Супер-Заяц, супер-Волк, супер-Ежик и другие мультгерои СССР попали на выставку

Как создавался туман для Ежика, почему Чебурашка – любимый герой японцев, как Анатолий Папанов чуть не утонул в ведре, озвучивая Волка, – расскажут на выставке мультиков советской поры на ВДНХ

«Варежка» (1967). Фильм Романа Качанова про девочку, мечтавшую о собаке

Открывая выставку «Нереальные герои. Художники и персонажи «Союзмультфильма»», министр культуры РФ Владимир Мединский сказал, что его любимый герой – это волк из «Ну, погоди!». Министру он приглянулся за «обаяние, энергичность и решительность».

А мне, наоборот, всегда нравился заяц из мультфильма по сценарию Владимира Сутеева «Мешок яблок». Что удивительно – за схожие качества, плюс великодушие и умение добывать пропитание детям, несмотря на то, что тебе трудно и страшно.

Наверно, у каждого есть любимый герой «советских мультиков», созданных легендарной анимационной студией – «Союзмультфильмом». В годы, когда художник работал под идеологический заказ, мультфильмы оставались островом свободы с возможностью говорить о разумном, добром, вечном.

Несмотря на то, что большинство фильмов студии созданы в 60-е – 80-е годы прошлого века, они популярны до сих пор. В рейтинге 250-ти лучших фильмов всех времен сайта Кинопоиск, вместе с новинками и классикой американской студии Дисней названы, например, фильм студии «Смех и горе у Бела моря» (1988) Сборник состоит из новелл по произведениям Бориса Шергина и Степана Писахова «Вечны льдины», «Про медведя», «Морожены песни», «Волшебное кольцо», «Перепелиха», «Апельсин» и «Поморская быль».

«Ваня, откель у тебя это богатство?» Кадр из новеллы «Волшебное кольцо», входящей в сборник «Смех и горе у Бела моря» (1988)

А волк из фильма «Жил-был пес» (1982) Эдуарда Назарова смотрит с заднего стекла каждого второго автомобиля с подписью: «Ты извини, если что…»

Вот об этих старых и новых героях, о тайнах и феноменах советских мультфильмов, о секретах их создания и рассказывает экспозиция.

«Топтыжка» (1964 г.). Детская сказка о дружбе маленького медвежонка с зайчишкой – вторая режиссерская работа легенды российской мультипликации Федора Хитрука. Художественное решение мультфильма, сильно изменившее представление об эстетике мультипликации, принадлежит выдающемуся художнику Сергею Акимову
Эскиз к фильму «Конек-Горбунок». Полнометражная экранизация сказки Петра Ершова, снятая в 1947 году Иваном Ивановым-Вано, на долгие годы стала для советских-мультипликаторов образцом подхода к национальному фольклору. Картина имела огромный успех и в СССР, и за рубежом, была премирована на международных кинофестивалях и признана этапной для рисованного кино. Иван Иванов-Вано: «Нам пришлось сделать большое количество рисунков в карандаше и красках, пока мы не нашли внешнего облика своих героев и ту сказочную обстановку, ту среду, в которой им придется действовать» (Из книги Ивана Иванова-Вано «Кадр за кадром», М.1980)

А вот новинка студии – готовящаяся к прокату кукольная серия «Гофманиада». На выставке представлен макет мансарды, в которой беседуют герои знаменитого сказочника

Персонажи из нового кукольного мультфильма «Кролик с капустного огорода» (2006 г.)
«Антошка». Леонид Косырев: «Фильму скоро будет полвека, а зрители его помнят и смотрят до сих пор. Мир Антошки получил продолжение в сюжетах про двух веселых гусей и рыжего-рыжего-конопатого. В них я одновременно выступал в качестве режиссера, художника-постановщика и мультипликатора. И это был очень интересный опыт». (Из интервью)
«Винни-Пух и все-все-все». Эскиз фона. Советский вариант кинообраза легендарного медвежонка из сказки Алана Милна придумали сразу два знаменитых художника – Эдуард Назаров и Владимир Зуйков. Серию фильмов про компанию непутевых, но забавных друзей снял с 1969 по 1972 годы режиссер мультипликационного кино Федор Хитрук.
Рабочие материалы мультипликатора. Эдуард Назаров: «На Винни-Пухе» Федор Савельевич Хитрук ругался и только что не дрался. Поначалу Володя Зуйков принес совершенно невообразимого персонажа. Это был не медвежонок, а взбесившийся одуванчик, существо неопределенной формы: шерстяное, колючее, будто сделанное из старой швабры, потерявшее форму. Уши – как будто кто-то жевал, но не успел отъесть одно из них. Нос где-то на щеке, разные глаза, да и вообще все у него врастопырку. Но в этом что-то было!» Из книги «Сотворение фильма или несколько интервью по служебным вопросам» (сост. Н.Венжер, 1990)
Родительский интерес к выставке не меньше, чем у детей – ведь это поколение выросло на советских мультиках
«Ну погоди!»(1969-1986 гг.). На фото – кадр из фильма. Волк и зверята нарисованы на целлулоиде, а фон – отдельно на бумаге. Режиссер Вячеслав Котеночкин: «Немного о том, как работал Анатолий Папанов. В первой серии Волк тонет, захлебывается, пускает пузыри. Для Папанова приготовили воду в стакане. Вполне достаточно, чтобы побулькать. Но он сказал, что все надо делать с максимальной достоверностью. Здесь нужно ведро. Принесли Анатолию Дмитриевичу полное ведро. Он так увлекся, что и воды нахлебался, и вымок с головы до ног. Но был очень доволен». Из книги «Сотворение фильма или несколько интервью по служебным вопросам» (сост.Н.Венжер, 1990).
Макет квартиры крокодила Гены. Серия кукольных фильмов о неизвестном науке звере и его друзьях. Режиссером всех четырех картин о Чебурашке стал блестящий знаток секретов кукольной анимации Роман Качанов, а визуальные образы всех героев были придуманы и нарисованы народным художником РФ Леонидом Шварцманом. Герои Шварцмана пользуются большой популярностью в Японии, а по мотивам приключений Чебурашки и Гены японцы сняли сериал

Всего на выставке представлено около 250 кукол студии и более 500 графических работ из архива Государственного центрального музея кино. Еще один экспонат выставки по-своему уникален. Это три «аквариума», предоставленные Юрием Норштейном.

Ныне признанный «лучшим мультфильм всех времен и народов» «Ежик в тумане» появился на экранах в 1975 году. В нем режиссер Юрий Норштейн и художник-постановщик Франческа Ярбусова создали небывалое прежде в мультипликационном пространстве соединение плоского целлулоидного героя с бесконечной глубиной «туманной среды». Использовалось несколько слоев прозрачного стекла, и герой может находиться на разных слоях, тем самым ему добавляется объем. И это задолго до современных 3D технологий. Фото РИА Новости/ Евгений Биятов

Весь визуальный мир фильма «Варежка», вышедший на экраны в 1967 году, был разработан художником и большим любителем животных Леонидом Шварцманом
«Каникулы Бонифация». Экранизация сказки Милоша Мацоурека, снятая в 1965 году, стала для режиссера Федора Хитрука, по его собственному признанию, самой автобиографической картиной
«Карлсон». Эскиз к серии, где изображены жулики Филле и Рулле. Эта дилогия, снятая в 1968 году, почти сразу разошлась по цитатам. Образ самого умного, красивого, в меру упитанного мужчины в полном расцвете сил придуман художниками Анатолием Савченко и Юрием Бутыриным. Режиссер Борис Степанцев: «Снять Фаину Раневскую было моей давней мечтой». На первую же фразу, раскрывающую смысл моей просьбы, Фаина Георгиевна сказала: «Да?! А меня один из ваших уже просил сыграть у него корову…» Из книги «Сотворение фильма или несколько интервью по служебным вопросам» (сост.Н.Венжер, 1990)
«38 попугаев» (1976)  Режиссер Иван Уфимцев, сценарий Григория Остера
Сериал «Простоквашино» (1978-1984 годы). Режиссер Владимир Попов: «У нас все начинается с озвучивания. Актер голосом, интонациями задает определенный ритм художникам-мультипликаторам. Незнакомому с мультипликацией человеку покажется диким, что взрослые люди перед зеркалом строят гримасы, маршируют и прихрамывают, кокетничают и воинственно размахивают руками. Но это обычное дело, художники входят в роль для того, чтобы движения и мимика персонажей, которых им предстоит нарисовать, совпадали с интонацией актеров. Говоря о коте Матросике, вспоминаем Олега Табакова. Такое проникновение в образ удавалось только Анатолию Папанову – волку, и Евгению Леонову –  Винни Пуху. Как-то, приступая уже к третьей серии – «Зима в Простоквашино», я позвонил Олегу Табакову, чтобы вызвать его на озвучивание. К телефону подошла жена и сразу начала меня ругать: «Опять терпеть этого Мароскина чуть не месяц! Ведь Олег теперь целый месяц будет ходить, как Матроскин»
На выставке можно не только увидеть рисунки, куклы, но и узнать о некоторых секретах создания любимых мультиков
Станок мультипликатора, на котором «оживляли» геров в докомпьтерную эру. Любой желающий может попробовать себя

Выставка «Нереальные герои. Художники и персонажи «Союзмультфильма»» ждет людей любых возрастов (от детсадовского до пенсионного) до 28 февраля во 2 павильоне ВДНХ.

Фото диакона Андрея Радкевича и РИА Новости. В тексте использованы материалы выставки.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?