Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Победить одной левой: инженер из Норильска изобрел доступный протез

Максим Ляшко выложил разработку своего доступного протеза в открытый доступ в интернет: он считает, что шанс на полноценную жизнь должен быть у каждого. А деньги себе на операцию собирать стесняется

Максим Ляшко и бионическая рука Скриншот с сайта www.youtube.com

В 2013 году Максим Ляшко, инженер компании «Норникель», получил производственную травму. Ему ампутировали руку – в 25 лет. И сказали – с твоей травмой тебе и косметический протез с трудом удастся подобрать.

Полтора года Максим пролежал в больнице. А вышел с твердым желанием вернуться к полноценной жизни. Семью – жену и двоих детей – нужно было обеспечивать, и любимую работу бросать не хотелось.

Анализ ситуации: путешествие

«Раньше я не знал ничего из области протезирования, поэтому после больницы сразу стал искать информацию: какие бывают протезы, и как они функционируют. Какие у них и у меня есть возможности.

Я увидел, что стоимость хороших протезов космическая. Как инженер, я понимал все технические сложности, но больше 80 процентов случаев – это косметические протезы. Их, правда, трудно так назвать – они и внешне некрасивые, и движений никаких не осуществляют. Они тяжелы, неудобны и ненадежны. Я получил от государства за счет средств ФСС позже такой протез, но сломался он через 4 месяца».

И Максим пустился в путешествие. Ему пришлось поездить по разным городам, он обошел массу клиник, мастерских и специализированных предприятий, но нигде ему не могли помочь.

Затем он связался с американским институтом RIC (Чикагский институт реабилитации) и Институтом им. Джона Хопкинса, которые делают протезы, в частности, для военных, пострадавших в Ираке. Качеству можно доверять. Но когда Максим пообщался с американскими инженерами, и попробовал прикинуть, во сколько обойдется функциональный протез для него, счет вышел в 250 тысяч долларов. На этом переговоры закончились.

Затем нашел в интернете французский проект InMoov – это человекоподобный робот, сделанный на 3D принтере, и начал изучать производство протезов с помощью 3D печати. Однако не все технические подходы, используемые зарубежными разработчиками, показались Максиму правильными.

«Я инженер-электронщик. И я решил сам сделать себе протез. Раз они могут, так я и могу. У меня нет комплекса неполноценности, и я не считаю, что за границей делают лучше, чем мы. Я знаю, что это не так», – говорит Максим Ляшко.

Красивая картинка

Импортные крутые разработки – говорит Максим – часто только показательная версия. «Эти видео крутятся в интернете, но в реальности эти великолепные искусственные руки не используются. Это фактически проморолики. Изобретения есть, но надо, чтобы они пошли в производство, а они лежат на полках компаний, их придумавших».

А еще Максим заметил, что некоторые стартапы воруют продвинутые идеи:«Они делают такие же протезы и подают эти «изобретения» на гранты, выдавая их за свои. Это уже приобретает массовый характер».

Проект Максима тоже пытались украсть. Он обнаружил в презентации некоего производителя куски нарезки из промовидео своего собственного проекта. Бороться с плагиатом Максим не стал: «А зачем? Раз человек копирует идеи, значит, сам он в теме не разбирается, и не сможет создать свой протез. Такие люди настоящим изобретателям не конкуренты».

А еще – очень важны комплектующие. Скажем, в немецких изобретениях стоят моторы стоимостью от 300 долларов. А некоторые разработчики пытаются ставить китайские моторы за 10 долларов, но это фактически «одноразовый» вариант. В то же время даже немецкие и французские протезы, которые стоят до 40 тысяч долларов, не отличаются надежностью – ломаются через год после использования.

Другой нюанс – способ управления протезом. Сейчас часто для этого используется электроника. Но как она работает? Например, рассказывает Максим Ляшко, ирландская компания Touch Bionics сделала протез «умная рука». «Принцип работы таков – рука управляется через программу, закаченную в телефон. То есть человек нажимает кнопки в телефоне – его «умная рука» считывает команду и делает жест. Но на практике это неудобно. Ведь протез должен помогать второй, здоровой, руке. Вместо этого вы занимаете здоровую руку пультом управления – и лишаетесь возможности хоть что-то делать обеими руками. Тем, кто не разбираются в таких нюансах, эта  разработка очень нравится, они в восторге. Но уже потом, на практике, обнаруживаются недостатки технологии».

Всем, но пока – не себе

Программа управления и микропроцессор, использованный в протезе

Сначала Максим разработал собственную программу и платформу протеза. Два года Максим Ляшко здоровой рукой чертил схемы и писал технические протоколы. «Я отказался от зарубежной платформы Arduino. Сделал свою плату: она немного дороже, но компактная, и работает лучше и надежнее. Не нужно 50 проводов: для демонстрации это здорово, а для практики не подходит».

Для себя Максим выбрал бионический протез – суть его в том, что он управляется с помощью электроимпульсов, исходящих от мышц. Особое внимание он уделил распознаванию жестов. «Стандартная схема – раскрыть и зажать кисть, и еще имеется дополнительный набор жестов. Я хочу сделать так, чтобы протез понимал, какой жест человек хочет сделать. Нужно увеличить функциональность, и пока мы работаем над этой задачей».

Самая же главная проблема в том, что у Максима «высокая ампутация». Все протезы работают для людей, у которых степень ампутации до предплечья. Мышцы, управляющие кистью и пальцами, находятся в предплечье, и они могут управлять протезом – если нет спаек или мышцы не атрофированы. Фантомные «ощущения руки» остаются – вот на них и ориентирован протез, человек начинает управлять протезом, как собственной рукой. Электроды улавливают электрический потенциал мышц через кожу и посылают сигналы в протез. «Я, например, до сих пор чувствую полностью свою руку, пальцы. По сути, это управление мыслью – вы мысленно сжимаете руку, электроды считывают сигнал от мышц и управляют протезом».

Получилось, что Максим изобрел протез для тех людей с ампутацией, у которых сохранено предплечье. Но для своего случая он еще не придумал решение. «Мне нужно делать операцию. У нас врачей, которые бы взялись за такую сложную операцию, не нашлось. Есть врачи в США – но это дорогая операция. Опять же – 250 тысяч долларов. Суть в том, чтобы пересадить нервы, которые управляли бы рукой, в грудную мышцу. Тогда я бы мог управлять своим протезом. Но у нас не занимаются такими проблемами, не делают подобные операции», – рассказывает Максим.

«Я хочу, чтобы каждый мог воспользоваться моей идеей»

Неделю назад на краудфандинговой платформе Вoomstarter команда Максима (проект получил название MAXBIONIC) собрала 1,5 млн рублей. По графику в конце октября уже начнут ставить первые протезы желающим – а заявки на протез Максима подало уже более 50 человек. Первым пользователям Максим сделает его бесплатно, за счет собранных средств. Фактически это будут предсерийные прототипы. Но они будут аналогами того протеза, который будет запущен в серийное производство.

А вот на собственную операцию Максим Ляшко денежный сбор не объявляет. Говорит, не привык просить для себя. Свой проект Максим реализовал полностью за собственный счет – вложил уже более полумиллиона рублей.

Разработки требуют еще более серьезных вложений, личных средств уже не хватает. В начале работы Максим купил 3D принтер, но теперь уже нужен промышленный 3D принтер, который стоит 2,5 млн рублей.

«Было принято решение идти по пути качества. Я не хочу делать «протез, похожий на протез», который прослужит недолго и будет «одноразовым». Задача – сделать функциональную вещь, которая бы не уступала топовым зарубежным аналогам, – и нам это удалось». За полтора года работы Максим с нуля довел свою разработку до стадии запуска в массовое производство.

Себестоимость первого прототипа протеза Максима Ляшко – 350 долларов. Но это без учета коммерческой стоимости, с учетом производства. Второй предсерийный прототип сильно переработан с целью увеличить надежность, и его цена выросла в несколько раз. Однако протез Максима будет в любом случае в разы дешевле зарубежных вариантов.

Продвижение такого социального проекта в России – дело непростое. Российские комплектующие очень дорогие, а тем более после доставки в Норильск, где живет Максим Ляшко. Заказывать комплектующие приходится за рубежом, но (опять же) из-за доставки цена на детали становится неоправданно большой. И ждать нужно долго.

Первую партию протезов (ту, которая бесплатная) команда Максима Ляшко будет устанавливать своим заказчикам в Москве – это удобнее с точки зрения логистики.

«Была идея на базе норильского общества инвалидов развить проект и производство. Но это не удалось сделать, интереса ответного я не увидел. Проблема получить поддержку еще и в том, что я хочу сделать свой проект доступным любому. А кто будет вкладываться в проект, который невозможно коммерциализировать? Московским разработчикам проще, они ближе к деньгам. Изобретателям в регионах очень непросто», – говорит Максим Ляшко. Изобретатель подавал грантовую заявку в красноярскую программу «Умник», выиграл 200 тысяч рублей. Но Максиму предложили поучаствовать в другой программе «Старт» Фонда содействия инновациям (www.fasia.ru), победа в которой дала бы 2 млн рублей, – но тогда надо было отказаться от красноярского выигрыша. Максим согласился на эти условия, но пока ответа от другого грантодателя нет.

Максим не скрывает свои разработки. Чертежи первого проекта в 2015 году он выложил в свободном доступе в интернет. Со всей страны посыпались тысячи вопросов: как правильно делать протез. «Я понял, что нужно тщательно и подробно прописывать инструкцию, мне пришлось писать всем подробные письма с ответами», – смеется Максим Ляшко.

Задача норильского изобретателя состоит в том, чтобы его протез был доступным. Что бы любой желающий, даже не имея специального технического образования, мог бы скачать чертежи и самостоятельно изготовить протез c помощью 3D принтера и собрать по инструкции. Это вдохновляющая задача.

Фаблаб: наращивание «мускулов ума»

Фото с сайта www.ttelegraf.ru

Евгений Герасименко, руководитель Лаборатории инновационного творчества Фаблаб в Норильске:

– С Максимом Ляшко мы познакомились около года назад, как раз, когда открывался наш Фаблаб. Наша помощь ему не понадобилась. Мы предоставляем ресурсы, которые позволяют делать начальную работу до внедрения в большое производство. Проектирование, выпуск пробных образцов, поиск инвесторов, производственной площадки, – то есть запуск стартапа. Максим на тот момент свою первоначальную работу уже сделал и искал возможности выхода на промышленное производство.

Кроме того, идея Максима Ляшко, – это настоящий социальный проект. Его цель – чтобы протезы были максимально дешевы. Низкая цена и доступность, максимальные удобства для человека с инвалидностью. Инвесторов в этом варианте привлечь довольно сложно. Но если Максиму Ляшко понадобится наша помощь, мы готовы подключиться.

При этом, как нам кажется, Фаблаб полезен для Норильска – в плане развития и становления вот таких будущих инициативных изобретателей, как Максим. Фаблаб открылся в сентябре 2015 года, и за последний год мы перепробовали разные подходы: искали чем привлечь и как удержать энтузиастов, смотрели какие услуги более востребованы, на кого из партнеров мы можем опереться в нашей деятельности, что новое мы можем привнести в жизнь норильчан.

Проект Фаблаб был запущен при финансировании по гранту «Норникеля» на базе централизованной библиотечной системы г. Норильска. Сумма затрат составила солидные 23 млн. рублей, что для Фаблабов и ЦМИТов в России цифра очень приличная. Сейчас мы выиграли уже второй грант «Норникеля», по которому создаем небольшое производство собственной образовательной робоплатформы, которая будет использоваться для обучения школьников и студентов электронике и робототехнике. Самые популярные робоконструкторы типа «LEGO Mindstorms» актуальны для детей лет до 10-12, а дальше ничего не происходит, только в студенчестве или в старших классах они начинают учиться электронике. Детские игрушки закончились, а во взрослые их не пускают. Получается, «проваливается» несколько лет, когда подросток не знает, в чем себя занять и проявить, на чем «наращивать мускулы ума». Наша платформа годится и для игр в подростковом возрасте, и для более продвинутого уровня изучения электроники. Стоит заметить, что профессиональное и высшее образование в Норильске чаще обеспечивает производственные необходимости «Норникеля» или же сугубо гуманитарные направления. В противовес, наши образовательные программы более универсальны, мы стараемся осветить все области знаний, которые нужны в наше время образованным людям, инженерам, ученым и специалистам. Наши курсы и мастер-классы рассчитаны на старших школьников и студентов, но к нам ходят взрослые и даже пожилые люди, которым просто интересно получить актуальные, практические знания и навыки.

Мы очень стараемся обеспечить высокий уровень наших программ, некоторые из них по качеству материалов и серьезности тем соответствую уровню очень приличных ВУЗов. При этом, у нас будут и платные занятия, и в варианте добровольной оплаты – кто сколько захочет, тот столько в кубышку и положит. А самые популярные и вводные темы мы будем давать в виде бесплатных лекций и мастер-классов, для популяризации этих научных направлений.

В этом году мы откроем программу по научно-техническим и социальным проектам – когда наука стыкуется с социальными трендами. Специалисты будут вести лекторий в формате видеоконференций. Мы постараемся охватить разные темы. Например, близкие мне темы, – умные города, генетика, Интернет, машинное обучение. Вопросы, связанные с медициной и биологией, искусственным интеллектом, социальными сетями и виртуальным общением, программированием, играми, психологией, гаджетами, интернетом вещей, облаками, альтернативной энергетикой, уникальными материалами и так далее до бесконечности – это все то, что меняет нашу жизнь сейчас и на десятки лет вперед. Подобные проблемы сейчас в тренде, и люди должны хорошо в этом разбираться, чтобы понимать к чему идет наше общество.

Будут развиваться проекты, связанные с «железом» – электроника, робототехника. Это те направления, которые работают на стыке программирования, мехатроники, электроники.

Многие специалисты говорят, что именно hardware-стартапы сейчас самые перспективные и интересные для инвесторов, ну а для Фаблабов – это то, для чего они изначально создавались, шевелить мозгами и делать руками. То, что дает возможность молодым изобретателям воплотить свои идеи, которые, возможно, станут стартапами. Так, как это получилось у Максима Ляшко.

Мы делаем центры притяжения для людей, которым интересно придумывать и воплощать

Игорь Сухотин, начальник Управления благотворительных программ департамента социальной политики компании «Норникель»:

Исторически сложилось, что Норильск не очень приспособлен к тому, чтобы в нем работали и творили изобретатели. Нужно было менять ситуацию и уже сделаны шаги в этом направлении. Для того чтобы появлялись такие изобретатели, чтобы рождалось желание делать что-то руками, прикоснуться к науке организован научно-технический марафон Арктик-Про: в Норильске и на Кольском полуострове проводятся соревнования, где школьники из подручных средств создают и презентуют жюри свои изобретения. Победители едут в зимнюю техническую школу, где общаются с молодыми учеными. В прошлом году ребята были в питерском Фаблабе, в этом – на промышленных предприятиях, в университетах и научных центрах Красноярска. Строили и запускали ракеты.

С инженерами, людьми точных наук в стране сложности. Образ будущей профессии для детей во многом определяют родители, которые могут жить прежними стереотипами. Понимая это, мы организовали в Норильске и на Кольской земле фестиваль научных открытий «ArcticWave».

Молодые ученые из разных регионов проводят опыты, рассказывают о науке. Все проходит интерактивно, например, в форме квестов для гостей и слушателей. Придавая современное звучание, мы показываем, что наука может быть престижной и перспективной, а жизнь в науке позволит быть финансово стабильным и успешным. Когда на фестиваль пришли папы с детьми, стало понятно, что движемся в правильном направлении.

Кроме того, мы понимали, что для придания большей энергии этому движению, нужно было создать место для воплощения идей. В итоге на конкурсной основе компания профинансировала создание Фаблабов в Норильске и в Мончегорске. Это современные Центры научно-технического творчества, в которых много оборудования, приборов, инструментов, 3D принтеров и компьютеров. Они позволяют спроектировать модель в компьютере и получить образец на принтере. Это центры притяжения для людей, которым интересно что-то придумывать и воплощать в жизнь.

В грантовом конкурсе благотворительной программы «Мир новых возможностей» есть специальная номинация, связанная с научной деятельностью: и для стартаперов, и для уже состоявшихся компаний. У нас уже есть победители. Так «Норникель», понимая и принимая историческое наследие и те вызовы, которые стоят перед нами, создает возможности, позволяющие людям воплощать свои идеи в жизнь в наших регионах. Конечно, два года – это еще начало пути. Но выбор таких шагов – это уже определяющий путь.

Проблема Норильска в том, что размещать производство там сложно, туда дорогая доставка.  Но для таких изобретателей, как Максим Ляшко, у нас есть проект по поддержке социального предпринимательства.

Есть бизнес-акселератор, каждый год с октября по апрель мы приглашаем всех желающих в регионах, где работает компания, заняться социальным предпринимательством в бизнес-школе. Это четыре обучающих сессии по четыре дня с погружением, ведет занятия бизнес-тренер, участники получают домашнее задание, на выходе разрабатывают реальный бизнес-план собственного проекта. Эти бизнес-планы проходят презентацию на инвестиционной сессии «Норникеля» и получают финансовую поддержку в виде беспроцентной ссуды на два года. Эта модель работает уже два года. Если говорить о суммах, то самый маленький проект получил 180 тысяч рублей в Мончегорске, самый крупный – в Норильске – получил на создание молочной кухни до 9 млн рублей. Компания готова дать и качественное обучение, и материальную поддержку, и менторов, которые помогают создавать бизнес-план и сопровождают стартапера в ходе реализации бизнеса.

В Норильске и Мончегорске созданы клубы социальных предпринимателей. Мы надеемся, что они станут местом встреч, где предприниматели смогут поддерживать друг друга, обмениваться опытом. Компания формирует среду, которая учит, поддерживает тех, кто готов двигаться вперед и хочет коммерциализировать свои научные изыскания.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?