Против обычного течения дел: корабль-церковь плывет по Оби

Миссия корабля «Святой апостол Андрей Первозванный»: помощь в отдаленных уголках России

«Святой корабль» – так называют сибиряки огромное судно, раз в год швартующееся у берегов Оби. «Святой апостол Андрей Первозванный» каждый август на протяжении вот уже 20 лет отправляется в православно-медицинскую экспедицию вверх и вниз по течению реки.

Тридцать человек на борту – члены экипажа, бессменный руководитель миссии протоирей Константин из храма Александра Невского, певчие, медицинские работники, повара.

Их цель – помочь людям в заброшенных деревнях, вдалеке от Большой земли. Первые годы в плавание отправлялись только священники: проповедовали, крестили, исповедовали. Они привозили с собой актеров, хотели подарить людям праздник.

Но скоро стало ясно, что в большей степени живущие отдаленных частях России мужчины, женщины, старики и дети нуждаются в медицинской помощи. Так родилась идея привлечь к проекту медработников. Теперь в составе команды есть офтальмолог (у него больше всего пациентов), врач УЗИ, терапевт, педиатр, хирург, отоларинголог и кардиолог.

«Общий диагноз – запущенность», – резюмируют доктора. В деревнях врачей не хватает, в районные центры многие жители не могут доехать физически, а те, кто доезжают, часто возвращаются ни с чем. Многие уже давно перестали заниматься своим здоровьем. Теперь их надежды возложены на визиты миссии с Большой земли.

Волонтеры «Святого апостола Андрея Первозванного» трудятся 17 дней. Их работа выглядит так: корабль приплывает в какой-то район (каждый год выбирается одно направление: либо вверх, либо вниз по реке), швартуется, священник и врачи просыпаются к 7 утра, молятся, завтракают и к восьми садятся в специально организованный автобус.

Уазик везет врачей и священников туда, где их уже ждут. План маршрута составляется заранее, но удаленность деревень не превышает 100 километров от места швартовки корабля. В селах начинается прием пациентов и верующих.

Кто-то исповедуется, кто-то просит освятить дом, проведать больного или покрестить ребенка. Врачи в это время осматривают тех, кто нуждается в медицинской помощи. Мест для массовых сборищ в селах, как правило нет, и встречи проходят в школах, зданиях администрации или на улице. За годы работы врачи приняли более 80 тысяч человек, крестились больше 16 тысяч.

Фотограф Андрей Шапран, уже много лет работающий с миссией, замечает, что, казалось бы, людей в селе больше не становится, но каждый год появляются новые желающие обратиться в православие. «За время нашей работы выросли те, кого крестили еще в первых поездках, и вот эти повзрослевшие люди приводят уже своих детей», – объясняет о. Константин.

Село Советское: 38 учеников, школе полсотни лет. В прежние времена учились 240 человек. Школа не изменилась. Уходящее село. Врачи, священники–миссионеры в эти места не заезжают: дороги часто размыты, добраться трудно. На крещение пришли почти полсотни человек. Серьезные, почти взрослые лица. Потомки некогда репрессированных немцев. Крестили прямо в здании школы, на крыше которой красовался российский флаг и лаконичная надпись – «школа». (Из путевых заметок Андрея Шапрана)

На фотографиях Андрея Шапрана кадры из жизни миссии. Вот отец Константин вышел размяться с молодежью и подтягивается на турникете, вот пожилая женщина с аккуратно уложенными волосами синими, глубокими глазами смотрит на священника, а вот маленькая девочка щурит глаз на приеме у офтальмолога…

«Я стараюсь показать тот мир, который в силу определенных причин, оказывается в стороне. Мне он лично очень интересен, поскольку и время, и те ситуации, в которые мы попадаем, при других условиях не срежессировать, не повторить. Есть в таких поездках ощущение времени, очень непростого, с одной стороны. А с другой – люди в селах очень открытые, настоящие», – делится впечатлениями фотограф.

Отец Константин отмечает, что сколько еще будет востребована миссия, никто не знает. Но если со строительством храмов в отдаленных частях России дела еще как-то продвигаются, с квалифицированной медицинской помощью все намного хуже: никто не хочет ехать работать в глушь. А значит, помощь будет нужна снова и снова.

«Простой врач в стационаре принимает 20-30 человек за один прием, – говорит отец Константин, – а верующий врач в состоянии принять 60-80 человек, находясь на борту нашего корабля. Смысл корабля – церкви именно в этом».

Фото: Андрей Шапран

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?