Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Святитель Василий Великий работал врачом в лепрозории

В больничных гостиницах всегда были готовы лошади и повозки «скорой помощи». Для бедных постояльцев организованы работные дома

Василий Великий совершает литургию (фреска кафедрального собора в Охриде, северная Македония). Фото с сайта wikipedia

Монах с семью образованиями

В 362 г. архиепископом Кесарии Каппадокийской (современная Турция) был избран «мэр» города Евсевий, пользовавшийся авторитетом среди горожан, но не знавший церковной жизни и некрещеный. Случай не единственный в IV в., когда Церковь вышла из подполья и была признана империей.

Евсевию нужен был помощник в управлении епархией, и его выбор пал на чтеца Василия. Умел открывать таланты Евсевий.

Строгий аскет из верующей семьи, учившийся у известных египетских подвижников, юный чтец через пару десятилетий станет известен как богослов Василий Великий.

Монах, в юности мечтавший стать юристом, получивший семь (!) высших образований (в том числе и медицинское), основавший многие монастыри, Василий был при всем том жестким администратором и гибким дипломатом. Редко в ком сочетались столь разные качества так, как они сочетались в Василии.

Рассудительный Евсевий рукоположил его во священника и приблизил к себе. Но скоро талантливый подчиненный стал затмевать Евсевия. Начальник взревновал и удалил Василия. Но без него дела стали расстраиваться. Евсевий уговорил Василия вернуться. С тех пор архиепископ и неординарный священник жили мирно.

Возвращение Василия было шагом не просто верным, а спасительным. В 367 г. в Кесарии возник голод. Священник Василий призвал богатых, почти требуя, чтобы они помогали бедным. Ему удалось найти деньги и еду для бесплатных столовых и открыть лечебницы.

Врач в лепрозории

Святитель Василий Великий. Западноевропейская книжная гравюра 16 века. Изображение с сайта wikimedia.org

В 370 г. архиепископ Евсевий умер, и народ единодушно избрал Василия его приемником.

Новый епископ стал строить под Кесарей комплекс больниц, пансионов для бедных, детских домов и школ.

Впоследствии из-за обширности этот комплекс сравнивали с городом. В честь своего основателя комплекс получил в народе название «Василиада».

Архиерей вникал во все детали строительства. В собрании его писем сохранилось послание правителю одной из областей, где Василий оправдывается в ответ на упреки в том, что он затеял слишком дорогостоящее строительство.

Благодаря письму мы знаем подробности об устройстве «Василиады»: в центре располагался храм, рядом – дома клира. Больничный комплекс был самым большим.

Внешне больница очень напоминала современную: в ее состав входило столько зданий, сколько было известно в те времена болезней. Было в ней отделение и для инфекционных болезней, а также лепрозорий. В каждом здании был свой штат врачей.

В больничных гостиницах всегда были готовы лошади и повозки «скорой помощи». Для бедных постояльцев организованы работные дома.

Дипломированный врач, для себя самого архиепископ Василий выбрал работу в лепрозории. Он сам ухаживал за прокаженными.

Построенная в 372 г. Василиада не осталась единственным проектом: она стала моделью для благотворительных центров меньшего размера, которые открывались в епархии.

Архиепископ Кесарийский свт. Василий Великий (330-379) прожил лишь 48 лет: у него было слабое здоровье, подорванное в юности подвигами отшельничества, а в зрелости работой на износ.

Он почитается как один из трех великих Ее учителей вместе со своим другом свт. Григорием Богословом и свт. Иоаннм Златоустом.  И как один из основателей благотворительности и служения ближним.

А в Греции за свои заботу о бедных он еще и считается… дедом Морозом (как в других странах – свт. Николай).

Мысли свт. Василия Великого об ответственности богатых перед бедными, о жажде потребления, о благотворительности от души или из лицемерия актуальны всегда. Они словно бы написаны для нас, сегодняшних. Вот некоторые из них.

О богатстве и власти

«Сами берем, а других не снабжаем; хвалим благотворительность, и отказываем в ней нуждающимся; из рабов делаемся свободными и не имеем жалости к подобным нам рабам».

«Не делай насилий потому, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силен; наоборот, если есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости».

О благотворительности тех, кто отнимает чужую собственность, наживается на беде и берет взятки

Святитель Василий Великий. Русская икона 18 века из деисусного чина. Изображение с сайта wikimedia.org

«Если, отнимая собственность нищих, подаешь нищим, то лучше было бы и не похищать и не давать».

«Законный хлеб, доставляемый вдовицам и сиротам от труда, хотя бы он был в умеренном и малом количестве, достойнее того, который доставляется от неправды и клеветы, хотя бы его было много и приобретен он был с усилием».

Об обществе потребления

«Нуждающимися во многом делает нас ненасытность пожеланий. Непрестанно прилагаемое не останавливает стремления, а только разжигает желание. Не столько веселит то, что в руках, как оно ни велико, сколько печалит то, что еще не у них, и чего, по их мнению, недостает им; оттого душа их всегда съедается заботами, домогаясь большего и большего».

«…Если говоришь: нет у меня, не дам, потому что я сам беден, – правда, ты беден. Беден любовию, беден человеколюбием, беден верою в Бога, беден вечным упованием».

О презрении к нищим

«Если стал пред нами нищий, который едва может говорить от голода, — отвращаемся от него, гнушаемся им, поспешно бежим прочь, как бы страшась, что, пошедши медленнее, сделаемся участниками в том же бедствии. И если он, стыдясь своего несчастия, смотрит в землю, говорим, что он лицемерит.

Если же, понуждаемый жестоким голодом, смотрит на нас смело, называем его бесстыдным и наглым. Если одет крепкою одеждою, которую кто-нибудь ему подал, гоним его от себя, как ненасытного, и клянемся, что нищета его притворная. А если плохо одет, опять гоним прочь за зловоние».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?