Вторник второй недели после Пасхи называется Радоницей. Это слово восходит к словам «род» и «радость». Именно в этот день мы делимся пасхальной радостью с нашими усопшими родственниками

Фото: Павел Смертин

На Пасху многие отправляются на кладбище — помянуть усопших родственников и знакомых. Однако Церковь поминает усопших в день Радоницы — во вторник второй недели после Пасхи.

Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость». Именно в этот день мы делимся пасхальной радостью с нашими усопшими родственниками.

В сам день Пасхи и все дни вплоть до Радоницы не служатся панихиды и не читаются заупокойные ектиньи. А в Радоницу совершается специальная заупокойная Литургия. Вся Церковь молится за усопших «от века» — когда-либо, неважно, в какие времена. Церковь молится и за тех, чьи близкие уже умерли и некому подать записки и помолиться лично, — нестрашно, за таких людей молится вся Церковь.

И хотя поминают тех, кто ушел от нас, умер, но народ в церкви стоит радостный. Во-первых, Пасха продолжается, а во-вторых, в этот день у верующего человека есть особая причина почувствовать живую связь со своими усопшими — ведь своей молитвой можно помочь им, — потому что Христос Воскрес и у Бога все живы.

А если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину.

Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

После Божественной Литургии и панихиды в храмах верующие, по древнему обычаю, идут на кладбище «похристосоваться» с умершими, разделить радость Воскресения.

В советское время власти, желая отвадить народ от посещения Церкви, насаждали практику «поездок на могилы» в день Пасхи. Так люди вместо праздничного богослужения оказывались на местах скорби, а вместо молитвы нередко совершали неумеренные поминки, перерастающими порой в ссоры и слезы. А пасхальную радость пытались заменить мирским горем.

С другой стороны, было в этом советском пасхальном посещении кладбищ, вопреки всему советскому, что-то прекрасное и вечное: вот именно в этот день, день Воскресения Христа, люди шли к усопшим, в воскресение которых могли и не верить. А идти — шли. Как бы скрытно сами от себя надеясь.

А вообще в этот день есть неувядаемая народная традиция, вне зависимости от того, верующий человек, или неверующий: подать милостыню за усопшего или просто сделать что-то доброе в этот день в память о тех, кого любили.