Единственный пока в России виртуальный магазин, где продвигают свои товары социальные предприниматели, называется BuySocial. Давайте сходим туда и посмотрим, что там продается

IMG_0435

Три подруги

Там продаются вещи от маленьких производств, крохотных фирм, благотворительных фондов и общественных объединений. Все можно найти на одном ресурсе.

Социальные предприниматели давно уже работают в России, каждый делает свое интересное и важное дело, – а вот объединиться для того, чтобы продвигать идеи и продукцию, додумались не они, а три подруги.

Любовь Ермолаева работала в сфере благотворительности, а Виктория Иванова и Алина Зубарева – в бизнес-сфере. Такое сочетание идеально для портала: ведь здесь нужно иметь и деловую хватку, и понимать и чувствовать социальную значимость каждого участника проекта.

12745542_159170381132875_4921889901162077418_n

Идея же родилась у Виктории Ивановой. Год назад девушка готовилась к свадьбе, а это долгий процесс, и столько всего нужно купить! Виктория покупала тогда много декоративных вещиц, предметов интерьера – и наткнулась однажды на зарубежный портал, где были представлены товары маленьких частных предпринимателей. Это товары хэнд-мейд, так популярные сейчас в мире – все уникального дизайна, сделанные вручную.

Свои предсвадебные покупки Виктория сделала там, и это был осознанный выбор: помимо того, что она покупает милые вещи, сделанные малыми партиями, ей хотелось поддержать владельцев маленьких лавочек. Кроме того, Виктории знала, что при изготовлении предметов, которые приходили в ее дом, не использовался детский труд, и труд работников из развивающихся стран. Экология мысли и дела – это ей было важно.

IMG_0314

«Нас и до этого интересовало социальное предпринимательство. А когда Виктория рассказала об этом портале и показала все эти вещицы, мы загорелись. Почему же у нас нет подобного проекта? – рассказывает Любовь Ермолаева, одна из основателей проекта BuySocial. – Тем более мы уже были знакомы с товарами наших социальных предпринимателей, с интересными вещами, которые делают разные фонды и их подопечные. Нам показалось важным, чтобы покупатель не просто тратил деньги на безделушки в разных интернет-магазинах, а покупал весьма симпатичные вещи, и при этом участвовал в благотворительности».

Почти год подруги готовились к запуску проекта. Они начали искать партнеров – тех социальных предпринимателей, которые бы подключились бы к идее и выставляли на портале свои товары на продажу. Кого-то Любовь уже знала. А кого-то искали специально, через публикации. Были еще и такие случаи, когда предприниматели выполняли социальную миссию, но даже не задумывались об этом, и не считали свое дело социальным предпринимательством. Такие проекты тоже попали в число участников BuySocial.

А что на полках?

10401358_10152802459461335_8281003573036842696_n

Любовь Ермолаева

«Первый, кто согласился стать нашим партнером, – это проект «Шоколад на меду», – рассказывает Любовь Ермолаева. – Его производит «Шоколадная мануфактура в Гагаринской Новоселке», это село в Ярославской области. Они занимаются производством шоколада, вместо сахара используя мед, – то есть это уже здорово, шоколад получается полезный. Мне кажется, это вообще единственный в России подобный подход к рецептуре шоколада, да и в мире таких экспериментов немного. «Мануфактура» делает 25 вкусов шоколада, есть очень оригинальные вкусы. И важно: делают шоколад люди с ограниченными возможностями на всех этапах производства».

Еще один участник BuySocial – Гузель Саджапова. Это уже известный социальный предприниматель. Гузель прославилась со своим проектом – уже имеющим бренд Cocco Bello – когда год назад вышла на краудфандинговую платформу Boomstarter, собирая средства на организацию производства в деревне Малый Турыш на Урале. На производстве Гузели делается натуральный цветочный мёд, но не простой – взбитый на специальном оборудовании и смешанный с ягодами. А самая важная фишка – собирают ягоды деревенские бабушки. Так девушка спасла умирающую деревню и дала работу местным жителям. «Нам очень нравится продукция Гузели, – отмечает Любовь. – А еще она активно развивается, и это нас вдохновляет».

IMG_1666

Разноцветные мисочки, чашки, блюда – это работы мастеров Творческого объединения «Круг». Оно тоже довольно известно – это интеграционная студия, там работают и неслышащие, и слепые, и слепоглухие люди. Все вместе они создают посуду, и чувствуется, что это сделано руками. Одна мисочка не похожа на другую. Теперь эта невероятная посуда тоже продается на BuySocial.

«Я несколько раз была в студии  «Круг» – и была поражена. Во-первых, самой атмосферой, –  рассказывает Любовь. – Слепоглухие люди там берут друг друга за руку – и так разговаривают. Можно сказать, они там держатся друг за друга. И они там действительно творят. И важный плюс – это возможность заработать. Это и самореализация, и ощущение нужности. Не могла уйти, не купив у них посуду».

А вот украшения ручной работы. Браслеты и бусы. Их создает проект «Jewel Girls» – это объединение для девушек, которые подвергались насилию, были в трудовом рабстве. Среди девушек есть и африканки, они находятся здесь в Москве, им сложно найти работу. Живут они скученно, в бедных условиях, и работы у них мало – неквалифицированный труд, раздача листовок и так далее. При этом они подвержены риску, потому что плохо знают язык. Есть в проекте также девушки из детских домов. «Это арт-терапия для юных мастеров, – отмечает Любовь. – С помощью творчества они восстанавливаются. Но еще это и работа, и деньги».

12887401_1080199008693755_147687081_o

Средства от продажи перечисляются лично тому, кто сделал вещь. BuySocial подписывает авторство браслетов и сережек. Потому что это авторские работы. Часть средств идет на фонд «Безопасный дом», в рамках работы которого и действует проект «Jewel Girls».

Смешные игрушки-зверюшки представляет на портале проект «Летающие звери» из Санкт-Петербурга. Мультсериал с одноименным названием придумала и создала анимационная студия «Да!». Самое интересное, что этих зверей, героев мультфильма, придумали дети, которые лежат в онкобольнице. А потом уже мультипликаторы Михаил Сафронов и Надежда Федяевская придумали сделать мультсериал. Он стал популярен среди зрителей – детей и студия «Да!» стала продавать лицензию на производство игрушек-персрнажей. Деньги перечисляются в фонд «Адвита», который помогает детям с онкологическими заболеваниями.

Набор 3

Всегда популярны красивые вещи для интерьера. «Один из наших участников-  супероригинальный проект LikeLodka – в их работе есть экологическая составляющая, – рассказывает Любовь. – Ян и Катерина Аверкиевы, идеологи проекта, придумали делать мебель из старых индонезийских лодок, которые плавали лет 20-30 по морям, их много раз перекрашивали, и на старых досках получились необычные узоры с «тропическим духом». И вместо того чтобы сжигать или выбрасывать эти лодки, мастера теперь делают из них вещи для интерьера и мебель. Мы продаем подсвечники, рамки для фото и прочие интересные мелочи, сделанные в LikeLodka».

Сейчас на BuySocial 12 участников и более 200 наименований товаров. И еще много потенциальных участников портала: заявок уже масса, но пока, отмечает Любовь Ермолаева, нужно освоиться, ведь портал открылся только в июне, а на днях был перезапущен его сайт. Но в ближайшее время ассортимент обязательно будет расширяться.

Хороший магазин всегда готов к Новому Году

IMG_1097

«В эти дни мы запускаем и новое направление, – рассказывает Любовь Ермолаева. – Это уже варианты корпоративных подарков. Ведь к Новому Году компании всегда покупают сувениры своим сотрудникам. Мы хотим предложить им подарки с социальной составляющей». Для этого BuySocial подготовит наборы. Чай, мед, шоколад, чашки — все это отлично сочетается – стильно, вкусно, и подходит к атмосфере новогодних праздников.

А еще появятся и новые товары – к зиме. Например, это будут Носки Tabani, которые вяжут удмуртские бабушки. Покупая одну пару, каждый обладатель шерстяных носков помогает тем, кто живет в домах престарелых, – им отправляется вторая пара. Второй «зимний» проект, который скоро подключится к BuySocial, – это John & Mary, там чудесные носки делают вязальщицы из психоневрологического интерната в Тарусе – те, кому сложнее всего найти работу и почувствовать себя включенными в общество и общественные отношения.

И все эти теплые вещи – носки, варежки, шарфы – тоже появятся в новогодних наборах от BuySocial.

Вокруг магазина

Набор 5

Проект уже заработал – покупатели идут. «Нас порадовало, что люди заказывают сразу несколько вещей разных производителей. Это доказывает, что идея объединения правильная, и покупателю теперь не надо искать товары на разных ресурсах», – отмечает Любовь Ермолаева.

«Нам понравилась идея концентрации в одном месте большого количества изделий, сделанных социальными предпринимателями. Раньше мы в России такого не видели. Обычно у каждого есть свой интернет-сайт, а вот объединяющего портала не было, – говорит сотрудник объединения «Круг» Мария Бояркина.

Сам проект BuySocial, говорит Мария, вписывается в концепцию того, что делает «Круг». «У нас керамику делают и люди с инвалидностью и люди без инвалидности. Мы движемся в сторону социального предпринимательства, потому что сама идея предпринимательства подразумевает окупаемость – у нас пока этого нет, но, думаем, все впереди. И этот портал может помочь».

IMG_0480

«Мы узнали о проекте от его создателей. С Любой мы были знакомы и до проекта. Такие порталы очень нужны, на Западе вообще считается модным приобретать товары от социальных предпринимателей. Пришло время и России присоединиться к этой моде», – считает Екатерина Аверкиева, одна из создателей проекта LikeLodka.

«Социальный предприниматель может нести разную миссию. Кто-то полностью подчиняет свой бизнес миссионерской цели, а кто-то отдает на благотворительные нужды часть своей выручки, или же дает работу людям с ограниченными возможностями, пожилым людям, или приносит иную пользу обществу, – рассуждает Екатерина. – Мы занимаемся ресайклом и косвенно заботимся о социальной составляющей – об экологии. Прекрасно, что BuySocial поддерживает и такие проекты, как наш».

IMG_1027

Вероника Антемоник, координатор проекта JewelGirls, замечает, что участие в BuySocial придает узнаваемости их идее. «У нас есть и свой аналог интернет-магазина, нечто подобное – на нашем сайте и в соцсетях, но там покупатели – только те, кто нас знают. А на портал BuySocial приходят разные люди, которым может просто приглянуться наши украшения. И это хорошо. Таким образом, аудитория «знающих» расширяется».

«Лично для меня проект BuySocial выглядит очень профессиональным, – подчеркивает Вероника Антемоник. – Сейчас много социальных сайтов, но они сделаны людьми, которые не имеют достаточного образования в этой области. Мы увидели, что BuySocial очень профессионально подходит к вопросу отбора социальных бизнесов для участия в их проекте. Портал понимает специфику социального предпринимательства и отбирает только «настоящих» представителей этой сферы. Любовь Ермолаева, кстати, сначала приезжает сама, смотрит, как все производится, покупает эти товары. И только после такого погружения и оценки работы социального проекта, он попадает на BuySocial».

Набор 2

«Мы смотрим на миссию, которую проект ставит перед собой. Насколько она существенна. Если проект помогает инвалидам или пожилым, помогает людям выйти на другой качественный уровень жизни благодаря возможности работать, поддержке и благотворительности, – значит, это действительно социальное предпринимательство, – поясняет выбор BuySocial Любовь Ермолаева. – И при этом, конечно, важна бизнес- составляющая. Но мы не ставим жесткие рамки. Ведь у нас на портале представлены и НКО, которые тоже производят разные товары. Скажем, – «Дети Марии». В этом проекте дети пишут картины – и на их основе делаются сумки, одежда, настольные игры. Это качественные, стильные, экологичные вещи с выделяющимся дизайном. И мы с удовольствием их берем. Или, например, LikeLodka – они даже не задумывались о том, что они – социальный бизнес. Но у них есть своя философия. Они используют лодки, то есть переработанный материал, дерево, срубленное уже лет 30 назад. В итоге не приходится рубить живые деревья ради нового шкафа, а старая лодка продлевает свою жизнь, да еще и сохраняются местные традиции. Мы считаем, что это «наши люди». Или, например, культурный проект «Виртуальный музей наличников» Ивана Хафизова. Он несет в себе просветительскую миссию. И это некоммерческий проект, он зарабатывает только на свое развитие. Но нам он очень нравится. Мы хотим развивать культурную часть проекта. Например, продавать книги, на социальные и эко-темы».