«Предлагаю провести маленький тест: предложите подростку описать в подробностях свой типичный день через 10 лет»

Анастасия Пелячик. Скриншот с youtube.com

Рассказывает Анастасия Пелячик, психолог ЦСУ ММОМ, многодетная приемная мама.

Что могут родители

— Нелегкая для родителей задача – помочь ребенку с жизненно важным выбором. После сдачи основного государственного экзамена в конце 9 класса наш подросток может пойти работать, или продолжить учиться в старшей школе, или подать документы в колледж.

Три альтернативы, которые, казалось бы, предполагают возможность отложить принятие окончательного решения. Но это не так!

Колледж подразумевает определенное ремесло – специализация неизбежна. В 10 классе тоже не удастся совсем уж отложить решения о будущей профессии, ведь большинство классов специализированы. Возможно, потребуются репетиторы для сдачи ЕГЭ. У молодого человека не хватит сил сдать много экзаменов, значит, придется готовиться по определенным предметам, которые позволят поступить в конкретный ВУЗ.

Может ли человек в 16 лет принять решение, которое определит всю его дальнейшую жизнь? Ответ очевиден: не может.

Что такое — выбор профессии? Это определение человеком своего места в обществе и жизни.

Шестнадцатилетним предлагается не просто ответить на вопрос «чем я хочу заниматься» и «кем я хочу стать» — это, кстати, два разных вопроса, но поставить эти вопросы в контекст социокультурных ценностей и выработать свои ценности, найти свои смыслы.

При этом план достижений должен быть был поэтапным, важно помнить временнỳю последовательность жизненных целей.

Но у большинства подростков, просто в силу возрастных особенностей психики, можно наблюдать размывание чувства времени: неспособность планировать, уход в иллюзии, потерю критичности.

Подросток еще не способен реализовать основные жизненные смыслы на  практике. Следовательно, задача родителей и помогающих специалистов — помочь ему активизировать жизненный выбор, помочь создать реалистичный план.

Ориентируйтесь не на отметки, а на натуру ребенка

Фото: Виталий Тимкив/РИА Новости

Обычно место учебы выбирают, исходя из проявившихся способностей ребенка. Например, если английский не дается, а «жи – ши» даже в 9 классе пишем через «ы», — значит, делают вывод родители, — ребенок типичный физик, а не лирик — пусть идет в технический ВУЗ.

И наоборот — если теорема Пифагора вызывает ужас, значит налицо гуманитарные способности, пускай идет на филфак или в иняз.

А если все предметы усваивает с трудом, значит творческая личность — пойдем на дизайнера, не зря же в художку столько лет ходили…

К сожалению, подавляющее большинство родителей делают предположения о будущем своих детей, изучив их оценки в школе. Ищут учебное заведение, учитывая те предметы, которые ребенку легко даются. Однако проблемы с успеваемостью не всегда показывают истинное положение дел, отметки сына или дочки могут зависеть от отношений с преподавателем, а интерес к предмету (или отсутствие такового) – от личности педагога.

Выбирать учебное заведение по принципу «по способностям и по потребностям» — тупиковый путь! Учиться ребенку года 4, а жить с полученной профессией, возможно, всю жизнь.

В отличие от родителей и самих детей, педагоги в этом вопросе прибегают к многофакторному анализу. Что это значит?

Неправильно выбирать место для учебы. Нужно выбрать, как ты хочешь жить, что тебе дорого в этом мире. Потом понять, где нужно работать, чтобы жить, как тебе хочется. А дальше все просто: определяем, где надо учиться, чтобы работать там, где не придется ломать себя через колено.

Как помочь ребенку посмотреть на себя реалистично

Фото: Михаил Александров/ТАСС

Сначала разберемся, как понять, какие ценности являются для ребенка значимыми, какие цели он уже перед собой поставил. А потом, основываясь на жизненных приоритетах любимого человека, помогаем в составлении временной перспективы.

Но как это сделать? На прямой вопрос можно не услышать вразумительного ответа.

Предлагаю провести маленький тест: предложите подростку описать в подробностях свой типичный день через 10 лет.

У детей сегодня очень высокий уровень притязаний. Описывая свой день в будущем, они расскажут о завтраке, состоящем из свежевыжатого сока и разных сортов сыра.

На работу молодой специалист отправляется на собственной достойной иномарке, квартира его расположена в центре Москвы или это шикарный дом в коттеджном поселке. После работы в стеклянном офисе ваше чадо собирается отправиться с друзьями в ресторан.

В картине желанного будущего множество факторов: уровень жизни, свободное время, дружеские отношения, спорт, модные хобби. Значит, надо искать работу, которая будет приносить стабильный доход, но не будет забирать все время и силы.

Чрезвычайно полезно в подобной ситуации посмотреть в интернете ролики, которые рассказывают о востребованных профессиях (многоэтажное строительство, ГМО-фермерство,  микробиология, IT-технологии и пр.)

Если же ребенок в упоении рассказывает, какая замечательная команда его окружает, как в кругу друзей он создает уникальные проекты, то имеет смысл подбирать место, где ребенок будет среди себе подобных, ведь он реализуется в этом мире через взаимодействие с другими людьми.

Из ребенка, нуждающегося в команде, не получится писатель или бухгалтер, он не сможет часами сидеть в кабинете, размышляя, подбирая слова, проводя расчеты.

Но все дела, где нужны единомышленники для созидания – это для него (кинематограф, бизнес, торговля и строительство…)

Возможно, ребенок начнет говорить о всех животных, которых он сможет себе купить, когда станет взрослым, или о славе и популярности, а, может быть, о служении, о том, как будет полезен и нужен, как его будут ждать.

О чем бы ни сказал ребенок, придумывая свой день, в его мечтах вы прочтете его ценности.

Помогите искать дело ему по душе, независимо от перспективности профессии. Важно опираться на устойчивые интересы сына или дочери. Зная, что дорого человеку, можно найти место, где ему будет комфортно, где он сможет реализовать свои способности, где он будет полезен для других.