Цветы преткновения. Учителя об акции «Дети вместо цветов»

Акция «Дети вместо цветов» – настоящая помощь вместо потраченных впустую денег или утомительное нарушение традиции? Мнения учителей

Уже несколько лет подряд ряд благотворительных организаций проводит акцию «Дети вместо цветов». Идея акции появилась в 2014 году у московской учительницы Аси Штейн. Механика акции проста: по инициативе учителя вместо десятков дорогостоящих букетов на 1 сентября школьники дарят ему один букет от всего класса, а сэкономленные деньги направляют на помощь детям – подопечным благотворительных организаций.

Многие учителя и родители с радостью отказываются от цветов ради помощи нуждающимся, другие категорически против такого новшества. Противники акции говорят, что нарушаются добрые и привычные традиции, ведь 1 сентября без цветов – как Новый год без елки.

Анастасия Карева, учитель русского языка и литературы, классный руководитель:

Анастасия Карева

– Первые год-два учительства я ни с кем цветами не делилась. Это было в новинку, раньше такого изобилия у меня никогда не было, и я была в восторге. Я очень удивлялась, что другие учителя, получая такое количество цветов, стремятся от них избавиться – раздаривают буфетчице, библиотекарю, медработнику.

Но потом тоже стала так делать, потому что поняла, что мне столько букетов не нужно – с ними нужно возиться, обрезать, менять воду. Естественно, я что-то оставлю себе, в классе красивый букет поставлю, свекрови отложу, остальные пристраиваю. Я считаю, что покупные букеты – это бессмысленная трата денег. Да, приятно, красиво, празднично, но когда у тебя ведро цветов и ты не знаешь, что с ним делать, это доставляет неудобство.

Это минутное удовольствие: ребенок принес цветы любимому учителю (или не очень любимому, или просто так мама сказала), вручил, в этот момент получил какую-то эмоцию и учитель тоже, на этом все закончилось, и цветы завяли.

Акция «Дети вместо цветов» выглядит разумно, но учителям очень сложно отказаться от старых привычек, особенно это касается тех, кто работает в школе много лет. Цветы связаны с ощущением собственной важности: раз мне принесли много букетов, значит, я все правильно делаю, меня признают, любят, уважают и хотят поздравить. Более того, некоторые учителя сравнивают, сколько цветов у коллег.

Мне кажется, нет универсального ответа на вопрос, кто должен инициировать участие в акции – учителя или родители. Лично я буду в восторге, если родители моих учеников так сделают.

Наталья Кабанова, учитель химии, классный руководитель:

Наталья Кабанова

– Дети должны приходить 1 сентября с цветами – это часть ритуала. От этого отказываться нельзя. Цветы имеют свое предназначение – это гордость ребенка, символ начала учебы. Без этого никак. Я сама волонтер, но зачем смешивать благотворительность и 1 сентября?

Родители моих учеников готовят – накрывают для одиноких стариков такие столы, которых я не видела даже на свадьбу. Мы разносим еду по домам пенсионеров или приглашаем их в школу. Мы с учениками выступали в детском доме – это была не дань моде, а выход энергии, нам хотелось что-то делать. У меня этого нет в плане. Есть время и желание у детей – мы идем. К календарю ничего не привязано, я считаю, что доброта должна быть не по плану и по приказу, а по душевному движению. Нельзя вводить обязаловку.

Когда человек увлечен, люди за ним пойдут. Я знаю, что старикам нужно помогать, потому что сама делала ошибки в молодости, что-то родителям не додала, а потом  что-то не получила от своих детей. Если ты сам не хочешь совершать добрые дела, а рассказываешь об этом детям потому, что тебе за это платят, ничего не получится.  После того, как мы ходили к старикам и в детские дома, я спрашивала детей, что они чувствуют. Они говорили: «Счастье».

Наталья Голышкина, учитель английского языка, классный руководитель:

Наталья Голышкина

– Первое сентября, учитель и цветы – это вещи взаимосвязанные. Любой женщине цветы всегда приятны, но идею ограничиться одним букетом и направить средства в благотворительный фонд я считаю просто прекрасной. В свое время я искала какие-то пути для участия в благотворительности, и случайно узнала, что мама одного ребенка из моего класса работает в центре детской гематологии имени Димы Рогачева. Через нее я вышла на фонд «Подари жизнь», и когда мы начали с ним сотрудничать, я была просто счастлива.

Школа может воспитывать детей и прививать им культуру благотворительности. В акции «Дети вместо цветов» дети играют не такую большую роль, как родители, но есть и другие форматы. Например, перед Новым годом дети делают поделки для благотворительной ярмарки – это прививает вкус к благотворительности. Вот у меня был 9-й класс, казалось бы, взрослые дети, им вообще не до этого, и, тем не менее, участвовали.

Я за то, чтобы ребенок делал выбор сам. Если я скажу: «Завтра у нас урок доброты, и вы обязаны прийти» – это будет носить формальный оттенок и погубит все на корню. А если я скажу: «Завтра сотрудники благотворительного фонда расскажут о своей работе и последних событиях. Кому интересно, кто пойдет?», –  то более 80% детей придут, главное, чтобы они сами сделали этот выбор.

Я сейчас в школе провожу разные конкурсы – очень люблю музыку, это моя отдушина. И в прошлом году после конкурса пения дети мне сказали: «Наталья Петровна, а не могли бы вы поговорить с больницей имени Димы Рогачева, мы бы хотели поехать выступить там».

Мне кажется, инициатива участия в акции «Дети вместо цветов» должна идти от учителя. С другой стороны – мы не можем никакие финансовые вопросы (а это своего рода финансовый вопрос ) возлагать на плечи родителей. Учителя бывают разные, одни радуются открытке, нарисованной ребенком, и хранят ее дома, а другие считают, что если им не подарили нечто существенное, имеющее денежный эквивалент, то это плохо. Учителя – тоже люди, у каждого свои плюсы и минусы. В нашей школе мы 30-31 августа, когда дети приходят смотреть расписание, говорим, что 1 сентября состоится линейка и акция «Дети вместо цветов». И все, дальше каждый решает сам.

Всегда должен быть выбор, и тогда ребенок получает удовольствие, и благотворительность не вызовет у него отторжения. А любимому учителю ребенок все равно подарит цветы, вне зависимости от акции.

Вадим Марков , учитель истории, классный руководитель:

– У меня ушло несколько лет, чтобы отучить родителей и учеников дарить мне цветы и заменить букеты на что-то менее обременительное, например, сертификаты на книги, если все-таки хочется сделать личный подарок.

Учитель может воспитывать и прививать культуру благотворительности – более того, это такой хороший экзамен на профпригодность. Если у учителя есть кредит доверия, и дети видят, как он относится, к примеру, к благотворительности, то они заинтересуются и будут копировать его отношение. Разговор об этом, как правило, происходит в неформальной обстановке. Больше всего детей подкупают неформальность и простота. Когда отведены 45 минут на какую-то тему – это другое. Дети устали от школьного официоза во всяких его проявлениях. Если в школу приходит новый человек, например, представить благотворительного фонда, идеальный вариант, когда он не делает громких заявлений и не читает готовый текст, а отвечает на вопросы детей.

Нужно, чтобы сотрудники фондов приходили и рассказывали, как они живут в благотворительности, как так получилось, что они решили посвятить этому жизнь, но не в качестве промоушена своего фонда, а личной истории – это обязательно сработает.

Ольга Скворцова, учитель английского языка, классный руководитель:

Ольга Скворцова

– Школа больше, чем семья занимается воспитанием, формированием культуры благотворительности. У нас в школе дети выезжают с концертами в детские дома, покупают какие-то необходимые вещи в подмосковные детские дома. Дети с радостью отзываются на это. Всегда заложены классные часы, посвященные доброте, но когда приходит человек, который этим занимается, это всегда интереснее.

Весь круг учителей, с которыми я общаюсь, поддерживает идею акции «Дети вместо цветов». Ведь по большому счету цветы – это выброшенные деньги, букеты стоят дорого. Конечно, это приятно как знак внимания, но зачем нужно 30 букетов?

Если бы такая инициатива поступила со стороны родителей моих учеников, я бы только обрадовалась.

Дорогие учителя! Если вам нравится такая акция, то можно провести ее в пользу подопечных православной службы помощи «Милосердие», как принять участие, читайте ЗДЕСЬ!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?