Старец Кирилл (Павлов) о любви

О. Кирилл, известный российский духовник, родился в день прп. Сергия Радонежского (8 октября). И не было для о. Кирилла, как и для прп. Сергия, в вере христианской ничего важнее любви и милости

8 октября исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых известных российских духовников – архимандрита Кирилла (Павлова; 1919-2017).

Отец Кирилл родился в день памяти преподобного Сергия, которого очень чтил. Особенно за милость к людям.

Ведь прп. Сергий был не только «собирателем земли Русской», но тем «словом» Божиим, которое во времена вражды, убийств, насилия, предательств, страха, а со стороны Русской церкви нередко «законничества», – заговорило о любви.

Прп. Сергий «напомнил» властям и народу, что Бог есть Любовь, Утешитель, Отец, отдавший ради спасения человека самое дорогое – Своего Сына. И именно тогда св. Андрей Рублев пишет свою Троицу, таинственный образ Бога-Любви.

Вот и отец Кирилл был утешительный священник, деликатно и ненавязчиво старавшийся сказать то, что важно другому человеку. Те, кто знали отца Кирилла, вспоминают, что он любил повторять историю египетского пустынника IV-V веков преподобного Пимена Великого. Святого спросили, как быть, если твой собрат-монах заснул во время бдения, будить или нет. Он ответил: «Укрыть его мантией и положить его голову к себе на колени».

Отец Кирилл старался говорить не от себя и своего рассуждения, а «от отцов», но сегодня он сам уже один из тех самых отцов. Так пусть звучат его слова.

Богу-Любви нужна взаимность

«Сердце наше есть не столько наша собственность, сколько Божия; самая способность любить, самая любовь — не наше, а Божие произведение. Кроме того, что мы принадлежим Господу по естеству, как твари, Он нас во второй раз приобрел Себе благодатию Своею, купив нас кровию Своею, принявши на Себя наше человечество. Все это сделала любовь и ждет от нас любви взаимной».

«Приемщиками нашей благодарности Богу Господь поставил наших нуждающихся ближних. Всемогущему Богу мы ни в чем не можем помочь, потому что он Вседовольный и Всеблаженный, следовательно, должны помогать нашим ближним, прощать проступки против нас нашим ближним»

Как проверить любовь

«Если мы хотим знать, истинна ли наша любовь к Богу, то нам должно обратить внимание на самих себя и смотреть, любим ли мы Его детей — наших братьев, то есть всех людей? Рады ли мы во всякое время оказать нашему брату всевозможную для нас помощь? Готовы ли мы прощать от всего сердца обиды, наносимые нам ближними, и платить им добром за зло?

Ежели мы не так расположены к нашим ближним, то нет в нас истинной любви к Богу. Равным образом и истинная любовь к ближнему невозможна без любви к Богу.

Когда мы видим, что мы обязаны каким-либо людям, что некоторые люди способствуют нашему благу или отвращают наше несчастье и мы почти не можем обойтись без них, тогда обыкновенно происходит в нас некоторая любовь к тем людям. Но эта любовь не есть любовь к ближним, какой требует от нас Господь Бог.

Это любовь не к ближним, не к людям, а только к пользам или удовольствию, какие они нам доставляют. Эта любовь непродолжительна, потому что остается только до тех пор, пока любимые нами люди доставляют нам пользу или удовольствие.

Эта любовь неблагородна и у Господа Бога ничего не заслуживает.

Но если наша любовь основывается на любви к Богу или ежели мы любим ближних, потому что это угодно Богу, так как они суть создания Божии, дети Божии, то наша любовь к ближнему есть истинная любовь».

Любовь – вода живая

«Когда Господь попросил у самарянки пить, то она Ему отвечала: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4, 9). Из этого видно, что она еще не знала, что должно всех любить и всем помогать: вода для питья телесного у нее была, а воды духовной, благодатного учения Христова, в душе ее еще не было.

Она не жаждала телом, но душою томилась от вражды и злобы на иудеев, а потому не имела и Христовой радости, которая неразлучна с любовью. Вода Христова, которую Он дал всем верующим в Него, есть любовь, правда, мир, а вместе и радость».

Зло – это внутренняя обособленность

«Последователи Господа через взаимную любовь должны проникнуться таким внутренним тесным единством, в каком находятся Отец и Сын по отношению Друг к Другу.

Злое чувство отделяет личность от личности до совершенной обособленности, когда говорим, что мое мне дорого, а твое для меня безразлично.

Но не так должно быть.

Это чувство обособленности есть следствие нашей греховной падшей природы. По Христову слову, благодатное общество христиан должно быть едино, у каждого христианина должно быть сознание своего внутреннего единства с братьями по вере и со Христом. А это единство проявляется и раскрывается в любви».

Любовь обнимает вселенную

У раки с мощами преподобного Сергия Радонежского

«О любви святого апостола Павла святой Иоанн Златоуст говорит, что она была шире всякого моря и сильнее всякого огня. Душа святого апостола Павла обнимала всю вселенную и всех заключала в себе, родство по Боге считая выше всякого родства. Святой апостол Павел всех любил так, как ни один нежный отец не любил своих детей».

Молитва за умершего – помощь, о которой они не могут даже попросить

«Если бы перед нами были отверсты двери вечности, в которой находятся души усопших, то нам предстала бы умилительная картина безмолвной просьбы наших единокровных братьев, просящих наших молитв за них, — и какая душа не содрогнется при виде этих миллионов душ, вопиющих о помощи!

Участь усопшего подобна положению человека, который плывет по очень опасному месту. А наши молитвы являются спасительным якорем или канатом, который мы подали ближнему в момент опасности.

И как отрадно будет человеку, который молился о ближнем, в тот час, когда мы все там встретимся, и увидим их лицом к лицу, и услышим от них благодарность за помощь им! И напротив, какой горький упрек будет тем, которые не помогли своему родному в опасное время».

Хочешь спокойствия – преобразись внутренне

«Как только человек постарается стяжать кротость, благодушие, мир, любовь, то на душе его становится ясно, спокойно, и вместе с этим преображается весь человек. Поэтому, если христианин желает себе преображения внешнего, то он должен сначала преобразиться внутренно».

Продай Евангелие, если нужно помочь ближнему

«Вспомним преподобного Серапиона, ради помощи ближнему продавшего и свое последнее Евангелие, которое всегда носил при себе как единственное сокровище», – говорил о. Кирилл.

Вспомним и прп. Сергия, который во время страшного голода раздал народу все монастырские запасы хлеба. А на вопрос недоуменной братии сказал: «мы в монастырь шли не жить, а умирать. Какая разница – от голода или от чего другого».

Одна из самых известных историй про отца Кирилла – как он во время Великой Отечественной войны нашел в Сталинграде, в руинах дома Евангелие и с ним прошел всеми фронтовыми дорогами. Он постоянно читал Слова Спасителя и приходящим к нему советовал: «Почаще открывай Евангелие». Поэтому, когда он вспоминал в проповеди о монахе, продавшем Евангелие ради ближнего, он действительно представлял себе всю меру потери и меру самопожертвования. Но считал это естественным в отношениях с ближним.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?