Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

У собак-поводырей взрослое детство

Откуда берутся собаки, которые ничего не боятся, ни на что не отвлекаются, абсолютно не агрессивны и могут заменить человеку глаза

Тренер с собакой-поводырем на фоне Москвы

Подготовка собаки-поводыря начинается с отбора. Центр «Собаки – помощники» работает с лабрадорами и золотистыми ретриверами, но не каждый такой щенок подойдет для обучения.

При выборе двух-четырехмесячного щенка у заводчика сотрудник центра оценивает будущего поводыря – насколько он дружелюбен, смел, способен справиться с инстинктами.

О тестировании щенков рассказывает тренер-дрессировщик Наталья: «Смотрим, насколько щенку нравится взаимодействовать именно с человеком, а не с другими собаками или игрушками. Проверяем реакцию на громкие звуки, странные предметы. Например, раскрываем зонт и наблюдаем – пугается и привыкает или продолжает бояться. Если щенок более взрослый обязательно идем на улицу и смотрим, как он реагирует на разные тактильные поверхности, на раздвижные двери в магазинах, на прохожих».

Успешный кандидат попадает в волонтерскую семью на 8–10 месяцев. Там он учится социализации и жизни в квартире. Центр обеспечивает волонтеров всем необходимым.

По словам директора центра Елены, если волонтеры хотят, они могут участвовать финансово, но это не входит в их обязанности. Центр предоставляет абсолютно все – корм, игрушки, миски, клетку и ветеринарное обслуживание. Раз в 10 дней приезжает тренер-дрессировщик для занятий.

Как стать волонтером, воспитывающим собаку

Волонтером можно стать, отправив заявку на сайте центра. Нужно быть готовым гулять, кормить и воспитывать щенка по инструкциям центра. Волонтерами могут стать жители Москвы и Московской области.

Халва

Две черные собаки в вольере

Людмила воспитывает для центра пятую собаку, Халву. У Людмилы двое детей 12 и 17 лет и своя собака 11 лет.

– Во время коронавируса мы посмотрели фильм «Щенячья школа» про воспитание щенков у волонтеров. А я давно хотела большую собаку. Сначала месяц обсуждали с семьей, насколько мы готовы в этом участвовать. Потому что одному сложно по 5–6 раз в день кормить и гулять. Решили попробовать, подали заявку на сайте. И нам перезвонили из центра, спросили, когда мы готовы взять и готовы ли к совсем маленькому щенку. Так несколько лет назад у нас появилась двухмесячная Бетти.

В воспитании собак центра есть нюансы – не отпускать с поводка (только на площадках), не позволять скакать за птицами. Гладить всем подряд тоже не разрешаем, не закрепляем этот навык. У таких собак взрослое детство.Но если сразу не отрабатывать некоторые моменты, потом могут возникнуть сложности.

Гуляем 5 раз в день, но по настроению можем и лишний раз выйти. Халве пять месяцев, это возраст приучения полностью к улице, дома нет луж уже два дня. Гуляем везде – и в лесу, и по улицам, ходим в подземные переходы. В метро Халва спускается с тренером. Он приезжает раз в неделю, забирает на прогулку и смотрит, какие у Халвы сдвиги, в какую сторону. Сейчас Халва стала очень сильно на других собак реагировать, ничего не слышит и не видит. А в целом хорошо ходит. 

Посмотрев на нас, коллега мужа стала волонтером центра. Многие люди готовы взять щенка, но не представляют, как потом расставаться. И нам грустно. Каждый раз думаем, что больше не будем брать. Но проходит несколько месяцев и мы готовы к новому щенку. Дети более или менее спокойно относятся к расставанию, мы объясняем, что так мы помогаем людям. Но Халва стала нашей любимицей, не знаю, как все в этот раз пройдет.

Несколько недель назад мы ездили в центр и встретились с предыдущей нашей собакой. Он нас даже не вспомнил! А пока жил у нас, ни на шаг меня не отпускал. С другой стороны, радует, что он не скучает.

Такое поведение собаки объясняет тренер Наталья: «Особенность породы в том, что лабрадоры и золотистые ретриверы относительно легко переносят смену хозяина и это позволяет участвовать в воспитании и дрессировке собаки в ее первые полтора-два года разным людям».   

Уступи, собака работает

Старший тренер-дрессировщик Наталья Рафиева и Шелли
 Старший тренер-дрессировщик Наталья Рафиева и Шелли

В возрасте одного года будущий помощник расстается с волонтерской семьей и переезжает в центр. Волонтерская семья может навещать своего питомца, пока он тренируется в центре. А также снова взять щенка на воспитание. Некоторые семьи несколько раз становятся волонтерским для щенков центра, а потом заводят своих собак. Или кошек. Поэтому волонтеры центру нужны всегда.

Центр находится в Подмосковье, в Балашихе, в небольшом двухэтажном здании. На первом этаже три комнаты, куда на две недели приезжают незрячие для обучения и получения собаки-поводыря, небольшая кухня, а также вольеры для собак. И зал для проведения лекций. На стене в зале висит карта России с множеством цветных флажков в тех местах, где живут выпускники центра – от Калининграда до Сахалина.

На втором этаже несколько административных помещений для сотрудников. В центре работает и кот Лапик. Он с детства привык к собакам и приучает их спокойно реагировать на котов. С некоторыми дружит и заходит в гости в вольер. На ошейнике у кота есть колокольчик и незрячие студенты могут понять, что кот где-то рядом.

Рассказывает директор центра, Елена: «Собаки живут почти как дома – они не остаются без человека, дежурные обеспечивают чистоту вольера, кормление и трехразовое гуляние во дворе. И это помимо работы собаки на маршруте, когда она находится на улице».

Елена, директор центра, у карты
Елена, директор центра

Перед началом обучения собаку снова тестируют. Наблюдают, как она относится к другим животным, как реагирует на незнакомые пространства и поездки в транспорте, боится ли высоты.

Собаки проходят обучение двум курсам дрессировки – общий курс дрессировки и специальный курс на маршруте.

Я иду вместе с тренером Натальей и лабрадором Шелли на маршрут. Для собаки работа на маршруте начинается с надевания шлейки – в ней она в режиме «работа». К ней крепится жесткая дуга, которая позволяет хорошо чувствовать остановку собаки и повороты. Название маршрута – это команда. Наталья говорит Шелли: «Станция. Вперед!» и мы выходим из центра. По дороге Шелли останавливается у ориентиров, обозначая их. Люки, бордюры, ступени, неровности дороги. Ворота и двери. За остановку в нужном месте собака получает лакомство. Но и мимо засохшей рыбьей кожи Шелли пройти не смог. Наталья ловким движением забирает добычу и бросает ее на то же место. Возвращаемся на несколько шагов назад и теперь задача собаки пройти мимо уличного угощения. Шелли справляется – только взглядом провожает. Тренер поощряет Шелли кусочком сухого лакомства.

Навстречу нам по узкой тропинке идут бабушка с девочкой.

– Уступи, собака работает.

Ребенок послушно отъезжает на самокате в сторону. Многие жители района знают, что здесь обучают собак-поводырей и стараются не отвлекать.

Обучение собаки в центре продолжается 6–8 месяцев. В конце обучения собака сдает экзамен: тренер надевает маску, в которой он ничего не видит, и они идут с собакой по заранее изученному маршруту. Сзади идет комиссия, которая оценивает работу собаки – насколько безопасно и комфортно она провела тренера.

Идеальных людей не бывает, как и идеальных собак

Тренеры и собаки на улице

После экзамена незрячий человек и собака знакомятся и начинается их совместное двухнедельное обучение.

Пара собака-человек не складывается случайно, за этим стоит кропотливая работа сотрудников центра.

«Работа тренера-дрессировщика собак-поводырей уникальна по своей сути. Может быть, поэтому в ней остаются немногие, но остаются навсегда. Это как призвание, как талант, который или есть, или его нет. Соединять вместе две жизни, две души – собаку и человека, сделать из них настоящий экипаж или пару, где для человека эта собака порой единственный друг и партнер по жизни». Это фрагмент из книги Натальи Громовой «Соединяя души и сердца. Из жизни одной школы собак-поводырей». Наталья тридцать лет работает с незрячими и собаками-поводырями. Исключительный опыт и любовь к профессии объединились на страницах книги в увлекательный рассказ о людях и собаках, в размышления о безграничных человеческих возможностях, в счастливые и грустные истории.

Собачьи шлейки и принадлежности

Наталья занимает в центре должность старшего методиста по реабилитации и помогает незрячему и собаке-поводырю найти друг друга.

– Первое – это анкета. В ней рост, вес, пожелания незрячего человека, возможность зрячего помощника, семья или отсутствие семьи. Второе – кураторские визиты, личное знакомство. Бывает, после встречи впечатление совершенно противоположное тому, что создается в анкете.

Идеальных людей не бывает, как и идеальных собак. Недостатки одного и недостатки другого иногда бывают достоинствами в паре.

Желание человека работать с собакой решает все. Если собака понравилась человеку, дальше все сложится. По большому счету это все равно на небесах где-то делается. 

После двух недель лекций и совместных с поводырем практических занятий незрячий сдает экзамен. Он должен показать, что научился управлять собакой-поводырем и справляется с ней на маршруте. И ответить на теоретические вопросы. Тренер Анна уверяет, что с этим справляются все, главное, не спать на лекциях.

Раньше ты идешь с собакой, а теперь она с тобой идет

Роман, тренер- дрессировщик  Анна Горохова  и Байрон
Роман, тренер-дрессировщик Анна Горохова и Байрон

Роман прилетел за собакой-поводырем из Калининграда. Встречи с палевым лабрадором Байроном он ждал без одного месяца два года. К концу второй недели обучения они так сработались, что я едва успевала за ними на маршруте.

– В первую ночь, когда собака осталась со мной в комнате, я боялся тапочки оставить под кроватью, не знал, что от него ждать. Меня предупредили, что собака может что-нибудь погрызть и стянуть одежду. Но все прошло хорошо. В пять утра Байрон уже проснулся и начал меня облизывать, будить.

Роману 44 года, зрение потерял в результате взрывной травмы в 2001 году.

– Самый тяжелый – первый год. Это время, когда ты учишься заново абсолютно всему. Как вслепую себе что-то подогреть. Завязать шнурки. Одеться на улицу. Улица – это вообще отдельная история. Помогли мама с папой и сестра младшая, поддерживали и терпели, когда мне было плохо.

После первой операции немного восстановилось зрение, и я ориентировался на него, передвигался без трости. Спустя год после травмы поехал в центр реабилитации и там меня научили, как искать ориентиры, на что обращать внимание. На улице ты все слышишь, но надо уметь использовать это для себя. Обучение помогло мне стать более самостоятельным и передвигаться без помощи посторонних.  

Собака в вольере

Когда мои маршруты стали длиннее 30–50 минут, я понял, что мне нужен помощник, с которым все будет быстрее.

У меня был питомец раньше, но с собакой-поводырем все по-другому. Раньше ты идешь с собакой, а теперь она с тобой идет. Учусь чувствовать по шлейке ее повороты и остановки.

После возвращения домой Роман планирует вести просветительский блог о жизни незрячих людей и водить людей по своим маршрутам.

– Я живу в невидимом городе и приглашаю зрячего погулять по нему вместе со мной. Я расскажу, как перейти дорогу. Как выйти из автобуса. Как вежливо отказаться от помощи, когда добрый прохожий начинает молча тянуть тебя за рукав. Такие нюансы с погружением в жизнь слепого человека.

– В последние годы люди изменились. До спортзала я иду 10–15 минут и за этот короткий маршрут раз 5 могут предложить помощь, это очень много. До середины десятых годов это было нереально, чтобы тебе кто-то помог дорогу перейти или с автобусом. Даже когда ты сам обращался – не отвечали, уходили в сторону. А потом раз предложили, два. Я так удивлялся, а потом понял, что-то происходит. Какое-то выздоровление общества случилось. Наверное, поменялась жизнь в стране, все появилось более или менее в достатке и люди смогли посмотреть по сторонам и увидели, что есть еще кто-то, кому тяжело и кому можно помочь. Буду рассказывать, как это сделать.

К моменту публикации статьи Роман успешно сдал экзамены и вернулся с Байроном домой. В Калининграде Байрон станет шестой собакой-поводырем.

Работа центра не заканчивается после передачи собаки-поводыря незрячему. Важно, чтобы у них все получилось и для этого в центре существует программа кураторства. В случае необходимости сотрудники могут приехать и поддержать.

Елена, директор центра:«У нас существует кураторская программа поддержки переданных собак на протяжении всей их жизни. Визиты куратора – это не только проверка, все ли хорошо с условиями содержания собаки, но в большей степени это помощь незрячему человеку».    

Сколько стоит подготовить собаку-поводыря

Комплексный процесс подготовки собак-поводырей и сопровождения незрячего требует больших затрат.
По словам директора центра Елены, подготовка одной собаки-поводыря обходится центру в 1 200 000 рублей. А в очереди на получение собаки сейчас находятся сто человек.
При этом, собака-поводырь предоставляется незрячему бесплатно. Учебно-кинологический центр «Собаки-помощники» возник в 2003 г. и существует как благотворительная организация.
Файндрайзер центра Элина, рассказала, как можно помочь центру.
– Работа любой благотворительной организация строится системно и для этого нужны разные виды поддержки. Прежде всего пожертвования. Постоянные регулярные пожертвования позволяют нам планировать нашу работу наперед, а в нашем случае это особенно важно. Процесс подготовки собаки долгий, длится около полутора лет и, покупая щенка сегодня, мы должны быть уверены, что у нас есть средства на полтора года вперед для того, чтобы закончить его обучение и передать незрячему человеку. А так как весь процесс параллельный, мы покупаем щенков постепенно – у нас постоянно должны быть средства на то, чтобы их воспитывать, дрессировать, помогать незрячим работать с этими собаками. Поэтому это очень долго, дорого и сложно.
Поддержать центр можно на сайте через кнопку «Поддержать». Можно оформить разовое пожертвование или ежемесячное.
– Ежемесячные пожертвования – это удобно, можно подписаться на любую комфортную сумму. Каждый рубль важен – это банальные слова. Но это на самом деле так. Когда человек делает пожертвование в благотворительную организацию, он не один. И небольшие ежемесячные пожертвования, приходящие регулярно от большого количества людей складываются в те бюджеты, которые мы можем направлять на развитие и поддержку наших программ. Пятьдесят, сто, двести рублей – это важные для нас суммы. Сумма, которая вкладывается в каждую собаку, превращается во много лет работы с незрячим человеком. И все это время его жизнь будет более независимой, безопасной и свободной.
В центре существует резервный фонд для работающих собак поводырей. Собака-поводырь передается незрячему человеку бесплатно, но расходы по дальнейшему содержанию полностью на нем.
– Случается всякое, собаке может потребоваться лечение. Резервный фонд позволяет нам выделять средства на покупку лекарств или на обследование. Важно, чтобы в резервном фонде были средства – так мы сможем оперативно помочь. Сделать пожертвование в резервный фонд можно на сайте центра.
Центру также можно помочь, став волонтером. Взять щенка на воспитание на несколько месяцев или помочь со временной передержкой.
– Волонтеры нам нужны всегда. Волонтерская программа – это долгосрочная история и за это время случаются отпуска, командировки, могут измениться жизненные обстоятельства. Можно подменить основного волонтера на 2–3 недели или подстраховать и взять щенка на вторую часть воспитания.
Если человек из другого региона хочет помочь, у нас есть команда тифловолонтеров. Они описывают визуальный контент и помогают нам делать наши социальные сети доступными для незрячих подписчиков.
У центра есть телеграм-канал и станица в ВК. Совместно с волонтерами, воспитавшими двух щенков, центр ведет подкаст «Министерство наших собачьих дел».

За связи с общественностью отвечают два лабрадора фандрейзера центра Элины – Астра и Джейкоб.

Фандрайзер центра Элина Почуева с Астрой и Джейкобом
Фандрайзер центра Элина Почуева с Астрой и Джейкобом

– Хвостатые коллеги помогают мне на мероприятиях. Я рассказываю о нашей работе, а они показывают, какие команды знают собаки-поводыри, как они помогают незрячим людям и такое общение открывает совершенно другой диапазон эмоций у человека.

Много мифов вокруг жизни незрячего человека, вокруг подготовки собак-поводырей. Складывается впечатление, что незрячие настолько непохожи на нас, что живут в другом мире. Но мир у нас общий. Неважно – видишь ты или нет, тебе нужно приготовить поесть, ты хочешь любить, путешествовать, реализовать себя. Чем больше будет информации о жизни незрячих людей, тем проще нам будет в этом общем мире вместе жить.

Сегодня день собаки-поводыря

Ежегодно в последнюю среду апреля во многих странах мира, включая Россию, отмечается Международный день собаки-поводыря. В этом году этот праздник выпадает на 30 апреля.
Собака-поводырь – это одно из средств реабилитации незрячего человека наряду с тактильной белой тростью. Собака помогает безопасно передвигаться по улице и пользоваться общественным транспортом.
Ежегодно благодаря работе учебно-кинологического центра «Собаки – помощники» более двадцати незрячих людей получают четвероного помощника и свободу передвижения.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?