«Это не сон». Зачем моногороду современное искусство

Что меняется в жизни маленького города, когда в него приходит искусство? Фестиваль городской культуры «Арт-овраг» в Выксе встретили в штыки, но спустя почти десять лет все изменилось

Граффити «Хороший урожай», Слава ПТРК, 2016. Адрес: микрорайон Центральный д. 20. Фото: Алексей Народицкий

«Черный вечер, белый снег»

Выкса – маленький городок в Нижегородской области. Здесь живет 60 тысяч человек. Каждый пятый из них работает на Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ).

«Мое главное воспоминание из детства – неприятный горько-вяжущий запах черняшки (полуфабрикат героина – прим. ред.). Мы здесь катались на каруселях, и везде был этот запах. Нам говорили, что это наркоманы, но мы не понимали этого слова», – Таня Остроглазова, молодая девушка с дредами, стоит посреди родного двора в микрорайоне Юбилейный и рассказывает о своем детстве.

Восемь-десять лет назад в Выксу наконец начали вкладывать деньги – в том числе, и ВМЗ через совместные инвестиционные проекты. В 2011 году благотворительный фонд «ОМК-Участие» и Объединенная металлургическая компания (один из учредителей ВМЗ) решили организовать в Выксе фестиваль городской культуры «Арт-Овраг».

Он задумывался как способ отвлечь молодежь от разных вредных привычек, например, наркомании – большой проблемы маленьких городов, где почти нет осмысленных интересных занятий для подростков.

Это не сон

Интерактивная инсталляция «Игровая площадка», бюро «Селигер», 2015. Адрес: Центральный парк. Фото: Алексей Народицкий

Первые несколько лет «Арт-Овраг» шел в Выксе туго. «Я экскурсии водила и по фестивалю, и по росписям первым, – все воспринималось в штыки», – говорит экскурсовод Наталья Голубева.

Объекты, которые не нравились местным, просто исчезали. Например, была сожжена башня из деревянных блоков Big Gini – работа американца Джона Пауэрса.

В 2018 году в «Посадке», которая тогда выглядела далеко не так образцово-показательно, появилась работа екатеринбургского художника Тимы Ради. Согласно ТЗ, Радя должен был «пролить свет на гиблое место» – и он подвесил среди сосен светящиеся буквы «Это не сон». Инсталляцию подключили к городскому освещению.

И сразу же появился проект реконструкции парка. Через год он преобразился: тропинки между деревьев заменили асфальтированными дорожками, построили горки для самокатчиков и сделали ночное освещение.

«Когда городом долго не занимаются, когда он весь валится, нет воды, газа и всего остального, никто никакой фестиваль воспринимать не будет. Народ считает: вы тратите безумные деньги на современное искусство, а у нас тут дорога не сделана, – говорит Елена Васина, начальник управления культуры, туризма и молодежной политики администрации Выксы. – Нужно благоустраивать город, чтобы жители, получая комфортные условия жизни, с пониманием относились и к искусству».

Из груды мусора — свет, ДК, церковь

Арт-двор в микрорайоне Гоголя, бюро Мегабудка, Бюро архитектурных находок, 2015. Адрес: между домами микрорайон Гоголя д. 27 и 26. Фото: Алексей Народицкий

— Если в начале на мастер-классы художников ходило по 2-3 человека, то сейчас уже не меньше 20, – рассказывает Таня Остроглазова. Таня – локальный пиар-менеджер «Арт-Оврага».

Она пришла на эту работу три года назад с позиции администратора магазина «Твое». Кураторам фестиваля был нужен свой человек в Выксе, которому нравится «Арт-Овраг» и который смог бы найти таких же вовлеченных людей и привить им любовь к современному искусству. Таня смогла: теперь у фестиваля есть целый пул энергичных помощников школьного и студенческого возраста.

Самой популярной выставкой, по словам Тани, был «Метрополис. Выкса» уральца Владимира Селезнева. Горожане приносили ему свой мусор. И из него художник вместе с выксунцами месяц делал инсталляцию, раскрашивая его красками, которые светятся в темноте.

— На открытии люди заходили в музей, видели груду мусора, не понимали, что это, — говорит Таня. — И вдруг выключался свет и появлялся город – наш город. Все узнаваемо – вот ДК, а вот церковь. На эту выставку пришло уже около 150 человек, потому что люди сами принимали активное участие. И результат всем понравился.

А двор детства Тани благодаря фестивалю стал Арт-двором: там появились веранда, качели, горка – функциональные и при этом немного похожие на арт-объекты. Впрочем, как выясняется, этим довольны не все жители: когда дети уходят с веранды, там появляются взрослые – и не всегда они ведут себя тихо и благопристойно.

Каждые три года у фестиваля должны меняться кураторы. Первым стал Константин Гроусс, потом пришел художник Олег Шапиро. При нем в городе начали появляться муралы (крупное изображение на стене здания). Затем эстафетная палочка перешла к Юлии Бычковой и Антону Кочуркину из Проектной группы «Восемь линий». Они распределили нагрузку с трех дней на весь год – сделали образовательную программу, запустили Арт-резиденцию для художников, которая постепенно вызвала интерес и у местных жителей.

Не уничтожать друг друга, а сотрудничать

Панно «Природа», Константин Данилов ZMOGK, 2016. Адрес: микрорайон Центральный д. 3. Фото: Алексей Народицкий

В стене дома, на которой нарисован абстрактный мурал Константина Zmogk Данилова «Природа», есть маленькая дверь. За ней маляр Елена хранит свои ведра. «Природой» – как и в целом городскими муралами – она довольна: «Симпатичнее, чем просто был бы голый фасад». Скульптуры в парке нравятся ей меньше – слишком загадочные. У нее даже есть смелое предположение, до которого сами кураторы вряд ли бы додумались: что ключ к пониманию – те самые вредные привычки, от которых должен отучать фестиваль.

Впрочем, есть и исключения – единорог венгерского художника Габора Миклоша Сёке. Изначально Сёке собирался делать пуму, но почти через месяц переключился на единорога — с герба Выксы.  Чтобы успеть к началу фестиваля, ему пришлось работать чуть ли не круглосуточно. Зато теперь все обожают его работу.

Заслужить любовь выксунцев, вообще-то говоря, непросто. На это нужно время – много времени. «Мировоззрение жителей меняется постепенно. Последние три года я вижу вовлечение жителей Выксы в процесс. Они участвуют во всех мероприятиях «Арт-Оврага». Произошло слияние», – говорит Наталья Голубева.

Решиться идти

Эрик Булатов на фоне фрески «Стой – иди». Фото: Д. Чунтул и Н. Польская. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля «Арт-Овраг»

Этим летом фестиваль должен был пройти в десятый раз – но помешала пандемия. Однако мурал по эскизу художника-концептуалиста Эрика Булатова организаторы фестиваля решили делать все равно – он был призом соревнования между цехами на Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ).

Под оглушительные звуки «Машинной рапсодии», исполнявшейся на трубе самого крупного диаметра, в расходящихся вспышках света перед журналистами предстал новый мурал Индустриального стрит-арт парка. Шесть художников перенесли на стену трубоэлектросварочного цеха многократно увеличенные картины Эрика Булатова – «Стой – иди» и «Амбар в Нормандии», нарисованный дважды, ночью и днем.

«Много было к нам запросов по поводу того, как мы понимаем смысл этой работы, – говорит 20-летняя Дарья Пухова, которая работает в этом цеху дефектоскопистом рентгено-гаммаграфирования. – Спрашивали старшие мастера, начальники цехов, начальники дивизионов. – Лично моя версия такая. Первая ассоциация – «стой». Затем такая же большая ассоциация – «иди». А в середине маленькое «иди» – наверное, это вывод. Человек принимает решение идти – неважно, куда».

Индустриальный стрит-арт парк Выксунского металлургического завода – проект по развитию промышленных пространств через искусство. Он рассчитан на 10 лет. Куратор – Ольга Погасова. Каждый год на заводе будет появляться новая роспись, на тему направления в современном искусстве. Мурал Эрика Булатова – второй по счету. В 2019 году на стене одного из цехов «ВМЗ-Техно» появилась роспись Алексея Луки. Кроме того, на территории ВМЗ есть еще самая большая настенная роспись в мире – рисунок площадью 10 тысяч кв.м., его создал в 2017 году в рамках «Арт-Оврага» Миша Most.

Стену готовили почти год. «Она была в жутком состоянии, неровная, с металлическими заплатками. Мы долго выбирали, чем облицовывать, и остановились на профнастиле, – рассказывает куратор Индустриального стрит-арт парка Ольга Погасова. – У нас была презентация с фотографиями этого профнастила в разное время суток. Примерно как у Моне с Руанским собором».

Слева — Федор Павлов-Андреевич, Ирина Седых, Эрик Булатов на открытии фрески. Справа — картина «Черный вечер, белый снег». Фото: Д. Чунтул и Н. Польская. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля «Арт-Овраг»

Во время создания самого мурала непредвиденных сложностей тоже хватало. Сначала в палитре аэрозолей Montana (обычно ими бомбят заборы) не оказалось сложных оттенков с картины Булатова, и приходилось добиваться некоторых цветов путем многократного перекрытия. Потом вмешалась погода: краска набирала влагу из воздуха и уползала на асфальт, не успевая закрепиться на стене. Но через двадцать дней мурал все же был готов – и открыт к новым интерпретациям.

Ольга Погасова, готовясь к нанесению мурала, безвылазно провела на ВМЗ несколько месяцев. Познакомилась с рабочими. И получила от одного из них письмо.

«Разрешите поблагодарить Вас за Ваш вклад в историю города, предприятия и искусства в целом. Надеюсь, что Вам нравится Ваша работа. Это же правда? Говорят, что не очень-то хорошо, когда любимое занятие становится работой. Думаю, что это индивидуально, и бывают времена, когда и любимая работа … не приносит должного удовлетворения. Люди часто бывают капризными, а людям искусства требуется очень много удачно складывающихся факторов, дабы замысел воплотить в жизнь».

«Я каждый раз в ней вижу новые истории, лица»

Граффити «Хороший урожай», Слава ПТРК, 2016. Адрес: микрорайон Центральный д. 20. Фото: Алексей Народицкий

Стена дома номер 20 в Центральном микрорайоне Выксы целиком желтая, и посредине этой бескрайней желтизны срезает косой колоски мужчина в шляпе. Это мурал художника Славы ПТРК «Урожай».

Мимо него каждый день гуляет Анастасия Ивановна со своим лабрадором. От «Урожая» она не в восторге. Но когда по осени начал краснеть клен, растущий у стены, «Урожай» обрел недостающую ему в другие времена года гармоничность.

Гораздо больше Анастасии Ивановне нравится абстрактный мурал «Природа» на доме номер 3 по улице Ленина. «Я каждый раз в ней вижу новые истории, лица, настолько она мне приятна. Под настроение можно увидеть все, что угодно. Но красивую девушку я там вижу каждый раз».

Анастасия Ивановна приехала в Выксу из Свердловска в 1982 году. «Год точно белугой выла, — говорит она. — Особенно выходные для меня были наказанием. Город вымирал, все на дачах. Тишина невозможная. Я выйду, помню, на балкон – и плачу: Господи, куда я попала. Мы даже ездили одним днем в Москву – чтобы жизнь почувствовать, народ посмотреть. Потолкаться».

Нынешняя Выкса нравится ей гораздо больше: в городском парке культуры и отдыха изобилие цветов и плавают по озеру лебеди, а в парке «Посадка», сияющем по ночам яркими огнями, гуляют бабульки из микрорайона. За это стоит сказать спасибо «Арт-Оврагу».

Туристы через Airbnb

Круглый стол с Эриком Булатовым. Фото: Д. Чунтул и Н. Польская. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля «Арт-Овраг»

Воплощение замыслов – то, что ждет Выксу в новую трехлетку, на этот раз под руководством Федора Павлова-Андреевича. Планов много. Мария Степанова, автор книги «Памяти памяти», работает над программой по архивации местной памяти. Певица Тина Кузнецова будет собирать песни по деревням. Жители отремонтируют комнаты в своих квартирах и начнут сдавать их туристам через Airbnb.

Жером Бель поставит в Выксе танцевальный спектакль Gala с жителями выксунского дома-интерната для престарелых и инвалидов. А на центральной площади появится пьедестал для работ художников из Арт-резиденции, созданных в коллаборации с местными кузнецами или плотниками. Через месяц-два они будут переезжать в парк. «Фестиваль должны делать сами люди», – считает Павлов-Андреевич.

… В последний день «Сезона Эрика Булатова в Выксе» в пространстве Ex-Libris проходил паблик-ток с участием самого художника и тех, на кого он повлиял.

«Амбар в Нормандии – это один амбар днем и ночью. «Стой – иди» – это статика с динамикой, прямо противоположные состояния, как бы отрицающие друг друга. И тем не менее, именно вместе они образуют то пространство, которое между ними возникает. Если не уничтожают друг друга, а сотрудничают. Полный образ этого пространства возникает при соединении противоположностей», – говорил Эрик Булатов о своей работе.

И о современном искусстве в Выксе в целом.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.