Осторожно, гололед! Памятка для тех, кто боится поскользнуться

Корреспондент портала «Милосердие.ru» протестировала средства защиты от гололеда и выбрала те, что действительно работают

По статистике, каждый пятый больничный зимой выписывается по причине падения на скользких улицах. В последние годы из-за ухудшения погодных условий (ледяные дожди, резкие перепады температуры) травмы становятся более тяжелыми, могут приводить к инвалидности и смерти.

Можно ли уберечься от гололеда? Корреспондент «Милосердия.ru» узнала, какую обувь лучше приобретать для скользких улиц, записала советы травматолога и лично протестировала средства, которые помогут не чувствовать себя на городских дорогах как на катке.

Лейкопластырь отклеивается, а наждачка – неплохо работает

Ледоход с наждачкой
Накладка на подошву в абразивной поверхностью. Хорошо тормозит на льду, но быстро стирается – за зиму придется сменить несколько штук

Народные средства от скольжения – лейкопластырь и наждачная бумага на подошве. Начать свои полевые испытания я решила именно с них.

И вот что я вам скажу: лейкопластырь, конечно, лучше, чем ничего, но все же на шкале «стопроцентная защита – нулевая защита» он ближе к нулю. Пластырь может помочь, если льда немного, и он быстро отклеивается из-за постоянного контакта с влагой. Мой совет: берите самый примитивный пластырь, разумеется, не бактерицидный. Лучше его клеить, прикрепляя к боку подошвы (если вас не смущает, что он будет кокетливо сообщать о своем присутствии всем, кто засмотрится на вашу обувь). И не забывайте проверять, на месте ли «помощник» и не волочится ли за вами лента телесного цвета.

Как выбирать обувь с нескользящей подошвой

Какая подошва не скользит? В первую очередь достаточно мягкая и эластичная. Чем она рельефнее, тем выше антискользящие свойства. Каблук – минимальной высоты и достаточно широкий.

Материал подошвы также имеет значение. На первом месте по эффективности – эластомер или термоэластопласт (ТЭП). Обувь на такой подошве хорошо держит тепло, пружинит. Единственный минус – это грубый материал, вы вряд ли найдете изящные ботильоны с термоэластопластом.

Обувной мастер Виктор Сидоров объясняет, как отличить подошву из ТЭП: если поднять стельку, в обуви можно нащупать своего рода «квадратики», или внутреннюю решетку, – так подошва выглядит изнутри. Вы также можете протестировать обувь на скользкой поверхности: подошвы из ТЭП сдвинуть с места будет значительно сложнее.

На втором месте – усовершенствованные варианты полиуретана: термополиуретан (ТПУ) и морозоустойчивый полиуретан. Они сделаны специально для зимы, сохраняют на холоде эластичность (в отличие от обычного полиуретана), не скользят. Но обувь с подошвой из ТПУ будет достаточно тяжелой, и потребуется сразу купить теплые стельки: ноги в таких ботинках ощутимо мерзнут.

На третьем месте обычная резина: да, она хороша на льду и достаточно эластична, но при низких температурах твердеет и начинает скользить. Самый плохой вариант – полиуретан, он трескается на морозе и скользит.

С наждачной бумагой сейчас попроще: существуют специальные фабричные накладки, которые можно приобрести на популярных маркетплейсах и носить, закрепляя с помощью резинки на носке и пятке у своей обычной обуви. Насадка с абразивным покрытием покрывает часть стопы и препятствует скольжению. Это довольно удобно: надев наждачку, я тут же о ней забыла и не ощущала никакого дискомфорта.

Но то ли слишком эластичная резинка, то ли мои неумелые руки тому виной, только в какой-то момент обе насадки сместились при ходьбе от носка в сторону пятки, поэтому сам носок оказался незащищенным, а в этом случае, как оказалось, ледоходы практически бесполезны: вы наступаете на носок, поскальзываетесь и дальше уходите, как сказали бы автолюбители, в неконтролируемый занос. Поэтому абразивные накладки крайне важно надеть так, чтобы они не смещались, и следить за этим.

Я думала, что на покрытие моментально налипнет снег и сделает это изделие бесполезным, благо снега навалило по колено, а тротуары почистить не успели, но нет – сами абразивные «покрышки» оставались чистыми.

Из плюсов наждачки – в таких накладках можно водить машину, заходить в помещения без боязни повредить пол, они бесшумные и достаточно удобны. Но есть и минус: абразивное покрытие достаточно быстро стирается от контакта с асфальтом, накладки на обувь придется часто менять.

Ледоступы защищают, независимо от модели

Разные модели ледоходов
На фото – ледоходы на всю подошву и для пятки. У пяточных есть дополнительная фишка – светоотражающая полоса

Вдохновившись опытом с абразивными накладками, я закупила на маркетплейсе сразу несколько модификаций так называемых ледоступов (еще их называют ледоходами) с разными типами шипов и с разной локализацией – для пятки, носка и для всей подошвы.

Скажу сразу: оказалось, что это работает. Какую бы модель вы ни выбрали, она будет защищать вас от падений и травм. Однако, как и у любого изобретения такого рода, у ледоступов есть свои нюансы.

Если вы когда-нибудь ходили по твердому покрытию в шиповках или футбольных бутсах, то хорошо себе представляете это немного странное ощущение, когда вы как бы не касаетесь ногой земли. Иногда пользователи ледоступов с шипами отказываются от них именно по этой причине: «Лично мне ходить неудобно – как на воздушных подушках».

Как правильно надевать ледоступы

В тепле, чтобы вы не растягивали на морозе резину. Если это модель, которая с помощью двух резиновых петель фиксируется на всей стопе, сядьте удобно и сначала наденьте носочную часть, потом пяточную. Обычно у ледоступов на фиксирующих резинках есть язычки, за которые их удобно натягивать и стягивать. Обратите внимание: интуитивно хочется надеть на носок более широкую часть изделия, но это неправильно: спереди должна быть та часть, где больше шипов, на пятке их меньше! Меньшая петля надевается на носок, большая на каблук.

Кому-то удобнее это делать не на ноге. Пользователи рекомендуют в этом случае сесть, зажать ботинок между коленями и натянуть так же: сначала на носок, потом на пятку. Минус этого способа: можно деформировать обувь, которая не натянута по ноге, замять резиной складки.
Если это ледоходы, которые надеваются только на носочную часть обуви, удобно натянуть сначала пяточную петлю, а после зафиксировать носочную.

Проверьте, не перекрутились ли резинки – иначе это может создавать неудобство и способствовать тому, что лехододы будут смещаться.

Надевайте ледоступы непосредственно перед выходом на улицу и не заходите в них «на минутку» в комнату, чтобы взять забытую вещь: с высокой степенью вероятности вы испортите покрытие пола (если это не крепкая плитка и не камень, хотя и в этом случае есть риск царапин).

Второй момент, который может доставлять дискомфорт, – ощущение шипов через подошву. Чем ближе они расположены к носку, тем больше риска, что вы будете их чувствовать. Кроме того, поскольку ледоступы не зафиксированы намертво на обуви и в некоторой степени подвижны, это их перемещение под стопой тоже может ощущаться.

Совет: если планируете длительную прогулку, сначала испытайте ледоступы на короткой дистанции, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

Гвоздики и звездочки: какие шипы выбрать для максимальной устойчивости

Ледоход со звездочками
Ледоходы с шипами-звездочками. После нескольких прогулок шипы заржавели, а некоторые и вовсе потерялись. Выбирайте качественный товар и внимательно читайте отзывы!

Эффективность ледоступов не в последнюю очередь зависит от формы шипов.

Шипы-звездочки были первыми, которые я надела для тестирования и даже специально нашла замерзшую лужу, которая стала одним из этапов теста для всех проверяемых шипов. Так вот, даже на почти гладком льду звездочки хорошо удерживали от падения! Осмелев, я взялась в них штурмовать заледеневший гладкий пандус в магазине – из тех, которые сделаны под таким углом, что колясочник оттуда неминуемо свалится, – и к моему восторгу я легко поднялась и спустилась по нему. Звездочки оказались эффективны даже на скользком кафеле и лестницах.

Правда, есть и минусы, хотя они скорее касаются выбранной мною бюджетной модели: уже после первой же прогулки я вернулась домой с 14 из 16 шипов, два остались где-то на улице. В последующие два дня их стало еще меньше. Через три дня использования на шипах появилась ржавчина. Видимо, надо брать модели подороже.

Шипы-гвоздики оказались менее удобным и создавали некоторое ощущение неустойчивости. Я бы сказала, что со своей задачей они справляются на четыре с минусом. В гвоздиках я вновь отправилась на свою тестировочную замерзшую лужу и с неудовольствием поняла, что идти в них по чистому льду, например, нельзя – они все же скользят, в то время как звездочки притормаживали.

Для продолжения эксперимента я отправилась, цокая, в торговый центр. Оказалось, что звук от соприкосновения шипов с асфальтом не идет ни в какое сравнение с тем звонким клацаньем, которое разносится по всему магазину, как только вы туда заходите. А если вы зайдете в лифт или пройдетесь по любому металлическому покрытию, то будете просто звездой – внимание окружающих вам обеспечено.

На мокром мраморном полу метро в гвоздиках я чуть не упала. А еще сделала небольшое открытие: они не застревают в ступеньках эскалатора, хотя я была готова к этой проблеме.

После первой же прогулки шипы частично сточились. Вероятно, это проблема конкретно этой модели, потому что через три дня носки ледоходы вдруг начали на ходу сваливаться – возможно, растянулась резина.

Совет: носите с собой непромокаемый пакет – производители рекомендуют перед входом в помещение и метро ледоходы снимать.

Каблук или носок: не цокать, как лошадь

Ледоход на ботинке
Накладка на пятку в ходе полевых испытаний: автор, фотограф и редактор материала специально отправились на прогулку в окрестностях редакции

Кроме ледоходов, покрывающих всю стопу, есть модели, у которых шипы (как правило, гвоздики) расположены только на пятке или на мыске.

Пяточные накладки хороши в двух случаях: если вы не хотите цокать при ходьбе, как полковая лошадь на параде, и если вы регулярно планируете водить в них машину. К моему удивлению, пяточные накладки продемонстрировали неплохие противогололедные свойства. Во время теста на замерзшей луже при движении вперед стопа начинала ехать, но пятка ее быстро тормозила. Понравилось и то, что в них было гораздо удобнее ходить в метро и магазинах.

Кроме того, в отличие от предыдущих гвоздиков по всей стопе эти шипы были победитовыми, и после нескольких тестов и тщательного осмотра я не обнаружила никаких следов деформации и ржавчины, они выглядели как новые. У пяточных ледоступов принципиально другой и регулируемый способ крепления – эти ледоходы не сваливаются никогда, но могут смещаться. По безопасности они немного уступают ледоступам с шипами по всей стопе, но, безусловно, имеют право на существование.

Носочные ледоступы подойдут тем, кто даже зимой хочет носить обувь на каблуке. Но лично я долго собиралась с духом, чтобы их протестировать, потому что прогулка на каблуках и с шипами представлялась мне акробатическим этюдом. Убедившись, что у любимого травматолога сегодня приемный день, я надела сапоги и принялась натягивать на подошвы ледоходы. Сразу обнаружилась проблема: за счет того, что у кожаных сапог пятка практически вровень с каблуком и резине не за что зацепиться, мне показалось, что фиксируется она не очень надежно. Это ощущение меня не обмануло – домой я вернулась в одном ледоходе, куда делся второй – неизвестно.

Почти сразу обнаружилась вторая проблема: из-за плохой фиксации, возможно, из-за слишком эластичной передней резинки сама резиновая пластина с шипами ездит вдоль подошвы. Поэтому сам носок – та его часть, которая первой наступает на землю, – оказывается оголенным, нога уже немного скользит.

Но если это, возможно, проблема конкретной модели, то третья сложность, скорее всего, общая: да, передняя часть тормозит скользящее движение ноги, но потом вы опускаете ногу на каблук, а он проскальзывает, и ощущения надежности не возникает.

В общем, прогулка на каблуках не обманула моих ожиданий – в городе, где еще не начали активно чистить снег, это, конечно, цирковой номер без страховки. Шла с некоторым ужасом, вспоминая, как в 16 лет других зимних сапог, кроме как с каблуками, не признавала.

Советы травматолога: как вести себя на зимних улицах

Алексей Рыкунов, руководитель центра травматологии и ортопедии клиники GMS, травматолог-ортопед, советует соблюдать простые правила на скользких зимних улицах:

– Когда гуляете, не пользуйтесь телефоном: это может отвлечь и вы поскользнетесь.

– Постарайтесь выходить так, чтобы у вас не было необходимости торопиться и бежать.

– Не держите на улице руки в карманах и по возможности следите за тем, чтобы они были свободны.

– Ступайте всей подошвой, а не носком или пяткой.

– Если поскользнулись, постарайтесь сгруппироваться. По возможности не падайте на ягодицы, колени и локти, а также кисти рук.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?