«Трудным» подросткам нотации не нужны. Вспомните хотя бы историю отношений Гекльберри Финна с тетушкой Салли. Им нужен экстрим. И если дать им экстрим, «в комплекте» им можно дать практически все что угодно. Из «трудных» подростков бандиты растят себе помощников и последователей, драгдиллеры находят среди них клиентов… а православные – их воцерковляют. Наш же корреспондент Кирилл МИЛОВИДОВ сходил с ними в небольшой пеший поход по заснеженному Подмосковью, чтобы понять, чем это интереснее водки в тёмном подъезде и телека на диване.
«Мы зовем к себе любых детей, но приходят в основном «трудные» – рассказывает 23-летний педагог Игорь Тихоновский, студент выпускного курса миссионерского факультета ПСТГУ. Раньше он сам был православным следопытом, а ныне – руководитель межрегиональной детской общественной организации духовно-нравственного развития и гражданского становления личности «Воскресение». Каждый год в занятиях, лагерях и походах «Воскресения» участвует до 90 детей. – Может, мы для них как-то особенно привлекательны, но скорее сейчас просто «легких» почти не осталось». Большинство из ребят бросают пить, курить, кто-то решает креститься, часть воцерковляется.
Мы на вокзале, ждем электричку. Согласно плану выйдем в Манихино – это две станции до Истры – и пройдём 5 км до города через лес, финиш – в Новоиерусалимском монастыре. Маршрут новый, ни разу не хоженый. Группа сегодня небольшая – кто «гриппует», кто ногу себе сломал – идут четыре мальчика от 9 до 12 лет и тринадцатилетняя Анна.
Девятилетний Ваня. Его взяли в подростковую группу в порядке исключения. Аня, можно сказать, старожил. Занимается с 2006 года и сама себя называет «правой рукой» Игоря Владимировича. А ведь были времена, когда уходила, хлопнув дверью со словами «я больше не приду!». У Ани тяжёлый характер. В семье, которая переехала из другого города и по преимуществу зарабатывает на хлеб подметанием улиц и уборкой помещений, она проводила мало времени. Больше пила с друзьями по подъездам. Но каждый раз она возвращалась. Теперь посещает все мероприятия «Воскресения», занимает призовые места на соревнованиях, совсем бросила пить, а во время походов воздерживается и от курения. Меняется не только её манера поведения, но и интересы.
– Анна, а почему ты пришла именно сюда?
– Мне военно-патриотическая деятельность нравится, история.
– И что это тебе даёт?
– Узнаю что-то новое, общаюсь с новыми людьми. Здесь ты получаешь свободу от безделья. Можно не ходить бесцельно по улицам, как остальная молодёжь.
– Значит, теперь у тебя в жизни появилась цель?
– Да, поступить в кадетский корпус
– А дальше?
– На медицину. Или стать военным врачом, или, если не получится, просто врачом. Я однажды попробовала быть врачом в нашем отряде – мне это понравилось. И людям помогать – это тоже важно.
– А в подъезде разве хуже?
-Там одни и те же люди, которые говорят всегда об одном и том же. Не узнаёшь ничего нового, только портишь организм. Наверное, когда немного подрастаешь, начинаешь это понимать, что не нужно пытаться сразу всё взять от жизни.
Приехали, углубляемся в лес по одной из тропинок. Стараемся не кричать: разведчик, идя по чужой территории, должен оставаться незамеченным. К тому же здесь могут водиться бродячие собаки (и мы их таки встретили – чуть позже).
По дороге Игорь обращает внимание ребят на норки животных, на птиц и зверей, объясняет отчего болеют деревья и т.д. Когда проходим через густые заросли молодых деревьев, звучит команда «Дистанция метр!». Это минимальное расстояние между членами группы, которое надо соблюдать, чтобы не получить веткой в глаз от впереди идущего.
Кажется, выходим к посёлку. Перед нами ещё дымящиеся развалины дома. Нас замечают местные жители и предлагают не затаптывать следы, а уйти до приезда милиции, подобру-поздорову. Рядом заброшенная ветка железной дороги – по ней очень удобно идти прямо до Истры.
Замечаем след. Вот этот – большой и симметричный нами опознан как след волка. Рядом с ним человеческий, оставленный недавно. Судя по размеру и рисунку подошвы – мужской. След ведёт к посёлку со сгоревшим домом, а обратного следа нет. А зачем ему было идти по железнодорожной ветке, если рядом с посёлком есть платформа электрички? Может быть, это и есть поджигатель-чужак, который не хотел, чтобы его видели? Он сошёл с поезда заранее, прошёл по безлюдной тропинке, сделал своё дело, и ушёл другим путём. Выглядит логично. Идём дальше в тишине, слушаем звуки вокруг.
До монастыря мы доехали все же на автобусе – замерзли. Но все равно уже начинает темнеть, храмы и музеи закрываются. Ваня с серьёзным лицом ставит несколько свечек, крестится, оставляет за ящиком деньги на заказные записки. Он аккуратно кладёт в кружку каждого встреченного нищего монетки, внимательно слушает рассказ Игоря Владимировича о том, как Ангел Господень встретил Марию Магдалину у входа в пещеру. |
Остальные ребята тоже под впечатлением, – «как, неужели тут всё до последнего камушка точь-в-точь как там, в Иерусалиме?». «Да, точь-в-точь»
Здесь очень красиво и холодно. И давно пора подкрепиться. Игорь знает рядом площадку, закрытую от ветра. По дороге собираем дрова, которые валяются под ногами. Игорь, как и любой православный следопыт, умеет разводить костёр при помощи одной спички.
А рядом стоит вот такая скульптурная композиция – по сути, памятник детям, которыми никто не занимался
Костёр, тёплый чай из термосов и еда согревают юных патриотов. Ребята розовеют, оживляются. Один мальчик промочил ноги, потому что обут в неподходящую обувь. Он меняет носки на сухие и набивает в обувь газет – этого должно хватить до Москвы. Игорь, оказывается, лауреат международного конкурса хорового пения. Это помогает успешно выступать на соревнованиях по экспедиционному туризму. На этих соревнованиях участники, в том числе, соревнуются и в знании туристских песен. В этом году «Вокресение» принесло с чемпионата Москвы 10 грамот. Среди них за первое место по быту, и первое место по «расспросу местных жителей, что здесь происходило во время войны». А также призы: цепь-пилу и два троса для подвешивания котелков.
В «Воскресении» учат не только песням, но и многим другим полезным для разведчика вещам: шифровать письма, ставить палатку, вести рукопашный бой. Кроме Игоря с ребятами занимаются студенты ПСТГУ, окончившие кадетский корпус. Летом ребята ездили на две недели на Селигер вместе с братством православных следопытов. Каждый год они ездят по местам боевой славы Подмосковья и городов-героев. Регулярно проводится мероприятие под названием «Поезд памяти» – ребята на поезде едут в какой-нибудь город-герой и там встречаются с участниками войны, ходят на экскурсии, беседуют со священниками. Они уже побывали в Туле, Витебске, ездили в Беларусь.
Раньше «Воскресению» помогал владыка Бронницкий Амвросий (Ермаков), но недавно он был переведён в Гатчину, стал ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Родители ребят, которые по большей части являются приезжими из других городов России, и рады бы помочь, да особо нечем. Основная статья расходов – палатки для летних лагерей и продукты питания. Поэтому Игорь Владимирович и его следопыты будут очень рады тем, кто сможет с этим помочь.
«Воскресение» приглашает всех в свои ряды.
Сайт «Воскресения» http://yguards.ucoz.ru/
Игорь Тихоновский igortix@mail.ru 8 916 426 10 42