Образцовая семья

Колонка Анастасии Отрощенко. В деле воспитания детей нам хочется узнать готовые рецепты успешных семей, последовать им и получить хороший результат. И нам почему-то кажется, что это возможно

В деле воспитания детей нам очень хочется узнать готовые рецепты успешных и правильных семей, последовать им и в назначенное время получить хороший результат. И нам все время почему-то кажется, что это возможно. Почитаешь книгу о семье царя Николая и царицы Александры, послушаешь интервью какого-нибудь уважаемого многодетного батюшки, и кажется, что стоит выстроить свою жизнь, ориентируясь на эти примеры, и все будет хорошо. Но так ли это?

Можно ли, воспитывая детей, замесить тесто с такими-то пропорциями муки и молока, можно ли, добавив изюма, корицы и мускатного ореха, поставив все это в духовку на нужные два часа, ожидать определенного пирога – пропеченного, ароматного, не подгоревшего, мягкого и с хрустящей корочкой?

Представим себе семью – отец, человек простого происхождения, но умный, поступает самостоятельно на физико-математический факультет в университет, затем становится учителем физики и математики, но не просто учителем, а отличным педагогом, затем его выбирают директором заведения, позднее – инспектором всех школ и училищ огромной губернии. Заслуги его в деле просвещения так велики, что помимо медалей и орденов, ему, простому человеку, даруют потомственное дворянство, его должность приравнена к генеральской. По материнской линии дедушка, дяди, отец – отличные врачи. Мать семейства получает хорошее домашнее образование, сдает экзамен на звание домашней учительницы. Молодые люди встречаются в доме родственников, венчаются, создают семью, у них рождаются 8 детей (двое умирают во младенчестве). Остальных мать (она – то, что называется домохозяйка) и отец воспитывают дома. В какой-то момент в этой благополучной семье, где детей учат музыке и рисованию, математике и истории, происходит сбой. Все из выживших детей – 6 человек – становятся революционерами: старший брат повешен за покушение на царя, имя среднего известно всем.

В 1922 году этот средний брат напишет, например: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей… Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут…. Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий» (Владимир Ленин).

Что произошло, почему из этой внешне вполне благополучной и «правильной» семьи, в которой принято было читать вслух и музицировать, изучать искусство и иностранные языки, вышли те, кому мы обязаны революцией, убийством царя и его семьи, разрушением храмов и преследованием верующих, список их «дел» бесконечен. Я не встречала объяснения этому и какой-то развернутой научной работы по данной теме.

Вот еще пример: в семье рождается долгожданный любимый ребенок, он четвертый по счету, но предыдущие дети во младенчестве умерли, затем рождаются еще младшие сестра и брат, которых этот четвертый очень любит. Сестре он будет помогать всю жизнь. Мальчик хорошо учится в приходской школе и поет в церковном хоре, помогает священнику во время богослужений, любимые предметы – история и рисование, позднее – архитектура. В подростковом возрасте у мальчика умирает отец, когда ему исполняется 18 лет, мать заболевает раком, многие месяцы молодой человек ухаживает за умирающей мамой. После ее смерти он начинает активно заниматься рисованием, переезжает в Вену, пишет венские городские пейзажи и продает их. Он так хорошо рисует и так успешно продает картины, что через несколько лет отказывается от своей пенсии (получал после смерти родителей) в пользу сестры. Это – образцовое, не лишенное добрых поступков, хороших родителей и творческого образования детство и потом юность другого ключевого человека ХХ века – Адольфа Гитлера.

Часто на форумах многодетных мамочек, да и при личном общении высказывается такая точка зрения, что, мол, многодетность (сама по себе) – это лекарство от всех современных бед. Это я так утрирую и огрубляю, конечно, но, тем не менее. «Начните рожать по 5-6-7-8 детей – и все станет сразу хорошо!» – не буквально, но примерно так выглядит жизненное кредо и объяснение наших нестроений, и выход из кризиса, с точки зрения особо активных участников семейных форумов. «Один – обязательно вырастет эгоистом, двое – это ревность…», «Если у вашей подруги такие невоспитанные дети, она ими плохо занимается…», «Там, где вкладывают в детей силы, а не деньги, никогда не вырастет плохих людей…» – такими наивными и безапелляционными решениями усеяны все ветки обсуждений «правильной цифры». Стоит где-то появится сомнению – а так ли все радужно – стаи критиков набрасываются на усомнившихся.

Создается впечатление, что энное количество детей – это магическое число, которое дает волшебные силы, невиданные свойства и делает мир лучше и счастливее.

Однако в жизни не бывает готовых рецептов. Потому что, возвращаясь к началу, с точки зрения расчета и правильного устроения семья Ульяновых была вполне образцовой, а Гитлер мог бы стать просто хорошим венским художником. Но пирог сгорел. Почему? Начав поиск ответа на этот вопрос мы, родители, возможно чуть-чуть приблизимся к ответу и на другой – как нам вырастить и воспитать детей?

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?