Помочь многодетным

Церковь – это люди, которые пришли ко Христу, услышав призыв «Возлюби ближнего как самого себя». И многие из них готовы помогать другим

Церковь – это люди, которые пришли ко Христу, услышав призыв «Возлюби ближнего как самого себя». И многие из них готовы помогать другим.

Церковь – не собес
В современном обществе деление на многодетные/малодетные семьи очень показательно. Потому что эти понятия порой оказываются противопоставленными и нередко с каким-нибудь знаком. Раньше семьи не делили по признаку детности. Они чаще всего были просто большими, и это считалось нормой. Нужна ли была такой семье помощь, чтобы выжить? Конечно, да. Но это не оговаривалось специально, об этом не просили, это подразумевалось, потому что взаимовыручка была единственном способом выжить. Сейчас у нас все нарушено – у многодетных родителей часто нет собственного детского опыта большой семьи, бабушки не знают, как приступиться к 5-6 внукам, добровольцы падают в обморок от кастрюли супа объемом 10 литров, а няни просто не идут на работу в такую семью ни за какие деньги. Некоторые родители ощущают себя как будто брошенными в огромный водоворот, выбраться из которого без посторонней помощи почти невозможно. Может ли Церковь в этой ситуации помочь таким семьям?

С одной стороны, многие проблемы могли бы быть решены с помощью денег – няни могут приходить не к 5 детям, а к каждому ребенку, суп готовит домработница, стихи вместо бабушки учит со школьниками гувернер. Решена жилищная проблема, проблема летнего отдыха и т.д. С другой стороны, Церковь – не учреждение, одалживающее или дарящее деньги, льготы и путевки. Это – не собес, не ЦСО, не РУСЗ.

Но Церковь – это люди, которые пришли ко Христу, услышав призыв «Возлюби ближнего как самого себя». И многие из них готовы помогать другим.


Няни могут приходить не к 5 детям, а к каждому ребенку

Обозначим проблемы
Использовать этот огромный человеческий ресурс для помощи большим семьям, можно лишь предварительно обозначив их проблемы. Это попытались сделать собравшиеся на круглом столе, инициированном Синодальным Отделом по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ МП и прошедшем 3 февраля. Он так и назывался: «Помощь Церкви многодетным семьям».

Проблемы, которые были обозначены участниками круглого стола (а большинство из них знали о сложностях больших семей не понаслышке, так как сами являются многодетными родителями) сводились к следующим:

1. Отсутствие информации.
2. Жилищные проблемы.
3. Отсутствие помощников по хозяйству/нянь.
4. Отсутствие психологической помощи и поддержки многодетных родителей.
5. Отсутствие лоббизма важных для больших семей законов.

А теперь подробнее о каждой из обозначенных проблем.

Знать больше
Сервисом для многодетных родителей должно быть РУСЗ (собес), там по идее следует искать всю информацию. Но этот сервис, по свидетельству участников мероприятия, не работает. Так, мама 6 детей, Ирина Басилова говорила о том, что «информацию можно найти, если знаешь, что тебе что-то положено». Например, дети из многодетных семей имеют право бесплатно заниматься в спортивных школах, но об этом никто не знает – ни в школах, ни в семьях.

То есть, для начала надо создавать ресурс, например, веб-сайт, где многодетные семьи смогут получать информацию о том, что им положено от государства. С региональными закладками, чтобы каждая область могла туда включать информацию, касающуюся именно жителей своего региона – какие-то «местные льготы». Такой ресурс можно делать на уровне епархии.

Квартирный вопрос
Наиболее остро для многодетных семей стоит проблема жилья. И здесь опять же не хватает и информационной помощи, и юридической. Чтобы встать на очередь надо не просто собрать документы, подтверждающие, что тебе не хватает квадратных метров, надо доказать, что ты малоимущий. Это огромный пакет документов, которые невозможно собрать многодетным родителям, если учесть, что мама сидит с детьми, а папа с утра до вечера работает. Нужны юристы, которые бы занимались только жилищными вопросами и помогали в сборе документов.

Дмитрий Петров, арт-директор журнала «Нескучный сад», многодетный отец: «Основная установка государства – не давать квартиры в обжитых районах Москвы, где можно дать детям хорошее образование, их лечить. Установка – максимально расселить граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за пределы Москвы».

Марина Васильева, зам. председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ МП, предложила подумать о создании консультационного юридического центра: очного или дистанционного – через интернет, почту, телефон.

Мэри Поппинс для многодетных
Одним из решений проблемы поиска нянь для многодетных может быть заключение договора с педагогическими вузами о прохождении в больших семьях практики студентами. Они будут мотивированы что-то делать. Это предложение внесла многодетная мама Анна Левдик, сопредседатель межрегиональной общественной организации «Большая семья», председатель Совета многодетных семей СВАО, член Совета Московского общества многодетных семей при департаменте семейной и молодежной политики. В тоже время Анна заметила, что неправильна установка, когда многодетным что-то должны, а они не должны никому ничего. Это развивает иждивенчество:

– Если мы говорим о жизни в приходе, то более правильной будет установка – мне помогают с няней, а я делаю для других то-то и то-то. Это будет христианское отношение, отношение служения другим. Многодетная мама, например, может сварить борщ для бездомных. Варит себе кастрюлю, и отливает в баночку немного супа для бездомных. Конечно, это может быть не суп, а что-то другое, но тут очень важна установка на расширение своей жизни вовне. Это важно для решения еще одной проблемы – психологической.

Психологическая помощь
По мнению участников круглого стола, многодетным родителям надо помогать выходить из депрессивных состояний, и просто няни для этого не достаточно. Нужен священник, который скажет: «Надо помогать друг другу». Кроме того, семьи должны вовлекаться в жизнь прихода. У нас часто отсутствуют некие «клубы по интересам» и психологические проблемы многодетных мам связаны с тем, что им трудно общаться, на это нет времени или сил. Мамам порой нужны не просто няни, а какое-то общество единомышленников.

В качестве одной из форм решения этой проблемы был предложен такой вариант: мамы могут договориться сидеть с детьми по очереди. Составить расписание, когда можно ребенка привести по такому-то адресу и оставить на несколько часов или на день. Или организовать при храме что-то вроде яслей иди детского сада, где мамы сами бы помогали друг другу.

Действительно, такой опыт есть и в Ивановской области, и в Нижнем Новгороде – мамы составляют расписание кто и когда сидит с детьми, а каждая из семей, участвующих в таком проекте, тоже что-то делает в ответ. Главное – не делать многодетную семью «последним звеном» в цепочке оказания помощи.

Раз в месяц в баню
По мнению еще одной участницы круглого стола – многодетной мамы Маркиной Марии, сопредседателя межрегиональной общественной организации «Большая семья», эксперта общественного Совета ЦФО по вопросам семьи – дело, в котором Церковь может помочь многодетным, это лоббизм. С помощью организации массовых петиций можно добиваться принятия или отклонения определенных законопроектов, связанных с социальной помощью. Например, на каждого ребенка из многодетной семьи государство выделяет 500 рублей в месяц на пользование баней. Но кто раз в месяц всей семьей ходит в баню? Получается что эти колоссальные деньги, выделяемые государством, не используются по назначению.

И можно было бы перенести акцент, например, с бани на бассейн или образование. Для этого нужно тщательно изучить эту проблему, провести максимально широкое обсуждение среди больших семей, чтобы выявить те виды помощи, которые реально нужны большинству и вносить предложения по изменению закона.

Например, раньше на многодетных выделялись путевки на отдых, которые до семей, по разным причинам, не доходили. Сейчас приняли закон, по которому, если вы покупаете путевки на отдых самостоятельно, государство будет вам компенсировать до 5 тысяч рублей на каждого ребенка, при этом эти деньги не должны быть более 25% от стоимости путевки.

Глядеть на проблемы сверху
Так как круглый стол был организован Синодальным отделом, то логично было обсуждать не столько приходские возможности, сколько генеральные направления церковно-общественной помощи семьям, в рамках которых каждый приход сам найдет себе адекватную форму участия.

– Если глядеть на проблему «сверху», то заметно, что деление семей на многодетные и малодетные не вполне корректно, вернее было бы говорить о семьях с проблемами и семьях без проблем, – сказал Михаил Агафонов, социальный работник Отдела и многодетный отец. – Проблемы семей бывают внешние (социальные, экономические и т.п.) и внутренние (дисфункция, психология…).

Внешние
Внешние проблемы проистекают из двух источников: недостаточности законодательства и неисполнения существующих законов. Отсюда же идет тревожащая многих репрессивная ориентация формально помогающих органов (опеки и попечительства): они выбирают не между различными способами помочь несправляющимся с бытом и воспитанием родителям (за неимением таковых способов), а между игнорированием проблем семьи и репрессией – изъятием детей, лишением родительских прав.

Церковь в этих условиях могла бы действительно создавать, во-первых, консультационные центры необходимого территориального охвата, где специализированные юристы постоянно мониторили бы региональное законодательство и информировали семьи о существующих для них возможностях, «вели» бы конкретные случаи – помогали составлять прошения и заявления, добивались бы исполнения законов.

Также, обобщая опыт работы «на земле», они могли бы сообщать о существующих недочетах в правовой системе и системе соц. обеспечения, составлять новые редакции законопроектов и подавать их на соответствующий уровень церковной власти для внесения от имени Церкви. Думается, в первую очередь предложения должны как раз касаться переустройства системы опеки и попечительства, расширения ее инструментария и переориентации на многообразие помощи семьям в трудном положении.

Михаил Агафонов поделился с присутствующими знаниями зарубежного опыта в подобных ситуациях – во Франции практически вся подобная работа государством отдана НКО (среди которых много – религиозных), на что выделаются государственные средства.

Для решения бытовых проблем семей, возникающих как от внешних, так и от внутренних причин, целесообразно создавать церковные сервисные службы, отсутствующие или неработающие в системе государственного соцобеспечения. Это может быть институт приходских нянь (вплоть до организации институции, аналогичной сестрам милосердия или католическому ордену Салезианцев Дона Боско), институт наставничества, аналогичный американскому движению Больших братьев и больших сестер, службы помощи кризисной семье, где юридическая и «бумажная» помощь, которую оказывают в консультационных центрах юристы, дополнялась бы собственно социальной работой – от приюта для родителей с детьми до возможности собрать средства на лечение или сделать бесплатный ремонт в доме.

И внутренние
Помощь в преодолении внутренних проблем осложняется тем, что они – внутренние. Не всякий человек готов их вынести на обсуждение, не все их даже и воспринимают как решаемые проблемы. Здесь важно, чтобы духовник, священник, мог бы «узнавать» эти проблемы под масками, например, грехов, которые ему рассказывают на исповеди, отличить грех уныния от болезни депрессии, грех непослушания от девиации, порожденной искажением семейной субординации и т.п.

Некоторые наработки уже имеются, так в УПЦ и БПЦ регулярно проходят тренинги для священников по недопущению семейного насилия. В ряде церковных организаций, специализирующихся на помощи наркоманам и алкоголикам, ведется работа с созависимыми – родственниками больных, оказавшимися в патологических отношениях с ними. Подобные инициативы надо поддерживать. Необходимо расширять сеть психологических консультаций и анонимных телефонов доверия для всей семьи (не исключая и детей и, особенно, подростков) – можно вспомнить, что первый в мире телефон доверия был создан священником.

Интеграция в структуры
В конце встречи участники круглого стола сошлись на том, что желательно напомнить всем чадам Церкви, что в своей жизни, в том числе, и в вопросе выбора работы, они должны руководствоваться не только собственными интересами, но и призванием каждого христианина служить ближним. В обсуждаемом контексте это означает поощрение прихожан к трудоустройству во все государственные структуры помощи детям и семье – от нянечек в детсадах и детдомах до сотрудников органов опеки и попечительства. Широкая инфильтрация подобных структур людьми с православным мировоззрением значительно расширит возможности каждой семьи в России безотносительно к степени ее воцерковленности.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?