Рожать среди своих

Персонал в таком роддоме должен состоять из людей верующих или хотя бы сочувствующих Православию. Моральная обстановка должна быть максимально здоровой, доброжелательной, приближенной к домашней. Здесь, конечно, будут приветствовать многорожающих женщин. И не станут делать аборты. В послеродовом отделении обязательна ориентация на грудное вскармливание. Исключается давление на мам с требованием сделать прививки. И конечно, в таком роддоме должна быть возможность в любой момент пообщаться со священником, покрестить слабых детей

Всегда многодетность считалась добродетелью и даже знаком Божиего благоволения. К сожалению, сейчас матерям и будущим матерям все сложнее пронести свою готовность к многочадию через современные консультации и роддома. На илл.: Аллегория милосердия. Вильям Адольф Бугеро, 1872

На консультацию или на пытку?
В православной среде все чаще обсуждается необходимость создания «своего» роддома. Об этом говорят многие женщины, прошедшие через театр абсурда женских консультаций, мытарства роддомов и гинекологических отделений больниц:
«Когда с дочкой у меня началось кровотечение, приехала “скорая помощь”, отвезла в больницу. И вот там мне пришлось раз двадцать сказать: да, это желанная беременность; да, я буду ее сохранять; да, мне нужен этот ребенок».
«В женскую консультацию каждый раз шла как на пытку. Невозможно было слышать одно и то же: у тебя давление, ты уже старая, родишь больного ребенка, во время родов умрешь, делай аборт…»
«Обязательно нужны либо отделения, либо православные роддома, где бы не делались аборты, где было бы особое отношение к матери и ребенку. Когда я лежала на сохранении в отделении гинекологии, там же в одной палате со мной лежали женщины до и после абортов. Дело было в подмосковной больнице. Так вот после абортов все выливалось в ведро, стоящее в комнате, соседней с туалетом. Однажды я туда случайно попала. Как я после этого не потеряла ребенка — не знаю».
И это все обычные ситуации. В большинстве роддомов, если женщина ложится на сохранение беременности, но срок у нее менее 20 недель, ее кладут в отделение, где лежат все вместе: беременные, абортницы, женщины с гинекологическими заболеваниями. И ведут всех одни и те же врачи. Как же так можно? Священник Игорь Фомин, член Комиссии по церковной социальной деятельности, руководитель направления по работе с многодетными семьями, отец троих детей: «Врач, который до обеда абортирует, а после обеда принимает роды, морально не имеет на это права. Не должен ребенок, первый раз входя в этот мир, попасть сразу на руки тому, кто только что такого же ребенка убил».
Мужчины поддерживают идею православных роддомов: «Предлагаю устроить всенародный сбор средств на всероссийский православный центр материнства. Центр должен заниматься всеми проблемами, связанными с материнством, начиная с профилактики абортов до педиатрии. Собирать надо как на храм Христа Спасителя. Чтобы Христа ради спасать детей еще не родившихся и уже рожденных. Мне кажется, если Церковь нас призовет на такое дело, то поддержат все», — написал один из посетителей нашего сайта.



На этом плакате 30-х годов дети сами поясняют, как надо и как не надо с ними обращаться. На флагах надписи: «Не качайте меня!», «Давайте нам свежее молоко!», «Не целуйте меня в губы!», «Не свивайте меня!», «Не хотим мух!», «Дайте нам патронажных сестер!» и т.д.

Идеальный роддом — какой он?
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы, отец четверых детей: «Хочется уточнить — что это такое, “православный роддом”? Это в первую очередь просто качественный роддом. Ведь нет православной математики, физики или, например, православного вождения троллейбуса. Есть просто качественно сделанная работа. И она в этом смысле богоугодна».
Священник Игорь Фомин: «Хотелось бы, чтобы в первую очередь православный роддом был наполнен вниманием и заботой ко всем роженицам независимо от их вероисповедания».
Если суммировать высказывания людей, ратующих за православный роддом, каким они его видят, то получается примерно следующая картина.
Персонал в таком роддоме должен состоять из людей верующих или хотя бы сочувствующих Православию. Моральная обстановка должна быть максимально здоровой, доброжелательной, приближенной к домашней. Здесь, конечно, будут приветствовать многорожающих женщин. И не станут делать аборты. Персонал такого роддома должен быть высокопрофессиональным. В послеродовом отделении обязательна ориентация на грудное вскармливание (совместные палаты «мать и дитя»). Исключается давление на мам с требованием сделать прививки. Хорошо, чтобы здесь было и гинекологическое отделение, в котором старались бы сохранить здоровье женщины (в случае различных осложнений) для будущих родов. И конечно, в таком роддоме должна быть возможность в любой момент пообщаться со священником, покрестить слабых детей, для лежащих на сохранении — исповедаться и причаститься, участвовать в молебне.


Не только ориентация «по умолчанию» на аборты, но и давно оспоренные специалистами практики немедленного отъема младенцев от груди или фактически принудительной ранней вакцинации зачастую без учета реального состояния младенца отталкивают многих православных матерей от существующих родовспомогательных учреждений


Утопия или гетто
Однако возникает много сомнений в возможности создания такого роддома.
Сомнение первое: роддом — это очень дорогой проект. Кто его будет финансировать? По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, на содержание одного государственного роддома на 700 мест в Москве было израсходовано в 2005 году 58 млн рублей. В 2006 году эти расходы возрастут до 73 млн. рублей. Сегодня стоимость койко-дня в московском роддоме в акушерском отделении или стационаре с питанием составляет 905 рублей в сутки, в гинекологии — 700 рублей в сутки. А в обычной городской больнице, по официальным данным, в отделении терапии на койко-место государство выделяет 200 рублей. Даже если будет приобретена земля и построено здание, нельзя забывать, что медицинское оборудование стоит колоссальных денег. Роддом много дороже обычной больницы.
Роман Николаевич Гетманов, акушер-гинеколог: «Роддом — специфическое учреждение, в котором находятся в одном месте младенцы и взрослые люди. Это требует совершенно особых санэпидемических условий и огромных затрат. Например, очень дорого стоит содержание в реанимации новорожденного младенца. Как существовать под дамокловым мечом спонсорской помощи?»
Если частный православный роддом и будет построен, не окажется ли он роддомом для небедных православных? Руководитель роддома при ГКБ № 70, кандидат медицинских наук Вадим Олегович Лопухин: «Чтобы содержать этот роддом, даже при серьезных спонсорах, все равно придется открывать коммерческое отделение. Ведь и среди православных есть определенный процент людей состоятельных. И тогда придется разделять людей на белых и на черных».
Сомнение второе: не получится ли, что в православный роддом хлынет такой поток рожениц, что справиться будет невозможно? В. О. Лопухин: «Приедут рожать одновременно пятьдесят человек. Как всех принять? Придется отказывать. За этим последуют жалобы. Причем жаловаться будут не только министру здравоохранения, но и Патриарху».
Протоиерей Максим Козлов: «По какому принципу в такой роддом будут принимать? По рекомендации священника, духовника? К тому же по этическим причинам православный роддом должен принять любую женщину, независимо от того, православная она или нет».
Сомнение третье: возможно ли набрать достаточное количество православных профессионалов? Ведь на роддом в 120 коек требуется 200 человек сотрудников. По словам Р. Н. Гетманова, многорожающие женщины, на которых будет ориентирован православный роддом, — очень сложный контингент. Например, гипотонические кровотечения, нередкие у многорожающих мам, быстро могут при-вести к необратимым последствиям. «Надо понимать, чем и как рисковать. Поэтому говорить о православном роддоме можно только в одной интерпретации — этот роддом должен быть обеспечен всем необходимым для оказания высококвалифицированной помощи».
Сомнение четвертое: «Почему-то считается, что если персонал православный, то сразу все будут хорошие. Известно, что это не всегда так. И не начнется ли здесь такого: “Меня батюшка благословил делать так-то, я ему больше доверяю, чем врачам”. Это хорошо, если батюшка благословляет, посоветовавшись с врачом. А если батюшка дает совет по ведению родов? Так и православный персонал в конечном итоге вступит с ним в конфликт», — считает один из опрошенных нами медиков.

Читать дальше



Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?