7 июня в России отмечают день краудфандинга. Мы пообщались с рекордсменами благотворительного и социального краудфандинга и узнали, как им удаётся собирать деньги на свои проекты всем миром

Гузель Санжапова и её бабушка Хамаира

Медовое производство Cocco bello Гузель  Санжаповой

Сумма сбора: 5 млн рублей

Гузель – один из самых известных авторов российского краудфандинга, технология позволяет ей рассказывать о проблемах жителей уральской деревни Малый Турыш и обеспечивать их рабочими местами. Девушка создала в деревне медовое производство Cocco bello и производит известный на всю страну крем-мёд. Свою первую кампанию Гузель запустила в 2013 году. «Когда я запускала первый проект, у меня не было сайта, только две страницы в соцсетях с очень маленьким количеством подписчиков. Кроме знакомых и их знакомых рассчитывать мне было особенно не на кого, но постепенно я поняла, что ничто так эффективно не находит путь к сердцам других людей, как твоё собственное лицо», — объясняет Гузель Санжапова.

Ее советы:

запускайте небольшие (до 1000 рублей) рекламные кампании, чтобы пост увидели в первую очередь уже имеющиеся подписчики сообщества. Соцсети сегодня не так эффективно работают в продвижении крауд-проектов. Это связано с внедрением «умных лент».

перенаправляйте аудиторию из офлайна на крауд-кампанию в интернете.  Ноу-хау Санжаповой – покупка простейшего домена и редирект с него на страницу сбора.  Свою текущую крауд-кампанию по строительству общественного центра в Малом Турыше Гузель заранее построила с учётом графика выступлений в разных регионах. На своих выступлениях Гузель в конце выводит на слайд ссылку «турыш.рф» и обещает первым спонсорам из числа зрителей памятный подарок от себя – фирменный мёд Cocco bello. Когда люди уже прочувствовали историю и воодушевились выступлением, они с радостью становятся спонсорами крауд-проекта. Так, на форуме «Бизнес со смыслом» такая игра с залом принесла в проект Гузель порядка 270 тыс рублей.

Интересные лоты – способ вовлечь спонсоров в краудфандинговый проект. При этом такие лоты необязательно предполагают получение чего-то осязаемого благотворителем. Например, в проекте Гузель Санжаповой есть возможность купить мёд для подопечных фонда «Старость в радость», одиноких стариков. Так одна банка мёда и помогает в строительстве общественного центра в деревне, и служит вкусным и полезным подарком для жителей домов престарелых.

— Ещё вчера бабушки в моей деревне собирались доживать, а сегодня они работают и помогают тем, кто в этом нуждается. Мне было важно, чтобы слово «благотворительность» прозвучало в деревне, это очень меняет сознание, — комментирует Гузель.

Турыш.рф (фото из архива Гузель Санжаповой)

Фонды могут заниматься краудфандингом на собственных сайтах (например, во вкладке «Где нужна помощь» на сайте «Милосердия» вы всегда можете помочь просителям), в соцсетях (так, на прошлой неделе «ВКонтакте» даже запустила свою платформу для краудфандинга в сообществах) и на специализированных платформах.

В России таких платформ несколько десятков. Первым в Рунете сервисом онлайн-пожертвований в пользу некоммерческих организаций стал ресурс фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» «Благо.ру». С 2008 года при помощи «Благо.ру» было собрано более 124 млн рублей в пользу подопечных 117 благотворительных фондов со всей страны. Позже появились ресурсы «Добро. Mail.Ru», фонд «Нужна помощь» и его платформа для волонтёрского фандрайзинга «Пользуясь случаем».

Фонд помощи животным «Ника»

Сумма сбора: 15 млн рублей

Небольшой фонд из Зеленограда стал рекордсменом отечественного краудфандинга по сумме сбора: больше 15 миллионов рублей перечислили спонсоры четырёх кампаний фонда на строительство уникального многофункционального центра «Мокрый нос». Сотрудники разбили большую цель на этапы и запускали новый проект только после реализации предыдущего. Сбор на завершающий этап строительства нуждается в поддержке прямо сейчас, он стал самым масштабным проектом фонда.

— Благотворительные организации со всей страны завалили нашу электронную почту с просьбой открыть секрет, благодаря которому нам удалось завершить целых три больших проекта успешно. Все расстраиваются, когда узнают, что золотого секрета вовсе нет, — рассказывают Вера Митина и Виктория Краснова, учредитель и менеджер проектов фонда. — Проект – огромная ежедневная работа, очень важно донести до общественности в простой, но в тоже время яркой форме, что ваш проект уникальный, полезный, реально работающий, решающий определённую проблему.

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Мокрый нос

Их советы:

закладывайте на подготовку проекта к запуску на крауд-платформе около месяца. Этого времени хватит, чтобы составить грамотное описание проекта и продумать визуализацию. –

минимум воды и максимум конкретики. Посетителю крауд-платформы некогда читать занудные и длинные тексты, ему важно сразу уловить суть проекта. Но короткие тексты исключительно о проблеме, без чёткого описания методики решения тоже вызывают у людей вопросы.

пишите эмоциональные посты в соцсетях. Основной канал продвижения проектов фонда – социальные сети. Задолго до запуска своей первой кампании сотрудники фонда активно развивали сообщества «Ники». Фонд начался с небольшого волонтёрского проекта, и девушки искренне и ярко рассказывали о каждой поездке в заброшенные приюты. «Часто у коллег мы видим безэмоциональные посты. Неумение верно подать пользователю свою идею и является причиной нежелания участвовать в жизни сообщества», — отмечает Виктория Краснова. Нередко видела свои посты в группах других зоозащитных организаций. Коллеги, отказываясь верить в существование секрета успешного краудфандинга, пытались говорить с подписчиками на языке Виктории. Но в группе, где пользователю неинтересно, сработавший в другом сообществе пост окажется незаметным и неэффективным.

Крупнейшие многопрофильные краудфандинговые платформы страны — Planeta.ru и Boomstarter. Они используют модель reward-краудфандинга, то есть, краудфандинга за вознаграждение. Наличие в краудфандинговых проектах фондов вознаграждений для жертвователей – одно из фактических отличий ведения крауд-проекта на многопрофильном ресурсе от специализированной платформы, сбора на сайте и в соцсетях. В остальном же механика достаточно похожа.

Петербургский фонд «Дорогою добра»

Сумма сбора: почти 2 млн рублей

Самый народный (то есть собравший больше всего участников) крауд-проект на Planeta.Ru был реализован петербургским фондом «Дорогою добра» благодаря участию блогеров – творческого объединения Rakamakafo. Эти блогеры стали очень известны на YouTube благодаря пранкам – розыгрышам и социальным экспериментам, основанным на реакциях людей.

Ноу-хау: в поддержку проекта участники творческого объединения записали социальный эксперимент, поднимающий проблематику социального сиротства, и разместили на своём канале с ссылкой на проект. Подписчики Rakamakafo -школьники и студенты, которых принято считать неплатёжеспособной аудиторией. Они действительно перечисляли в проект небольшие суммы – от 5 до 100 рублей. Но ребят было так много, что проекту удалось собрать почти 2 млн рублей. Кампания объединила 10 994 участника.

И снова звёзды

В качестве блогеров часто выступают известные попечители фондов — своими просьбами поучаствовать в крауд-проекте они приводят новую аудиторию. Важно, чтобы селебрити была близка тема проекта – тогда просьба получится более искренней и эффективной. Молчаливые репосты, как правило, не работают.

Многие звёзды соглашаются снять видеообращения в поддержку благотворительных проектов. КВНщики из команды «Уральские пельмени» поддержали роликом сбор екатеринбургского фонда «Живи, малыш» на приобретение социального такси.

Ребята так прониклись темой, что после съёмок и сами решили перевести на счёт проекта миллион рублей. Подобную активность сотрудники фонда вряд ли могли предположить на старте проекта, что ещё раз подчёркивает характерную черту краудфандинга – должно быть много вариантов продвижения проекта, и нельзя точно предсказать, какой из них «выстрелит».

Муравьи Созидания

Безвозмездные лоты, показывающие спонсору, на что конкретно идут его деньги, достаточно популярны в благотворительных проектах. Например, в кампании петербургского центра абилитации взрослым с аутизмом «Антон тут рядом», приуроченной ко дню рождения центра, большим спросом пользовались подарки не бэкерам, а самому центру – предметы обихода и расходные материалы.

А фонд «Созидание», собирающий на ростовую куклу символа организации – муравья, буквально «расчленил» своего будущего муравья, предложив приобретать его по частям. Кому-то глазки муравья, кому-то брюшко, а кому-то улыбку. Впрочем, без улыбки не ушёл ни один спонсор этой позитивной кампании. Краудфандинг – это во многом об эмоциях. Чем эмоциональнее ваш проект, тем больше шансов на его успех.

СМИ или блогеры?

Виктория Краснова

Многие фонды часто тратят много сил, чтобы попасть с информацией о своём проекте в СМИ. Но это не всегда эффективный способ продвижения проекта.

— Рассылка пресс-релиза по СМИ часто оказывается разочарованием, вряд ли без прямых контактов и заинтересованности конкретных журналистов получится рассказать о своём проекте в новостных лентах разных изданий, — делится Виктория Краснова из фонда «Ника».

Но и размещение материала о сборе не всегда гарантирует рост счётчика проекта. Гузель Санжапова вспоминает, как о её первом проекте в 2013 году написал портал «Большой город», и читатели перечислили в кампанию больше 200 тыс. рублей. Публикации о новых проектах социальной предпринимательницы были менее эффективными с точки зрения фандрайзинга и работали в большей степени на узнаваемость её и бренда.

Это не значит, что работать со СМИ в ходе крауд-кампании не нужно. Краудфандинг, несмотря на свою проектную историю, можно в целом включать в план по развитию организации. Деньги – это далеко не единственный (а по мнению многих авторов, даже не главный) плюс народного финансирования. Одна из его функций – пиар. И в этом смысле запуск многих проектов может быть действительно интересным инфоповодом для ряда СМИ и блогеров.

Фонд Вера

Нюта Федермессер, президент фонда Вера. Фото предоставлено пресс-службой фонда «Вера»

На счету фонда «Вера» уже 74 крауд-проекта только на «Планете». При этом организация активно запускает кампании и на других площадках.

— Самые успешные примеры сотрудничества с крауд-платформами для нас – это, конечно, «Планета» и «Такие дела» фонда «Нужна помощь». При этом в случае «Таких дел» нам важны не только суммы сборов, но и то, как «Такие дела» продвигают эти проекты. Портал публикует истории наших подопечных, через которые помогает благотворителям понять смысл и значимость работы. Кроме того, с помощью профессиональных журналистских материалов «Такие дела» поддерживают нашу просветительскую работу. Это очень важно, так как до сих пор информированность общества о паллиативной помощи остается на очень низком уровне. Мы со своей стороны ежемесячно предоставляем нашим коллегам содержательный отчет — цифры, анонсы мероприятий, новости о героях проектов, фото, — подчёркивает Елизавета Кадетова, директор по развитию фонда помощи хосписам «Вера», обращая внимание на важность отчётов и в краудфандинге — как и в любом из инструментов фандрайзинга.

Сотрудники фонда рекомендуют относиться к сбору на краудфандинговой платформе как к сообществу единомышленников. Интерфейс платформы даёт возможность собирать вокруг проекта заинтересованных пользователей и взаимодействовать с ними в дальнейшем. В распоряжении автора проекта остаются мейлы всех жертвователей, а один раз в неделю участникам кампании можно отправить письмо из новостей проекта. Например, проинформировать о старте новой кампании. Сейчас проекты фонда на платформе объединяют 6148 подписчиков.

— Фонд «Вера» всегда с готовностью пробует новые форматы фандрайзинга. Так было и в 2012 году, когда представители «Планеты» пришли к Нюте Федермессер с предложением попробовать разместить сбор на этой площадке. Мы начинали с проектов адресной помощи или помощи учреждениям, каждый такой сбор длился месяц, потом мы запускали следующий. Постепенно мы пришли к возможности размещать на «Планете» системные проекты. Сейчас, например, собираем средства на работу Горячей линии помощи неизлечимо больным людям. Кроме того, так как мы были первым благотворительным фондом, начавшим сотрудничество с «Планетой», то помогли разработать документацию для работы платформы с НКО, — отмечает Елизавета Кадетова.

О старте небольших (до 100 тысяч рублей) проектов сотрудники фонда даже не всегда пишут в соцсетях. Рассылки по базе людей, поддержавших предыдущие кампании, нередко хватает, чтобы сдвинуть с нуля новый сбор. Специалисты фонда рекомендуют не игнорировать и функцию «код проекта — с ее помощью можно разместить баннер, ведущий на крауд-кампанию, на разных сайтах – своём и партнёрских.