Одной из возможных причин роста психических расстройств среди подростков американские психологи называют дефицит обычной игры в детстве

Дети играют с гигантскими мыльными пузырями возле моста Анхель Кустодио в парке, находящемся на месте старого русла реки Турии в Валенсии. Фото: РИА Новости

«Не будьте слишком серьезными, господа!»

Для многих родителей учебный год связан с сумасшедшей гонкой. Кажется, что необходимо организовать как можно больше занятий для своего ребенка, от музыки до математического кружка, не говоря уже о репетиторах по школьным предметам.

Однако новый доклад Американской академии педиатров (ААП) свидетельствует: куда разумнее было бы включить в расписание детей время, отданные исключительно свободной игре.

«Детская игра — совсем не пустяки», — говорит американский педиатр. Как показывают исследования, именно в процессе игры ребенок быстрее осваивает язык и так называемые исполнительные функции (так в англоязычной медицинской литературе принято называть совокупность функций, необходимых для адаптации поведения: тормозного контроля, рабочей памяти и когнитивной гибкости — примечание переводчика).

Кроме того, именно в игре дети учатся договариваться с товарищами, справляться со стрессом, учиться видеть и достигать собственную цель, не отвлекаясь на посторонние стимулы.

Профессора  педиатрии отмечают, что сегодня и родители, и школа сосредоточены, прежде всего, на академической успеваемости ребенка, успех в которой достигается за счет возможности свободно играть. И рекомендуют педиатрам пересмотреть опасную тенденцию, прописывая игру во время профилактических осмотров, на которые родители приводят здорового ребенка.

С профессорами педиатрии согласны успешные люди

Ученики на уроке информатики в московском лицее №1571. Фото: РИА Новости

Современные американские дети играют гораздо меньше, чем их родители в годы своего детства. С 1981 по 1997-й время, проведенное за игрой, сократилось для детей на 25%. Общенациональный опрос, включивший 8 950 дошкольников и их родителей, показал, что только 51% детей выходят на улицу с одним из родителей прогуляться или поиграть хотя бы раз в день.

Из-за усилившегося академического давления 30% американских детсадовцев практически не имеют перерывов в учебе.

Многие вполне успешные люди-не врачи считают, что эта тенденция плохо сказывается не только на детях, но и их родителях. В Давосе на сверхэлитном форуме экспертов в области глобальной политики и экономики, специалисты в области искусственного интеллекта и директора ведущих компаний мира привели множество аргументов в защиту свободной игры, проявив полную солидарность с педиатрами и психологами.

По мнению успешных людей разных профессий, игра стимулирует у детей творческие навыки, способности к коммуникации. А это те качества, которые необходимы работнику для сохранения преимуществ перед роботом.

Психологи, не входящие в число авторов доклада, включая Питера Грея из Бостонского колледжа, подтверждают, что последствия недостатка игры в жизни детей весьма негативны.

Одним из них, возможно, является повышение распространенности психических расстройств среди подростков. И это одна из причин, почему, по мнению Академии педиатров, пришло время коллективной «перезагрузки» в отношении к игре. По мнению ученых, необходимо понять, что это не тривиальное и необязательное времяпрепровождение, не «баловство», а абсолютно незаменимый вид детской активности, «базовый компонент здорового детского развития».

Четыре главных вида игры

Ребенок играет во время фестиваля городской культуры «Живые улицы» в центре Санкт-Петербурга. Фото: РИА Новости

ААП выделяет четыре типа игры в хронологическом порядке появления потребности в ней.

Игра с объектами начинается с того, что младенец стремится любой предмет засунуть в рот, и усложняется по мере того, как он начинает использовать предмет в качестве игрушки: «Смотри, мама, я говорю по телефону», — сообщает малыш, прикладывая к уху банан.

Следом идет физическая (локомоторная или шумная контактная) игра, которая начинается с «ладушек», а потом превращается в кучу-малу, бой подушками, подвижные игры на перемене.

«Шумные контактные игры, которые, по сути напоминают игры животных, позволяет ребенку рисковать в достаточно безопасных условиях, а это развивает коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, поддерживают эмоциональный баланс», — пишут авторы Доклада.

Дети играют в фактории Лаборовая на Ямале. Фото: РИА Новости

Игры на свежем воздухе позволяют ребенку одновременно задействовать ряд сенсорных механизмов. Играя в мяч или догонялки, он учится «соединять» тело и сознание, умело использовать их «тандем». Интересно, что в странах, где детям дают больше свободного времени для таких игр, пока они маленькие, школьники демонстрируют лучшую академическую успеваемость.

И, наконец, социальная или ролевая игра, которая может сочетаться с выше описанными видами игр или проходить сама по себе. Дети примеряют на себя разные социальные роли, например, учителя в классе, где учениками выступают плюшевые игрушки, либо хозяйки дома.

ААП цитирует длинный список исследований, подтверждающих пользу игры. Рандомизированные испытания физической игры у детей 7-9 лет продемонстрировали улучшение концентрации внимания, когнитивной гибкости всех функций мозга, связанных со способностью контролировать свои действия.

Ролевая игра позволяет детям укреплять саморегуляцию, ведь им приходится учитывать интересы друг друга, чтобы создаваемый игровой воображаемый мир заработал. Это, по словам экспертов, «улучшает способность к логическим рассуждениям о гипотетических событиях».

Игра особенно важна для детей, подверженных токсичным уровням стресса. «Общение во время игры, разделенная радость, настроенность на понимание друг друга, гармоничный обмен позитивными пассами между родителями и детьми во время игры корректируют телесную реакцию ребенка на стресс», — говорится в докладе.

Отдавайте детям в игре ведущую роль

Афнганский ребенок играет с колесом. Кабул. Фото: ТАСС

По мнению авторов доклада, родители не виноваты в том, что «не дают» детям вволю наиграться. Они сами находятся под социальным гнетом.

«Чувство вины приводит к соревнованию между родителями в том, кто сможет запихнуть в расписание детей больше «обогащающих» мероприятий», — пишут академики.

Чтобы изменить такое положение вещей, ААП рекомендуют дошкольным детским учреждениям поощрять обучение в игровой форме. Это будет одновременно укреплять взаимоотношения ребенка со значимым взрослым и развивать его исполнительные функции.

Академики предлагают педиатрам не только поощрять родителей защищать право ребенка на незарегулированную взрослыми игру, но и позволять ребенку в случае совместной игры взять на себя ведущую роль.

Если, например, ребенок хочет собрать паззл, можно помочь ему, предложив какой-то кусочек, но не собирать картинку за него.

Разумеется, советовать легко, а вот реально внести свободную игру в расписание не всегда просто. Для многих родителей это вопрос логистики.

Для игры требуется соответствующее безопасное место, расположенное, желательно, близко к школе или дому, чтобы ребенка можно было вовремя накормить. Организовать все это — дело более хлопотное, чем записать ребенка в умный кружок. Однако педиатры уверены, что попробовать стоит.

Перевод Марины Бриндли

Источник Quartz Membership