Кто-то видит в этом побег от реальности, кто-то – гениальную жизненную стратегию. Но факт остаётся фактом: дома престарелых неожиданно стали островками безмятежности для тех, кто больше не хочет «гореть» на работе, платить половину зарплаты за аренду и чувствовать себя загнанными в угол.
38-летняя китаянка Ян переехала в дом престарелых в прошлом году, очень довольна и не собирается уезжать. По профессии женщина сценаристка –это ненормированный рабочий день и жесткие дедлайны. Ее стали мучить кошмары, тревожность зашкаливала, она не могла больше работать и попала в больницу с нервным истощением.
Врачи посоветовали уменьшить рабочую нагрузку, чтобы не случилось худшее. Стало ясно, что нужно менять образ жизни, человек не может работать в таком бешенном ритме. Родители Ян умерли, поддержки ждать было не от кого. Она начала искать в интернете место, где можно было бы спокойно восстановиться после болезни и нашла…дом престарелых. Платишь небольшую арендную плату и обязуешься общаться с постояльцами несколько часов в день.
Тихое красивое место

После шумной, быстрой жизни города может быть трудно адаптироваться к неспешному, тягучему ритму дома престарелых. У Ян проблем нет: «Возможно, из-за болезни я стала очень медленной, поэтому хорошо совместима с пожилыми людьми».
И все же, почему дом престарелых, неужели не нашлось более подобающего места для молодой женщины? Во-первых, ей было любопытно, как там все устроено, действительно ли все так ужасно, как рассказывают? Во-вторых, поскольку она была еще не совсем здорова, хотелось найти место, где можно было бы совмещать удаленную работу и отдых, получать медицинскую помощь, правильно питаться и все это за вменяемые деньги. Ян платит $370 в месяц за комнату и питание. Место оказалось тихим и красивым, постояльцы дружелюбными, кошмары перестали мучить, и она решила задержаться – никто ее не выгонял, наоборот, все были рады.
До переезда она была уверена, что постояльцы таких мест – «живые мертвецы». Как иначе может быть в доме, куда, приезжают, в общем-то, умирать? Но все оказалось иначе. Пожилые люди, с виду такие хрупкие, на самом деле энергичны и любознательны. Многие из них прожили тяжелую жизнь и хотели бы поделиться своими историями, но кому это интересно… их мало кто слушал. Ян начала записывать их рассказы, она надеется, что они послужат основой ее следующей книги.
Ее поразила работа сиделок – изо дня в день, и днем, и ночью, каждые два часа они заходят в комнату, чтобы помочь пожилым людям сменить подгузники, при этом стараясь не ранить их чувство человеческого достоинства. Она никогда не задумывалась раньше, насколько это трудная, святая, как она теперь говорит, профессия. Ей захотелось всем рассказать об этих героических женщинах.
Персонал делает все, чтобы жизнь стариков была комфортной и безопасной. Но иногда допускает немыслимые оплошности. Например, ко дню Святого Валентина постояльцы получили роскошные конверты с розовыми бантами. Они радовались как дети, шутили, переглядывались. Каково же было их изумление и шок, когда выяснилось, что валентинки прислало известное в городе похоронное бюро. Такая вот циничная и бестактная попытка привлечь новых клиентов.
Женщина решила задокументировать происходящее, чтобы все увидели, как на самом деле живут люди в доме престарелых. Сняла несколько видео, поделилась в интернете, и они стали вирусными. Ян и представить не могла, что ее выбор жилья заинтересует так много людей. Она получила множество писем от людей гораздо моложе ее, которые мечтают оказаться в доме престарелых.
Аренда квартиры в поселке для пенсионеров в 5-6 раз дешевле

Тем временем женщина на другом конце света, ровесница Ян в Австралии (она рассказала свою историю СМИ на условиях анонимности), поступила точно так же: нашла новое жилье в доме престарелых и сказала журналистам, что переезд стал лучшим решением в ее жизни. После развода, который дался ей нелегко, у женщины не было средств платить за дорогую квартиру.
На помощь пришла тетя, которая живет в поселке для пенсионеров. Она знала, что администрация подыскивает нового арендатора. Тетя написала рекомендацию, женщина собрала документы и переехала. Аренда двухкомнатной квартиры обходится ей в поселке всего в $500. В Мельбурне точно такая же стоит от $2800 до $3200.
Знакомые спрашивают, не удручает ли ее такое соседство? Не слишком ли она молода для такой жизни? Окружающие искренне не понимают ее. Откуда им знать, что она проживает лучший период своей жизни – в спокойствии и взаимном уважении, ее окружают чудесные соседи, которые всегда готовы помочь или дать дельный совет. Она больше не боится стареть, потому что поняла, что и в 70 и в 80 лет жизнь продолжается, можно заводить друзей, заниматься волонтерством, начинать новые увлечения.
Беспроигрышный вариант: жилье и тепло, жизненный опыт пожилых людей
В одной из соцсетей провели опрос среди молодых людей от 20 до 30 лет: «Если бы вам предложили бесплатное проживание в доме престарелых, но с условием, что вы должны будете проводить хотя бы несколько часов в день с жильцами (за едой, общением и т. д.) – вы бы воспользовались этой возможностью или нет?».
Многие ответили: «Да, общение с жителями дома престарелых это беспроигрышный вариант – получаешь жильё, тепло и любовь пожилых людей». Другие подчеркивали в ответах преимущества этого выбора. «Если ты студент бизнес-факультета и у тебя есть многообещающая бизнес-идея, ты можешь проверить ее на жильцах – сработает ли она, будет ли востребована. Реальность такова, что пенсионеры – самая многочисленная демографическая группа, а значит, и самая большая потенциально клиентская база. Это дополнительный бонус».
Но есть и другие мнения. Не стоит рисовать в своем воображении пасторальные картинки. В домах престарелых, как и в целом в жизни, уродливое соседствует с прекрасным. Многие молодые люди никогда не хотели бы повторить этот опыт.
«Дом престарелых – это смерть и болезни, которые всегда рядом. Там тяжелый воздух и приходится постоянно держать окна открытыми. Ни за что на свете не хочу оказаться там по собственному желанию. Особенно, если рядом живут люди с деменцией. Они кричат по ночам, что их похитили, умоляют спасти их, потому что не понимают, где находятся. У кого есть силы – срывают с себя одежду и пытаются убежать».
Устали от беспощадной конкуренции и безработицы

И все же стремление молодых людей жить в доме престарелых вызывает беспокойство у психологов и социологов по всему миру.
Экономическая реальность такова, что молодые люди по всему миру вынуждены отказаться от своих амбиций, забыть про свои мечты. Обладатели дипломов сбрасывают с себя «учёные мантии», так как не могут найти работу по специальности.
Они не желают больше мириться с низкой зарплатой, непомерной платой за съемное жилье и изнурительной работой – в Китае это система — «996»- работа с 9 утра до 9 вечера шесть дней в неделю. Они устали от беспощадной конкуренции и безработицы. Они не хотят делать карьеру и протестуют против «рабочей бедности» – когда вы много работаете и все равно ничего не можете заработать так, чтобы что-то отложить на будущее. От них требуют самоотдачи, призывают полностью посвятить себя «любимому делу». Они выбирают свободу и простую жизнь без высоких социальных ожиданий.
Многие молодые взрослые возвращаются в отчий дом и живут за счет родителей. Их называют «дети-бумеранги». Это явление распространено в Европе (например, в Лондоне в каждой четвертой семье живет взрослый «ребенок-бумеранг»), США и Китае. Некоторые родители даже готовы выплачивать им зарплату за выполнение домашних обязанностей. Счастливы такому возвращению далеко не все – в Китае «детей-бумерангов» называют «кэньлао», что означает «те, кто грызут стариков».
Старшее поколение возмущается: вместо того, чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь и жизнь страны, они «уходят на пенсию», не успев поработать. Социологи же считают, что это форма протеста.
Пенсионный санаторий для молодых

В 2018 году в Китае группа молодежи скупила старые постройки в сельской местности и превратила их в небольшие гостиницы, в которых могут разместиться до 300 человек. Так появился необычный дом престарелых под названием «Guanye».
Друзья начали рекламировать его в соцсетях как «пенсионный поселок для молодых». Звучит абсурдно, но название вызвало ажиотаж среди молодых людей и миллионы просмотров. Слово «пенсионный» в данном случае используется символически и «обозначает стремление к внутренней гармонии и безмятежной жизни», поясняют организаторы. Это своеобразное переосмысление традиционного выхода на пенсию, когда на первый план выходят ценности личного благополучия. Его позиционируют как место, где молодые люди могут отдохнуть и поправить свое психическое здоровье вдали от суетливой городской жизни.
29-летний Су Конг просматривал ленту новостей в своем телефоне и увидел рекламу «молодежного пенсионного поселка»: «новый старт, психологическая адаптация, исцеление души», говорилось в рекламном объявлении. Су только что вернулся из поездки к родственникам, где праздновал Лунный Новый год, но уже мечтал о следующем отпуске. Он запросил разрешения на удаленную работу, сдал в субаренду свою комнату в трёхкомнатной съёмной квартире, собрал вещи и поехал.
Дикая природа, тишина. В Пекине он бесконечно работал, два часа в день тратил на дорогу. Долгие смены в офисе, начальство, которое отслеживало каждый час, и коллеги, которые даже обеденный перерыв тратили на обсуждение рабочих моментов. Теперь для него обязательны только утренние поверки с офисом, далее график составляет он сам. «Это как утопия, воплотившаяся в жизнь», – говорит Су, который платит около $420 в месяц за проживание и питание, что дешевле, чем ежемесячная арендная плата в Пекине.
В «дом престарелых для молодых» не принимают людей старше 45 лет и тех, кто ни дня не работал после окончания школы и просто не хочет ничем заниматься, поскольку такой образ мышления не соответствует ценностям сообщества. Вместо сотрудников администрация нанимает волонтёров, которые помогают по хозяйству в обмен на бесплатное проживание и питание. В поселке предлагается около 50 бесплатных и платных занятий, включая выпас овец, вышивание, походы в горы, лепку пельменей и совместные трапезы с пожилыми жителями соседней деревни. Кроме того, постояльцы могут участвовать в ремонте деревенских домов.
Девушка по имени Донг утверждает, что два месяца, проведённые в поселке, стали для неё физическим и психологическим исцелением. Занятия китайской гимнастикой помогли восстановить позвоночник после долгих часов за столом в офисе. «У меня появилась мотивация начать всё сначала», – говорит девушка. Она не хочет задерживаться здесь, боится, что этот образ жизни слишком увлечет и она потом не сможет уехать.
Творческий отпуск

Похоже, дело не в том, что современная молодёжь хочет просто бездельничать или рано выйти на пенсию. Здоровые молодые люди по всему миру снимают комнаты в домах престарелых не из-за болезни, а чтобы сбежать от безумного трудоголизма и стресса в мегаполисах, найти доступное жильё и пообщаться со старшим поколением, набраться мудрости у стариков, обрести силу и решить, что делать дальше. Некоторые рассматривают свое время в доме престарелых как «творческий отпуск» или период самоанализа и восстановления перед возвращением к карьере.
В 1980-х годах американский социолог Рэй Олденбург придумал концепцию «третьего места», пространства для неформального, свободного социального взаимодействия, которое не является ни домом (первое место), ни работой (второе место). Эта концепция стала очень популярной последнее время.
Всем нам нужна отдушина – библиотека, спортзал, кафе, магазин, что угодно, где можно просто общаться со знакомыми и малознакомыми людьми на основе общих интересов и занятий. Оно создает ощущение тепла и дает передышку от жизни с ее обязанностями и зашкаливающей ответственностью, не отрывая вас от нее полностью. Там ждет дружеская беседа, чашка кофе или тихий уголок, где можно привести мысли в порядок. В сущности, дома престарелых и есть такое третье место для молодежи, своего рода «подзарядка» – пространство, куда можно сбежать от шумного города, чтобы найти баланс, если потерялся между работой и отдыхом.