Обычно в музеях нельзя ничего трогать, но бывают необыкновенные выставки, где можно и наощупь знакомиться с искусством – они делают жизнь ярче и для слепоглухих, и для зрячеслышащих

Слышать руками

Слова о силе искусства неслучайны – картина, скульптура могут помочь справиться с отчаянием, восстановить мир в душе и даже дать подсказку в трудной ситуации. Для этого психологи советуют ходить по музеям так: полчаса вы переходите от экспоната к экспонату, а последние 20 минут посвящаете изучению только одного произведения искусства – того, что больше всего запомнилось и «зовет» к себе. Рассматривая его внимательно, прислушайтесь к своим чувствам – какие вопросы возникают при взгляде, например, на картину, что она вам говорит?

Отличный способ потренироваться неспешной созерцательности искусства – сходить на тактильную выставку. В первую очередь они рассчитаны на восприятие слепоглухих людей, но и обычные, зрячеслышащие посетители смогут получить интересный опыт. «Главное — человечность. Мы все равны, мир настолько огромен, богат и прекрасен, а зрение и слух — только два способа восприятия из пяти основных, — напоминает Ирина Поволоцкая, слепоглухая актриса и художница. — Просто не надо гордиться тем, чего, может быть, нет у другого».

Первые экспозиции для слепых и слабовидящих появились в 80-х гг. XX века, в некоторых музеях они уже действуют на постоянной основе, например, в Лувре, Музее современного искусства (Нью-Йорк), музеях Германии и Великобритании.

Для слабовидящих изготовляют копии скульптур.  В 1999 году в итальянском Институте реабилитации слепых им. Франческо Каваццы (Болонья) был создан тактильный музей Anteros — посетителям доступны 40 знаменитых картин итальянского Ренессанса, выполненных в форме рельефных гипсовых копий. Опытные педагоги учат «читать» картину руками, постепенно раскрывая все ее смыслы, считывая пальцами образы – от геометрического построения в пространстве до самых сложных иконографических деталей.

Мне повезло — я успела многое увидеть и услышать

Наталья Кремнева. Фото из личного архива

Какое произведение искусства вы знаете так хорошо, что сможете вспомнить даже с закрытыми глазами? Для Натальи Кремневой, одной из самых известных слепоглухих россиянок, это «Девочка с персиками» Валентина Серова. В 2019 году Кремневу выдвинули на соискание всероссийской премии «Headliner года». Уже пятнадцать лет она издает в странах СНГ уникальный журнал «Ваш собеседник» — его делают слепоглухие авторы для слепоглухих читателей.

– Эта картина даже сейчас стоит перед глазами, до мельчайших подробностей, не знаю, почему. Может, потому что я увидела ее в свой самый первый поход в Третьяковку. Мне тогда было лет пять и мы жили неподалеку. Гуляли с папой по окрестным улочкам Замоскворечья, и он привел меня в галерею, показал несколько картин. От «Девочки с персиками» я была просто в восторге! Потом, бывая в Третьяковке, обязательно ее «навещала». Во мне до сих пор живо это детское сильное чувство первого знакомства с прекрасным.

В 49 лет из-за наследственного генетического заболевания, синдрома Ушера, жизнь Натальи Кремневой необратимо изменилась. У нее с детства были слабые слух и зрение, но родители делали все, чтобы девочка не чувствовала себя обделенной. Со слуховым аппаратом Наталья окончила исторический факультет МГУ им. Ломоносова. У нее сложился огромный круг общения. Она не пропускала ни одной премьеры в московских театрах, ни одного московского кинофестиваля. Работала в Республиканском Дворце культуры Всероссийского общества глухих.

В 1990 году за месяц слух упал до полной глухоты и одновременно стало быстро и резко падать остаточное зрение. Сейчас у Натальи тотальная слепоглухота. Вместе с ней исчезло все то, что она любила, — недоступны стали театр и кино, очень сузился круг общения.

— И все-таки мне повезло — остались воспоминания об интереснейших событиях и людях, — говорит Наталья. — Я успела! Успела многое увидеть и услышать — музыку, любимые песни артистов, живопись, архитектуру. Я иду по старой Москве, с детства знакомым улицам и переулкам. Сопровождающий рассказывает о здании, а у меня сразу включается «внутреннее зрение» — память. И я сама рассказываю об этом доме или храме. Каким он был, когда я его видела. Эти воспоминания — светлые, радостные, как встречи с близким другом.

Потерю слуха переживаю даже сильнее, чем слепоту

Наталья Кремнева с переводчиком. Фото из личного архива

Она сумела начать жизнь заново —  прошла курс реабилитации, увлеклась журналистикой. В 2003 году начала издавать журнал «Ваш собеседник». Объездила почти всю Россию, бывает на международных конференциях для слепоглухих в Финляндии, Германии, Чехии, Англии. Любит читать и ведет переписку читателями журнала «Ваш собеседник» – они рассказывают, что именно он помог им не впасть в отчаяние и найти новые смыслы в жизни.

Потерю слуха Наталья переживает даже сильнее, чем слепоту. Для незрячих с нормальным слухом сейчас есть прекрасные тифлокомментарии — и театральных спектаклей, и фильмов. Для слепоглухого все это недоступно, точно так же, как живопись. В лучшем случае имеются рельефные пособия для незрячих — памятники мировой культуры. Но у нее, как у многих поздно-ослепших, не получается воспринимать такие графические пособия на ощупь — она их не понимает.

Специально для таких людей в разных музеях мира создают тактильные выставки. Одна из недавних – «Трогательная история» в Историческом музее, при поддержке благотворительного фонда «Со-единение». На ней представили 18 тактильных копий уникальных археологических находок, знаковых памятников эпохи Древней Руси и Московского царства, — например, ритонов, сосудов для питья из глины, металла или рога в виде животных.

Наталья Кремнева была на этой выставке и она ей очень понравилась:

— Но лично я воспринимала многие экспонаты как историк: вспоминала иллюстрации в учебниках по истории Древнего мира, помогали надписи и осязание. На мой взгляд, такие экспозиции очень нужны незрячим людям. Они повышают общий уровень культуры, образования. Можно не только осмотреть руками экспонаты, но прослушать аудиогида о каждом экспонате. А слабовидящие глухие могут увидеть перевод экскурсовода на жестовый язык на смартфоне.

Такие выставки необходимы и для всех остальных, обычных посетителей музея, особенно детей и подростков, считает Наталья — они воспитывают в них толерантность и решают проблему социальной изоляции. Важно только, чтобы у каждого слепоглухого на такой выставке был сопровождающий-переводчик — рассказывать об экспонатах и объяснять непонятное.

В Берлине в Национальном историческом музее временную экспозицию постарались сделать максимально доступной для посетителей всех категорий инвалидности — рельефные дорожки для незрячих, широкие проходы и оптимальная высота и угол наклона экспонатов для людей на коляске, упрощенный текст для людей с особенностями в обучении, видео на жестовом языке для глухих.

«У нас в России первопроходцем стал Музей современного искусства «Гараж» в 2015 году, начав проводить экскурсии для слабослышащих с переводом на жестовый язык, — говорит Александра Исаева, специалист по адаптации музейных программ для глухих и слабослышащих посетителей в Государственном Русском музее. — После успеха Гаража многие музеи России подхватывают тенденцию».

Образ святого воина Федора

«А как ты вообще ложку не проносишь мимо рта?»

Слепоглухой главред работает наощупь

Фото: Михаил Кончиц