Спинраза и Золгенсма – лекарства за миллионы: работают ли они?

Деньги огромные, а где гарантия, что будет толк? Так ли нужна нам эта «Спинраза»? Препарат одобрен, но как проводились испытания? Отвечаем на эти вполне закономерные вопросы

Упаковка препарата "Спинраза" на фоне комнаты с маленьким ребенком
Фото: Sebastian Gollnow/dpa/ТАСС

Еще совсем недавно от спинальной мышечной атрофии (СМА) – редкого генетического нейромышечного расстройства – не было лекарства. У пациентов была надежда лишь на симптоматической лечение, которое, однако, не могло ни восстановить нарушенные функции нервных клеток спинного мозга, ни остановить прогрессивного развития слабости мышц и их атрофии.

Одним из распространенных сценариев для больных СМА был отказ легких и ранняя смерть, другим – пожизненная зависимость от аппарата искусственной вентиляции легких.

И вот в 2016 году в США и Европейском Союзе, а затем и в других странах мира, включая Россию, был зарегистрирован препарат фирмы Biogen «Спинраза», первое в мире лекарство, способное затормозить развитие недуга и улучшить состояние примерно у половины больных СМА.

Более чем в 40 странах препарат получил статус орфанного и оплачивается государством, у нас в стране он не оплачивается из бюджета. И это огромная проблема для пациентов и их семей, ведь стоимость лекарства невероятно высока.

Одна инъекция «Спинразы» обходится в 125 000 долларов, и только в первый год их потребуется 6, а дальше – несколько меньше, но на протяжении всей жизни.

Лекарство за миллион: правда и мифы о рождении заоблачных цен

Разумеется, в такой ситуации раздаются голоса скептиков. Деньги огромные, а где гарантия, что будет толк? Так ли нужна нам эта «Спинраза»? Препарат одобрен, но есть ли реальные доказательства, что он работает?

Попробуем ответить на эти вполне закономерные вопросы.

Как работает «Спинраза»?

СМА вызвана мутацией гена SMN1, кодирующего SMN – белок выживаемости моторных нейронов. В результате мутации SMN1 утрачивает свою функцию, и в нужных количествах белок не производится.

Однако у SMN1 имеется своеобразный ген-дублер, SMN2. Он кодирует тот же белок, столь необходимый организму для развития мышц и формирования двигательных функций, и именно благодаря этому люди со СМА выживают. Тем не менее, SMN2 гораздо менее активен, и продукция важнейшего белка остается недостаточной.

Действующее вещество «Спинразы», нусинерсен, говоря научным языком, модулирует альтернативный сплайсинг гена SMN2. А говоря по-простому, в результате воздействия препарата ген SMN2 на определенном этапе формирования превращается в SMN1, который начинает более активное, чем SMN2, производство нужного белка и тем самым тормозит развитие болезни.

Откуда мы знаем, что лекарство эффективно?

Рука маленького ребенка, сидящего в специальном кресле
Фото: Sebastian Gollnow/dpa/ТАСС

Клинические испытания лекарственного средства проводятся в 3 этапа, причем на все более значительных выборках. Их обеспечить несложно, если речь идет о распространенных хронических заболеваниях, например, о гастритах, сахарном диабете, гипертонии.

Но как проверить орфанный препарат? Тысячи участников исследования не рекрутируешь, тем более, что строгие требования к клиническим испытаниям предполагают наличие контрольной группы, которая для сравнения не получает лечения.

Группы должны быть однородны по возрасту, полу и другим параметрам. Все это в случае с редким заболеванием осуществить довольно непросто, и сертифицирующие агентства в интересах пациентов идут навстречу производителям, смягчая требования.

Клинические испытания третьей фазы нусинерсена были проведены на 121 ребенке. В норме такое количество участников считается недостаточным, но управление по надзору за качеством пищевых продуктов и медицинских препаратов США (FDA) в связи с орфанным статусом СМА признало результаты валидными.

Значимость результатов была усилена тем, что участниками исследования стали совсем маленькие пациенты с самым тяжелым, первым типом СМА, называемым также младенческим.

У таких детей с первых месяцев жизни проявляются слабость и атрофия мышц верхних и нижних конечностей. Постепенно в процесс вовлекаются мышцы туловища и шеи. Более 2/3 детей с этим заболеванием умирают до 2 лет, во многих случаях смерть наступает в раннем младенческом возрасте в связи с поражением дыхательной мускулатуры и возникновением разнообразных осложнений со стороны легких.

Все участники исследования были младше 7 месяцев, при этом в группе нусинерсена было в два раза больше участников, чем в контрольной группе.

Малышам экспериментальной группы ввели препарат в спинномозговую жидкость, контрольная группа получила подкожный укол без введения препарата.

Исследователи провели предварительный анализ результатов, когда 82 младенцам исполнилось 6 месяцев. Существенные улучшения наблюдались у 41% детей, получивших лекарство (21 из 51), в то время как в группе плацебо их не было.

21 ребенок после введения нусинерсена смог лучше держать голову, переворачиваться, ползать, а один – даже стоять.

Окончательный анализ показал, что существенные моторные улучшения произошли у 51% детей экспериментальной группы (37 из 73). Риск смерти либо необходимости постоянной искусственной вентиляции легких в этой группе был ниже на 47%. Оказалось также, что чем младше был ребенок при начале лечения, тем лучшие результаты он демонстрировал.

Не очень понятна ситуация с побочными эффектами. Дело в том, что они наблюдались в обеих группах, причем в группе плацебо их было даже больше, поэтому неясно, что было связано непосредственно с болезнью или другими причинами, а что с действием препарата. Не исключено, что часть их вызвана достаточно инвазивным способом его введения – интратекально (под оболочки спинного мозга непосредственно в спинномозговую жидкость).

Тем не менее, в качестве возможных побочных явлений были выделены респираторные инфекции и запор. Врачам, применяющим препарат, рекомендуется держать под контролем уровень тромбоцитов в крови (он может упасть), а также состояние почек (не исключен токсический эффект).

50% – много или мало?

Маленький ребенок на фоне аппарата ИВЛ
Аппарат для искусственной вентиляции легких. Фото: Sebastian Gollnow/dpa/ТАСС

При заболевании, ведущем к ранней смерти или тяжелой инвалидности, это очень много, и, безусловно, любой человек, будь то ребенок или взрослый, заслуживает того, чтобы такой шанс ему дали.

Разработчик «Спинразы», компания Биоген, предоставила бесплатное лечение на год для более 700 детей с первым типом СМА – младенческой формой, самой тяжелой. 40 из них – россияне.

Это благородное начинание, но не решение проблемы даже для этих 40 детей, которым необходимо продолжать терапию.

Пациентские организации и родительские сообщества борются за то, чтобы у российских детей и взрослых с разными формами СМА появился регулярный доступ к препарату. Есть надежда на то, что сдвиги произойдут.

30 января спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила сенаторам подготовить предложение правительству РФ включить в список орфанных препаратов, приобретаемых за счет федерального бюджета, лекарства для больных СМА. Поскольку «Спинраза» зарегистрирована в России, у нее есть шанс попасть в этот список.

Иначе обстоит дело с «Золгенсмой», которая была одобрена к применению в мае 2019 года, и в России еще не зарегистрирована.

Стоит, однако, сказать несколько слов и о ней.

Однократное введение, космическая цена

Штаб-квартира фармацевтической компании Novartis в Швейцарии
Швейцария. Базель. Штаб-квартира фармацевтической компании Novartis. Фото: ТАСС

Препарат компании AveXis (дочерняя компания фармагиганта Novartis) «Золгенсма» имеет преимущество: он вводится однократно. Правда, стоимость его запредельно высока – 2 125 000 долларов. Запредельно, потому что до появления «Золгенсмы» предел цены на лекарство составлял 850 000 долларов.

В то же время, пожизненное лечение «Спинразой» все равно обойдется в разы дороже, чем однократное введение «Золгенсмы».

Однократность введения объясняется тем, что препарат меняет дефектный ген SMN1 на его функциональную копию при помощи аденоассоциированного вирусного вектора, и, таким образом, налаживается производство белка SMN.

Еще одно преимущество «Золгенсмы» заключается в том, что препарат пересекает гематоэнцефалический барьер, поэтому маленьким детям он вводится внутривенно – это гораздо более простой и мало травмирующий способ доставки, чем интратекальный.

Что касается взрослых и крупных пациентов с разными типами СМА, интратекальный способ изучается, но окончательных результатов пока нет.

Как и в случае со «Спинразой», испытания «Золгенсмы» проходили на маленьких выборках.

В середине апреля 2019 года была завершена третья фаза испытания под названием STR1VE. Значительные улучшения были зафиксированы у 95% младенцев со СМА 1, и в мае 2019 года препарат был одобрен FDA, однако испытания на этом не закончились.

Новые промежуточные данные из исследования SPR1NT подтверждают, что при раннем выявлении заболевания и введении «Золгенсмы» до появления симптомов СМА весьма вероятно нормальное двигательное развитие ребенка.

Новости обнадеживающие. Быть может, через какое-то время СМА перестанет быть жизнеугрожающим и инвалидизирующим заболеванием.

Самое частое из редких: что нужно знать о СМА

Источники:

FDA approves first drug for spinal muscular atrophy

Золгенсма (AVXS -101)

Zolgensma Effect in SMA Type 1 Echoed in Phase 3 Trial

AveXis presents new data at EPNS continuing to show significant therapeutic benefit of Zolgensma® in prolonging event-free survival now up to 5 years of age in patients with spinal muscular atrophy (SMA) Type 1

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?