«Ужас тротуара». Как парижане запретили прокат электросамокатов у себя в городе

Больше 60% жителей Москвы и Петербурга хотят запрета аренды электросамокатов – аварий с ними стало больше в 40 (!) раз с 2019 года. Тем временем в Париже с 1 сентября 2023 года электросамокаты исчезнут с улиц – горожане на референдуме проголосовали за их запрет. Как это было – в нашем разборе

В июне 2021 года в Париже погибла 31-летняя итальянка – во время прогулки вдоль набережной Сены ее насмерть сбили две женщины на электросамокате. Этот случай потряс горожан.

Пианистку Изабель ван Брабант водитель самоката сбил в самом центре Парижа. На первый взгляд, она легко отделалась: двойной перелом запястья. Но для пианистки Парижской оперы это трагедия. Минимум год она не сможет играть, а значит, работать, и получится ли до конца восстановить работоспособность руки до прежнего профессионального уровня – неизвестно.

«Самокатчики стали моими злейшими врагами. Я их боюсь», – говорит 50-летняя учительница Сюзон Ламберт. – В Париже воцарилась анархия. Для нас, пешеходов, больше нет места».

Страдают дети, беременные и старики

Больше 60% жителей Москвы и Петербурга хотят запрета аренды электросамокатов – аварий с ними стало больше в 40 (!) раз с 2019 года.

По статистике МВД, в 2022 году в стране было зарегистрировано 941 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. В них погибли 19 человек и еще 976 человек были ранены. Для сравнения: в 2021 году таких аварий было 672, в 2020 году — 410, а в 2019-м — 142.

Страдают и водители, и пешеходы, в первую очередь – дети и пожилые люди.
Вот только несколько громких трагедий за последнее время.

15 июля 2021 года в Москве погиб 80-летний профессор Иван Пигарев — известный ученый, доктор биологических наук, автор висцеральной теории сна. В него врезался мужчина на электросамокате.

26 августа 2023 года молодой человек на электросамокате сбил пятилетнего ребенка в столичном районе Южное Бутово и скрылся. Мальчика доставили в больницу.

В июле 2023 года в Сочи на пешеходном переходе беременную женщину сбили двое мужчин на самокате. Они бросили его и убежали, даже не подумав оказать помощь. Скорую на место ДТП вызвали очевидцы. Врачи диагностировали у беременной закрытую черепно-мозговую травму, перелом носа и сотрясение мозга.

Летом 2022 года журналистка, экс-главред Vogue Russia Алена Долецкая и ее ассистент получили серьезные травмы после того, как в центре Москвы их сбил курьер Delivery Club на электровелосипеде.

В августе 2023 года водитель «Камаза» насмерть сбил самокатчика у Бугринского моста в Новосибирске — он скрылся, а самокатчик скончался на месте аварии.

Идиллия вначале

До того как самокаты, по словам парижан, превратили город в джунгли, где пешеходы боятся переходить улицу или даже идти по тротуару, столица Франции была в эйфории от этих разноцветных быстролетных вещиц, trottinettes, как их прозвали французы.

Электросамокаты – это весело, дешево, экологично, они не требуют физических усилий, как велосипед, дешевле, чем такси, разгружают общественный транспорт, уменьшают заторы на дорогах.

Париж стал первым городом в Европе, открывшим в 2018 году дорогу для электросамокатов. На улицах Парижа расположились почти 15 000 штук в прокат, под управлением дюжины компаний-прокатчиков. Их можно было оставить где угодно и забрать с помощью мобильного приложения. 

Ужас с ветерком

Но по мере роста популярности, особенно среди молодежи, росло и количество аварий. За первые восемь месяцев 2021 года зарегистрировано 247 аварий, связанных с электросамокатами. За тот же период 2022 года – уже 337. В 2022 году три человека погибли и 459 получили ранения в авариях на электросамокатах в Париже. 

Самокат очень тихое транспортное средство. Пешеходы часто не слышат его приближение и не могут вовремя и должным образом среагировать.

«Карета» на глазах превратилась в тыкву – внезапное появление самокатчика на тротуаре воспринимается как ужас, несущийся с ветерком навстречу. Они оккупируют тротуары, сшибают и калечат людей, провоцирует ДТП на дорогах.  

Дальше – больше. На самокаты громоздятся двое, а то и трое человек. Они не уважают правила дорожного движения и регулярно заезжают на тротуары. Самокаты беспорядочно бросают посреди тротуаров, блокируя дорогу колясочникам, старым, слабовидящим людям, или даже бросают в Сену.

Страдают не только пешеходы. По данным парижской полиции, в 2021 году в столице и окрестностях погибли четыре водителя электросамокатов и сегвеев, в 2022 году – уже восемь погибших. За один июль 2023 года по всей Франции – жуткий рекорд – 10 погибших водителей этих средств передвижения.

Самокат опаснее для женщин и во время езды вдвоем

Исследования показывают, что женщины рискуют попасть в аварию на электросамокате в 1,5 раза больше, чем мужчины. Это связано с недостаточной физической силой в руках, необходимой, чтобы управлять самокатом.

Электросамокат имеет ограничение по весу для водителей. У прокатных самокатов это обычно 99 кг. Избыточный вес увеличивает риск аварии. Об этом стоит помнить любителям прокатиться вдвоем.

Самокатчики любят ездить стайками, часто наперегонки, управляют одной рукой, другой держат мобильный телефон. Из-за этого аварии на электросамокатах чаще происходят из-за падений, чем из-за столкновений с другими транспортными средствами. Эти падения составляют около трех четвертей несчастных случаев и связаны с потерей контроля над машиной.

В отличие от велосипедных аварий, где падение происходит на бок, водитель самоката падает вперед и чаще получает травму головы и верхней части туловища. Производители электросамокатов настоятельно рекомендуют надевать шлемы во время поездок.

Отрезвление и публичные слушания

Два года спустя, в 2020 году, мэр города Анна Идальго начинает брать самокаты под контроль: количество операторов сокращают до трех (Lime, Dott и Tier), скорость каждого самоката отслеживается и автоматически снижается до 20 км, 10 км, а в некоторых районах до нуля (в парках). За езду по тротуару –  штраф 135 евро, если вы бросили его посреди улицы – 35 евро. В какой-то момент власти Парижа даже рассматривали возможность превратить весь город в зону медленного движения, но отказались от этого плана.

Осенью 2022 года и в феврале 2023 года мэр собирает горожан, экспертов, чиновников и представителей компаний, связанных с предоставлением услуг такси, автобусов и другого общественного транспорта, а также проката велосипедов и электросамокатов, на публичные слушания. Обсуждают волну нарушений и аварий, гибель и ранения пешеходов, транспортные проблемы с разных сторон.

Цель этих встреч – выработать Единый кодекс поведения на улицах, чтобы пешеходы и водители могли мирно сосуществовать и чувствовать себя в безопасности. Приоритет – пешеходам, а среди них самым уязвимым, людям с инвалидностью, старым, беременным и детям. Кодекс был принят в июне 2023 года.

В сентябре 2022 года заместители мэра города Давид Беллиар и Эммануэль Грегуар потребовали встречи с тремя операторами самокатного проката. Они заявили, что прокатчики недостаточно заботятся о безопасности в городе.

Ноль обучения

В отличие от автомобилистов вам не нужно проходить обучение или хотя бы тест, чтобы прокатиться на самокате.

Это означает, что водители могут не знать элементарных правил дорожного движения и не понимать, как работает этот транспорт. Большинство электросамокатов в прокате – недорогие, поэтому часто ломаются, и человек, который не знает устройства самоката, просто не догадывается о грозящей опасности.

Сейчас на самокате может ездить любой – с больным сердцем, с ментальным расстройством. Много аварий на электросамокатах спровоцированы их пьяными водителями. Их никто не контролирует.

Ответ проката

В октябре 2022 года Dott, Lime и Tier составили и обнародовали список из 11 предложений для улучшения безопасности уличного движения, начиная от запрета пользователям, не соблюдающим правила дорожного движения, до внедрения систем обнаружения с помощью видеокамер.

На каждом самокате появился номерной знак – полицейские смогут записать номерной знак и текущее время, а компании-прокатчики затем узнать, кто пользовался конкретным самокатом в конкретное время. Кроме того, внедрили проверку документов, чтобы убедиться, что пользователи старше 18 лет.

Референдум

Но аварий меньше не стало.

«Должны ли мы жить дальше с прокатом электросамокатов или нет? Во время прошлогодних публичных слушаний мнения парижан полярно разделились – это была битва, – сказала мэр города Анна Идальго в интервью Le Parisien. – Я считаю, что нам следует оставить эти самокаты в прошлом, так как они вызывают напряжение и тревогу парижан и создают неудобства в общественных местах, но, конечно, буду уважать голос избирателей, что бы они ни решили».

Горожанам предложили высказать свое мнение на очном референдуме – быть или не быть самокатам в городе? Особенность референдума была в том, что ни электронное голосование, ни голосование по доверенности не принимались.

Прокатчики, почуяв неладное, требовали электронного голосования, ссылаясь на то, что только треть молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, их основные клиенты, слышали о голосовании. Они испробовали все методы, включая этически спорные – предложение бесплатных поездок в день голосования и проплаченные ролики влиятельных лиц в соцсетях, где те рассказывали, за что любят самокаты.

Ставки были высоки. Мало того, что прокатчики теряли Париж, в случае запрета это стало бы негативным сигналом для других городов, которые на тот момент еще не приняли окончательного решения. И, конечно, самокатные компании не хотели упускать колоссальную возможность заработать на летней Олимпиаде 2024 года – Париж выбран ее местом проведения.

Низкая явка

Муниципалитет не питал особых иллюзий по поводу активности горожан – проблем в Париже хватает, вопрос о самокатах считался второстепенным.

По всему городу был открыт 21 избирательный участок, и, при очень низкой явке – 7,46% запрет набрал от 85,77 до 91,77% голосов в 20 округах Парижа.

Таким образом, лицензии всем трем компаниям по прокату электросамокатов, которые в настоящее время работают в городе, решено было не продлевать.

Париж станет единственной европейской столицей, которая полностью запретит эти двухколесные транспортные средства. Парижане сказали: «Стоп. Достаточно».

Три прокатчика выпустили совместное заявление по результатам голосования. Они считают его неправомочным из-за низкой явки, но «принимают к сведению это решение и уйдут из города 1 сентября 2023 года».

Надолго ли – другой вопрос. Париж не первый город, который пытается отказаться от электросамокатов. Такие попытки были сделаны в Барселоне, Копенгагене, Монреале и других городах, но спустя некоторое время самокаты все равно возвращались.

Прокат – верхушка айсберга

Многие горожане считают, что неправильно возлагать вину на компании по аренде – дело не в них, а в пользователях. Это хамство – относиться к самокату, как к игрушке, разгонять гудками прохожих на пешеходной зоне, не дать себе труда узнать правила дорожного движения.

Прокатные компании, в свою очередь, заявляют, что на арендованные электросамокаты приходится совсем небольшая часть аварий в городе – и меньше смертельных происшествий, чем на мопедах или автомобилях.

Кроме того, большинство пользователей в опросах компаний заявили, что, если они не смогут брать электросамокат напрокат, скорее всего, купят себе личный. Такие частные самокаты сложнее регулировать, чем взятые в аренду. Они могут передвигаться с более высокой скоростью, 25 км/в час.

По оценкам FPMM (Fédération des Professionnels de la Micromobilité, Федерация профессионалов микромобильности), во Франции регулярно пользуются электросамокатами 2,5 млн человек. Прокат – верхушка айсберга. Годовой оборот прокатных компаний, таких как Lime, Bird, Dott и Voi, не превышает 40 млн евро по сравнению с 310 млн евро при продажах напрямую пользователям.

«Серая» зона

Сектор производства и проката электросамокатов плохо организован и совсем не прозрачен. Нет показателей продаж, исследований оценки общего экономического объема сектора – он должен включать страхование, ремонт и обучение продавцов. Никто толком не представляет, сколько рабочих мест он создает. Подавляющая часть продукции, из-за отсутствия антидемпинговых правил, импортируется из Китая.

Материалы, из которых сделаны самокаты, не качественные и не экологичные – алюминиевая рама, литиевые батареи для зарядки (взрываются от перегрева и могут вызвать пожар), резиновые колеса. Самокаты первого поколения живут всего два-три месяца.

Тем временем компании проката привлекают огромные инвестиции. На сегодняшний день в Lime инвесторы вложили $1,5 млрд, Tier удалось получить почти $650 млн, а Dott $210 млн.

«Велосипедное лицо»

Давным-давно, в конце XIX века, новое двухколесное средство передвижения – велосипед называли «ужасом тротуара». Врачи предупреждали, особенно женщин, что использование новомодного транспорта в некоторых случаях сводит с ума, а также приводит к кошмарному заболеванию – «велосипедному лицу», красному от напряжения, с характерно сжатой челюстью и выпученными глазами, писал Literary Digest в 1895 году.

Для мужчин велосипед cтал просто новой игрушкой, для женщин это был конь, на котором они ехали в новый мир. Все оказалось не так страшно, люди приспособились к велосипедам. Возможно, со временем то же самое произойдет с самокатами, удастся оседлать и этого коня – главное, перестать думать только о себе и подумать о тех, кто рядом.

Иллюстрации Дмитрия ПЕТРОВА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?