Путешествие в Царство Божие, или чего мы не знаем о литургии

Литургию надо не просто «выстоять», главное – надо быть готовым принести себя в жертву Богу, прежде чем принять Его Святые Дары. Об этом фильм сербских кинематографистов

Изображение с сайта pravfilms.ru

Документальный сериал «Литургия», созданный при участии Сербской Православной Церкви, рассказывает о главном христианском богослужении. Текст к фильму написан епископом Иоанном (Пуричем). В течение девяти получасовых серий он озвучивается на фоне прекрасного видеоряда, показывающего храмы Сербии и Черногории, священнослужителей, прихожан, работу иконописцев.

О литургии владыка Иоанн рассказывает как о путешествии в некое вечное измерение, в пространство и время, где мир небесный и земной сливаются воедино и воссоединяются с Богом. Сериал же играет роль путеводителя, объясняющего детали и слагаемые этого путешествия.

Епископ Нишский Иоанн (Пурич). Фото с сайта blagopskov.ru

Сквозь пространство и время

Используя различные художественные средства, авторы фильма стремятся донести до зрителя основные идеи, касающиеся смысла литургии.

К Евхаристии христианина приводит убеждение, что ему абсолютно необходимо лично участвовать в самопожертвовании Христа

Литургия восстанавливает прерванное единство человека с Богом в вечности. Во время Евхаристии Христос присутствует среди нас, а силы небесные с нами (людьми) Ему невидимо служат. Церковь земная и Церковь небесная мистически объединяются.

Фильм разъясняет этапы вхождения верующих в Царство Божие во время литургии. Он напоминает, что христиане — странники, которые живут на земле, но их настоящая родина – небо. И литургия — это таинство, во время которого, говоря словами о. Александра Шмемана, верующие оказываются «вне времени и мира, в непостижимом присутствии Бога». Единственная цель литургии — объединение всех и вся в любви Божией.

Что значит – участвовать в литургии?

Участвуя в литургии, христиане могут стать причастными к великой жертве Христа. «К Евхаристии христианина приводит убеждение, что ему абсолютно необходимо лично участвовать в самопожертвовании Христа, – поясняется в фильме. – И эта необходимость сильнее инстинкта самосохранения».

Участвовать в жертве Христовой – значит стараться делать так, как заповедал Он: прощать друзей и врагов в меру сил своих, честно оценивать себя, не преувеличивая свои заслуги, жалеть людей, а не осуждать их, стараться делать для них что-то доброе – словом, делом, взглядом, терпением – как получится.

Если человек к этому не готов, то литургия теряет для него свой сокровенный смысл. Ведь участвуя в Евхаристии, верующие приносят Богу самих себя, принимая в ответ Его Тело и Кровь. Для этого требуется преодолеть собственные слабости, очистить душу и тело. Однако, если душа стремится к Господу, то сами прилагаемые усилия, как писал святой Григорий Нисский, укрепляют ее и помогают достичь цели, – отмечают авторы фильма.

Новая пища для новой жизни

Каждая литургия является воспоминанием о жизни Христа.

Причастие — это кульминация литургии. Таинство Причащения установлено самим Христом на Тайной вечере. Подобно тому, как обычная еда превращается в человеке в тело и кровь, питая и поддерживая его жизнь, Тело и Кровь Христа являются пищей для новой жизни, жизни духа.

Тайная вечеря, фреска; 14 век, Сербия, монастырь Грачаница. Изображение с сайта ruicon.ru

«Питаясь мертвыми животными и растениями, мы питаемся смертью. Христос предложил людям свое живое Тело, вводя людей в свое вечное Царство», – напоминают авторы фильма. С этим связан обычай приносить к литургии вино, масло, муку для просфор, – то есть часть нашей еды и питья, от которых зависит наша физическая жизнь. Но взамен мы получаем от Господа небесную пищу и питье.

Подготовка к литургии

Безусловно, к литургии надо готовиться. «Надо вести себя так, чтобы Бог мог обитать в нас, чтобы мы могли быть Его храмом», – подчеркивается в фильме. Как готовиться – Христос рассказал в своей Нагорной проповеди в Евангелии. В  третьей серии «Литургии» разъясняется значение таких выражений Нагорной проповеди, как «нищие духом», «чистые сердцем» и т. д. Например, нищий духом — это тот, кто ясно осознает, что духовные достижения человека – не его заслуга, а дар от Бога.

Подобно тому, как обычная еда превращается в человеке в тело и кровь, питая и поддерживая его жизнь, Тело и Кровь Христа являются пищей для новой жизни, жизни духа

Однако, несмотря на то, что только Господь может сделать человека достойным причастия, каждый верующий должен искренне испытать свою совесть и покаяться в грехах, – напоминают авторы фильма.

Божественная Литургия, ангелы; фрагмент фрески 16 века , Афон, монастырь Дионисиат. Изображение с сайта ruicon.ru

Символика невидимой реальности

Пытаясь передать глубокое значение литургии, авторы фильма используют яркие образы, например, храма-корабля, в котором верующие спасаются от зла и смерти.  Наверное, иначе и невозможно было бы донести до зрителя все смыслы богослужения.

Цитаты из произведений отцов Церкви  (Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина) и других православных мыслителей помогают объяснить детали, из которых на протяжении веков был построен «корабль» литургии.

В фильме подробно рассказывается о значении предметов церковного убранства, облачения священнослужителей, света в храме. Поясняется и смысл и происхождение отдельных восклицаний в ходе богослужения. Зритель узнает о том, когда возникли и что означают такие привычные слова, как «аминь», «Господи помилуй», «благословенно Царство» и т.п.

Фото: Ирина Сечина

Авторы фильма говорят о смысле чтения Апостола и Евангелия во время литургии, подготавливающего верующих к таинству. И о молитвах ектений, выражающих единство верующих и их заботу друг о друге. «Важно понять, что в храм приходят не ради индивидуальной, личной молитвы, а для того, чтобы приобщиться к молитве самого Христа», – отмечается в фильме.

«Символика Церкви — это символика присутствия невидимой и нематериальной реальности в видимом и материальном», – говорится в фильме. Любое действие литургии – это преображенное обыденное действие, символически раскрывающее черты  другой реальности. Например, целование священнослужителей в алтаре перед Евхаристическим каноном выражает необходимость примирения христиан перед причастием.

Разъясняются и другие литургические действия. Так, каждение священнослужителя означает принятие верующих и их молитв  Господом. А когда во время Малого входа с Евангелием священник через Царские врата входит в алтарь, он ведет народ из земного мира в измерение Царства Божия, – говорится в фильме.

Литургия не заканчивается с богослужением

Съемки «Литургии» происходили в монастыре Острог Сербской Православной Церкви, расположенном в Черногории, и в храме Саввы Сербского в Белграде. Однако атмосфера в столичном храме и в монастыре, высеченном в скале, одинаково торжественна, а лица верующих одинаково одухотворены.

Монастыре Острог, Черногория. Изображение с сайта homutovo.ru
Храм Саввы Сербского в Белграде

Авторы фильма стремятся показать, что и временных границ между участниками богослужения разных эпох не существует. Ощущение вечности достигается за счет необычного спецэффекта, когда лица христиан, находящихся в храме, трансформируются в лики на древних фресках. А потрескавшиеся образы на стенах и старинных иконах оживают на наших глазах, и участники литургии, отслуженной много веков назад, оказываются среди нас.

Фрагменты фильма, позволяющие наблюдать за работой иконописцев, представляются еще одной метафорой. Подобно тому, как отдельные штрихи, оставляемые на поверхности доски, помогают проявиться лику, так же в ходе литургии отдельные символические действия воссоздают Царство Небесное, существовавшее всегда.

Но, несмотря на свой вневременной характер, литургия не оставалась неизменной на протяжении истории. Фильм рассказывает, какие изменения вносились в порядок богослужения, и с какими историческими реалиями это было связано.

Авторы говорят и о первохристианских временах, и о тех людях, которые ходили на литургию во времена гонений на христиан. Они были очень похожи на нас, с такими же заботами: мелкий торговец времен Римской империи мало чем отличался от продавца одной из торговых сетей в наши дни. Однако христианское богослужение тогда считалось преступлением, и участие в нем могло повлечь за собой смерть. Но даже в таких условиях верующие стремились регулярно причащаться.

Одна из главных идей авторов фильма в том, что сверхъестественная реальность Евхаристии не заканчивается с богослужением. И вне храма христианин помнит, что он тот, к кому пришел Христос. А значит – литургия может стать постоянным вхождением в радость, нужно лишь постараться, чтобы мирская суета эту радость не заглушила.

Фильм «Литургия»

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться