В 19 веке Франция изобрела беспроигрышный с маркетинговой точки зрения ход, связав детскую игрушку и моду. Модельеры нарядили куклу в современные взрослые платья. Куклы отправились в саквояжах по всему миру и стали транслировать моду Франции. Куклы-дамы стали законодателями моды. Такую куклу покупали для демонстрации состоятельности семьи, для подготовки ребенка к тому, что он богат, успешен, что у него все самое лучшее и красивое. У куклы был комплект одежды и аксессуаров, ее наряжали, украшали. А родители могли показывать такую куклу посетителям своего салона по пятницам!

На самом деле традиционные игрушки – мячи, кубики – были у всех детей, в том числе и у детей царствующих особ. К четырехсотлетию дома Романовых в Сергиевом посаде вновь открылась прекрасная экспозиция «Игрушки детей семьи Романовых». На ней можно увидеть подлинные игрушки, которыми играли дети из царской семьи: в том числе маленькие чемоданчики со столярными инструментами – для мальчиков, шкатулка с рукоделием – для девочек. Но посетителей больше всего впечатляют куклы в костюмах народов России, которые готовили царских наследников к тому, что они будут править в стране, где проживают люди разных наций и разных культур.

— Мне кажется, кукла Барби демонстрирует те же черты: гламур, стиль, роскошь…

— Совершенно верно. Куклы Барби, как и фарфоровые модные куклы 19 века — это, скорее, предметы коллекционирования. Барби воплощает определенную модель поведения, социокультурную идентификацию, прогноз того, что такое успешность в жизни. Поэтому Барби больше привлекает молодую современную маму, чем саму девочку.

— То есть Барби – игрушка для мамы?

— Во многом. Мамы, тети, бабушки покупают эту куклу, потому что она нравится им самим. Имея перед глазами пример Барби, они подменяют им свои мечты, желания, идеалы, нереализованные жизненные проекты. И у девочки появляется «идеал», который реально ей не нужен. Взрослые навязывают ребенку игрушку, которая нравится им самим. Навязывают и модель жизни: ты должна быть как Барби, чтобы в недалеком будущем стать успешной.

— Но это, наверное, правильно, — дать ребенку игрушку, которая нравится тебе самой?

— Не всегда! С одной стороны, хорошая игрушка объединяет детей и взрослых общим интересным делом – игрой. Но с другой стороны, пристрастия взрослых зачастую вызывают оторопь. В «Детском мире» иногда берут на пробу экспериментальные игрушки. Так вот, одним из самых успешно продаваемых брендов двух-трехлетней давности стала кукла… в гробике.

— В 18 веке детям тоже иногда предлагались куклы-покойницы. В ту эпоху детская смертность была высокой и дети часто сталкивались со смертью своих сверстников. А сейчас – почему?

— На мой взгляд, это интерес поколения молодых родителей, которые не наигрались в детстве. В 90-е годы они были лишены возможности играть со своими родителями. И сейчас, став взрослыми, они покупают игрушки для себя! Чем необычнее – тем лучше. Сейчас время трансформации ценностей, понятий, смыслов. И то, что выходит за рамки понятий привычного, стандартного, понятного, привлекает, как иногда пресыщенного человека привлекает уродство. Родителям следует помнить: есть предметы, которые притворяются детской игрушкой, но на самом деле не являются ею.

ПОКАЧАТЬ И УБАЮКАТЬ

— Тогда как узнать: вот это — настоящая игрушка для ребенка, а та – игрушкой только притворяется?

— Для начала надо ответить на вопрос: что такое игрушка? Если обратиться к отечественным словарям – Ефремова, Ушакова, Ожегова — мы найдем лаконичное определение: игрушка – предмет для игры.

Предельно краткая формула. Но в ней вся суть. Смысл детской игрушки – игра. Особенно – сюжетная игра. Это – отыгрывание ребенком тех ролей, сюжетов, моделей поведения, которые он наблюдает в окружающей жизни. Реально он включиться в эту взрослую жизнь пока не способен, но, играя, он может прожить конфликтные ситуации, отыграть задевшие его события. Через это моделирование он в своем социокультурном опыте получает огромный багаж: как себя вести, каким быть сейчас и каким становиться по мере взросления. Во что ребенок может играть с Барби? Он может наряжать ее и разыгрывать с нею сюжеты из жизни взрослых. Но это – не детская жизнь. Мама, которая хочет, чтобы девочка была доброй, ласковой, любящей и любимой, чтобы у нее была хорошая семья – должна подумать о другой кукле.

Девочке нужна кукла-младенец, которую можно купать, которую можно спеть песню, накормить, можно катать в колясочке, с которой нужно обращаться, как с младенцем. Игра с такой куклой позволяет ребенку проживать роли, воспроизводить действия и даже конфликты, которые случаются в этом возрасте. А также – те роли, которые в реальной жизни ей пока недоступны.

— В России за последний год появились новые интересные куклы? Какие вам больше нравятся?

— Скажу о своем выборе. В этом году в ЭЛТИ-Кудиц – это российский разработчик и производитель игрушек, на базе которого создан экспертный совет по игре и игрушке – появился успешный проект: дидактические куклы «Инна» и «Александр» с сезонными комплектами одежды. Прекрасные куклы, пара «девочка-мальчик», изготавливается в Петербурге из качественного материала и ткани. Это — настоящая игровая кукла для девочки. Качественная, красивая, похожая на ребенка, с которой реально можно играть. Можно и наряжать: у нее есть комплекты одежды на все сезоны, ее шьют в Петербурге.

Кому нужны огромные плюшевые медведи?

— Одни психологи говорят, что неправильно давать ребенку высоких кукол или больших плюшевых медведей, а другие – что для детской психики опасны слишком маленькие куклы. Какого размера должна быть игрушка?

— Ребенок, в отличие от взрослого, живет в трех пространствах разного масштаба. Одно пространство сомасштабно ему самому: это — детская мебель, детская игровая комната, все, что специально сделано взрослыми под размер ребенка.

Второе пространство – игровое, где все маленькое, где ребенок чувствует себя гулливером среди лилипутов. Почему самые первые, самые любимые игрушки маленьких детей — кубики и мяч? Потому что благодаря кубикам ребенок не только осознает мир, но и создает его. Пусть это маленький мир и его легко можно разрушить, но это его мир. Оперируя доступными ему функциями и объектами, подходящим ему по размерам и пропорциям, ребенок ощущает себя в своем мире умелым и успешным.

Третье пространство – это мир взрослых, где все большое. Почему ребенок любит примерять обувь мамы или рубашку папы? Он ощущает при этом: «Вот — большой мир, а я пока маленький, но я тоже вырасту».

Подбирать игрушку надо по темпераменту и по индивидуальным особенностям. Важно, чтобы размеры игрушек были связаны с готовностью ребенка ими управлять. По аналогии с лепкой: есть дети-миниатюристы, которые лепят все очень-очень маленькое, а есть дети- монументалисты, которым нравится делать что-то очень большое. Из одних могут вырасти художники, которые любят миниатюру и создают ювелирные изделия, из других – те, кто создают гигантские монументальные конструкции. Это тоже все родом из детства.

Но не нужно окружать ребенка игрушками одного размера! Чем разнообразнее опыт, тем разнообразнее способности, которые развиваются. А это зависит от того, насколько разнообразны (в том числе по размерам) предметы в детской. Для начала, важно, чтобы ребенку было комфортно. Он сам покажет, будет ли ему интересно играть с этим предметом, захочет ли прокатывать мячик такого размера, попадать им в цель, передвигать, стучать, подбрасывать.

В полтора-два годика маленьким мячиком ребенок вряд ли сможет управлять умело, подбрасывать, ловить его: мяч будет падать мимо рук. Поэтому нужен мяч размером в обхват двумя руками. Но одновременно нельзя ввести в опыт ребенка сразу все упражнения. Вы создаете для него выбор, а потом на время нужно исключить остальные игрушки и дать ему возможность играть самой комфортной по размеру игрушкой.

Если это большой мяч – нужна большая корзина или тазик, куда его можно забросить. Если мы прокатываем мяч — можно поставить кегли, можно — просто два стула и попасть в эти ворота. Так создается игровая ситуация.

Лошадки

По данным исследований, 70% маленьких детей – среди них и мальчики, и девочки – хотели бы иметь игрушку-лошадку. С доисторических времен родители дарят своим детям глиняных и деревянных лошадок. Эти чудесные, загадочные кони, родившиеся в разных странах, похожи друг на друга, как родные братья.

Русская дымковская игрушка – символ радости, открытости миру, готовности к стремительному полету. А вот – ее шведская сестра, лошадка из Даларны, символ королевства Швеция. Многим детям и взрослым нравится городецкий коник-качалка. Традицию изготовления лошадок-качалок возрождают и другие народные промыслы: «Декор Севера», «Царицынская игрушка».

— По вашей инициативе в программу для детского сада были введены занятия по народной игрушке. Почему в век компьютеров вы рекомендуете малышам знакомство с произведениями дымковских, филимоновских, богородских мастеров?

— Потому что народная игрушка – это воплощение вековых традиций в осязаемой и жизнеутверждающей форме. Народные игрушки – это носители смыслов и ценностей, которые передаются из поколения в поколение через орнамент (ритмичный узор), необычный колорит и пластику.

С веками оттачиваются не только способы рационально и с минимумом средств изготовить игрушку, но сами идеи, которые народный мастер вкладывает в свое произведение.

Крестьянские дети играли игрушками, которые создавались в традициях народных промыслов или были самодельными. Из початка кукурузы ребенок мог сам сделать себе куклу. Или завернуть в тряпочку чурочку, как будто это кукла-пеленашка.

Мама еще до рождения ребенка готовилась к его приходу в этот мир и делала для него игрушки. Первые погремушки были на самом деле тактильными игрушками и называются куклы-кувадки. Они были сплетены из лоскутков ткани разного цвета и подвешивались как связочка в колыбельке. Сначала малыш воспринимал их зрительно: они яркие, разноцветные… Потом хватал их и узнавал, что они приятные на ощупь. Потом он подтягивался в кроватке, чтобы схватить их (для этого их надо было крепко привязать). А потом ребенок начинал вместе с мамой и бабушкой сам делать себе игрушки. Осваивал азы – шить, вязать, плести, строгать, связывать…

Вот уже пятнадцать лет мы вместе с моими аспирантами работаем с дымковской игрушкой. Благодаря этой работе целая плеяда дымковских мастеров начала приезжать в детские сады и проводить мастер-классы для детей, педагогов и родителей.

— Сегодня у ребенка есть более красивые игрушки, которые можно одеть в роскошные платья…

— Я думаю, что главная идея русской народной игрушки – это гармония с миром. В народной игрушке уже найдены гармония разума, чувства, отношения к миру и понимания вселенной. Это тот особый язык, на котором мастер передает свое мироощущение на доступном ребенку языке форм, линий, цветовых решений.

— Разве красивые и нарядно одетые фарфоровые куклы 19 века – не воплощение гармонии с миром?

— Такие фарфоровые куклы – это только красота и успешность. А народная игрушка несет в себе нравственные категории, важные для человеческой жизни. Это — красота и добро. У народной игрушки – пластичная, обтекаемая форма. Она, подобно мячу, комфорта и удобна для ребенка. Народная игрушка – ласковая. Она изначально добра к ребенку. Об нее нельзя ушибиться, она легко выходит в пространство и никого не обидит. Народный мастер создавал игрушку комфортной, созвучной телу человека. Кукла может быть размером с пальчик и с ладошку. Есть кукла локтевая и даже ростовая. Последние редко встречаются, но в народном театре они были. То есть народная игрушка создается в системе тех самых трех масштабов, о которой мы говорили.

Поэтому любой предмет народной культуры приятно брать в руки и не хочется выпускать.

— Но плюшевого мишку тоже не хочется выпускать из рук

— Плюшевый мишка, кстати, тоже раньше был народной игрушкой. Но сейчас плюшевые мишки – это промышленное производство, а это означает серийность, стандартизацию

— Если родители хотели бы познакомить ребенка с народными игрушками, как это сделать?

— В детских садах такое знакомство предусмотрено образовательной программой. Так что народная игрушка может прийти в семью из детского сада. Если ребенок может играть с нею в детском саду, если она не стоит на полочке, закрытая от него на ключик, он про это обязательно расскажет дома. А педагог объяснит родителям, как использовать эти игрушки для оформления детской комнаты, для игры детей. Например, обучение счету. Кто-то делает это на специальном счетном материале или на планшете. Попробуйте с помощью народных игрушек! Вот красивые деревянные или глиняные народные уточки. Как хорошо с их помощью считать, расставляя их в ряд, составляя сюжетные задачки. Давайте их расставим по столу: уточки поплыли в одну сторону… эта уточка отстала… сколько уточек осталось?

— Какие народные игрушки сегодня доступны для родителей?

—  Богородские игрушки. Это — динамичные деревянные фигурки из мягких пород дерева, которые с раннего возраста привлекают детей: медведи, которые рубят дрова или пилят, курочки, которые клюют… Разрабатываются новые формы и новые идеи таких игрушек: что вы скажете о медведе с компьютером? К сожалению, дымковская игрушка теперь стала сувенирной продукцией и в меньшей степени принадлежит детству. Она настолько дорога, что в детских садах ее стараются не давать детям для игры. Ее показывают только на занятиях эстетического воспитания или в мини-музее детского сада. Хотя изначально это были прекрасные свистульки. Отмечался праздник Свистуньи, когда дети брали их в руки и могли свистеть. Это всех так объединяло и радовало!

То, что детям младшего возраста близка и понятна народная игрушка, доказано научными исследованиями. Они проводились во всем мире, в том числе – и в России в НИИ дошкольного воспитания в Москве, который в 60-е годы XX века был уникальным. Туда на консультации приезжали специалисты из Финляндии, Японии – из тех стран, которые сегодня опережают нас по уровню образования. Во многом потому, что эти страны нашли рецепт успешного объединения самых современных технологий и традиций. Стоит ли сегодня про это забывать?
 Программа Ирины Лыковой «Тропинка в мир изобразительного искусства» входит в образовательную программу дошкольного образования «Тропинки» под редакцией Владимира Кудрявцева. В программе «Тропинки» подготовлен проект «Дымковская игрушка в лепке и моделировании из глины», и «Дымковская игрушка в пластике, моделировании из бумаги» (совместно с Н.К. Гараниной). Педагоги, занимающиеся по этой программе, получают практическое пособие с необходимыми выкройками, силуэтами, элементами, описаниями того, как можно сделать дымковскую игрушку своими руками. Готовится к выходу новая программа Ирины Лыковой для детских садов «Азбука народной культуры», которая рассказывает воспитателям и родителям, как и в каком возрасте можно использовать те или иные народные игрушки и где их можно приобрести.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?