Уже около года при Ивановском Свято-Введенском женском монастыре действует телефон доверия, который принимает звонки по духовным вопросам, а также по вопросам, связанным с наркоманией и СПИДом. Для чего монастырю такая телефонная служба и что могут знать монахини о наркотической зависимости? Об этом нам рассказала старшая на этом послушании послушница Анна ОЛЬШАНСКАЯ.
— Как так случилось, что в монастыре возник телефон доверия по вопросам зависимости?
— Сначала это был телефон доверия, принимавший звонки по духовным, в основном, вопросам, он работал только час в неделю по воскресеньям. Дежурили на нем наши сестры: каждая сестра, достигшая определенного духовного возраста, несла послушание на телефоне. Это было год с небольшим назад.
А потом, когда в епархии был создан отдел противодействия распространения наркомании, алкоголизма и СПИДа, некоторым сестрам предложили участвовать в епархиальном проекте «Телефон доверия». И мы поехали на специальные курсы для операторов телефонов доверия. В феврале 2006 года я поехала в Российский Православный Университет имени св. ап. Иоанна Богослова. Там на базе факультета Православной психологии шел двухнедельный семинар, вели его преподаватели этого университета. Он назывался «Консультирование людей, живущих с ВИЧ/СПИД, и их родственников».
Когда мы вернулись с курсов, ничего еще не было известно — будет телефон в епархии, или не будет. И, чтобы мы не потеряли знания, начальство нам предложило реорганизовать наш телефон доверия, и нам выделили отдельное помещение, провели выделенную телефонную линию. Номер у нас городской, серебряный (т.е. с повторяющимися цифрами в конце).
Теперь мы работаем три раза в неделю по вечерам (с 7 до 10 часов): вторник, пятница, воскресенье. Но и это довольно большая нагрузка для операторов. Люди, которые когда-либо работали на телефоне доверия, понимают, что это серьезно. Потому что выслушивать чужие проблемы возможно только тогда, когда со своими все в порядке. А если у самого оператора есть какие-то сложности, такая работа будет оказывать на него сильное влияние. Конечно, исповедь в какой-то степени заменяет супервизию (специальную психологическую помощь для операторов), но все-таки психологическая помощь и исповедь — это несколько разные вещи. Поэтому мы стараемся посещать супервизию, ездим к психологам. Это прописано в уставе нашей телефонной службы.
Сейчас у нас в штате две сестры (включая меня) и два волонтера. Волонтеров приходится привлекать, потому что мы несем и другие послушания. Один волонтер, Ольга, училась на оператора здесь, в Иваново — прошла курс подготовки для епархиального телефона доверия. А другой, Вика, — просто опытный человек, умудренный и умеющий слушать.
— Какие люди звонят вам? Почему? И чем вы им можете помочь?
— Около 90% звонков — от созависимых людей, то есть, тех, у кого родственники страдают алкоголизмом, или наркоманией. Сами наркоманы практически не звонят, потому что употребление наркотиков тесно связано с распространением, а это — подсудное дело. Звонят всегда родственники: больные родственники, которые изо всех сил пытаются спасти своих близких. Такие люди нуждаются и во внимании, и в объяснении, и в направлении. Вообще, созависимость — основная наша тема, и, наверное, мы сейчас будем более плотно ею заниматься.
Созависимость. Справка, размещенная на сайте телефона доверия Свято-Введенского монастыря: Созависимый – это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и который полностью поглощен тем, что контролирует действия этого человека (другой человек может быть ребенком, супругом, родителем, братом или сестрой, клиентом, лучшим другом, он может быть алкоголиком или наркоманом, больным умственно или физически). Это является попыткой обрести уверенность в себе, осознание собственной значимости и попыткой определения себя как личности. Само слово «созависимость» состоит из двух частей: зависимость – потеря свободы, рабство; со- что означает «совместный». Созависимость носит характер заболевания. Это специфическое состояние, которое характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета. Основные характеристики созависимого человека: Созависимые склонны угнетать, подавлять и вытеснять свои чувства: «это чувство неуместно», «ты не должен это чувствовать». |
Как-то звонили даже из Америки. Был звонок по поводу игромании. Один молодой человек, который сначала был в зависимости от любимой девушки, а она над ним издевалась. А когда она его бросила, он в игроманию впал.
Тех, кто нам звонит, мы направляем в центры, которые мы знаем, к православным психологам, с которыми мы общались, к которым не страшно направить, к знакомым священникам. Если человек из Москвы звонит, мы его направляем в РПУ, где консультируют три психолога. Если человек звонит из Иваново, и мы понимаем, что случай тяжелый, и мы не можем взять на себя ответственность за этот звонок, мы переадресуем его на епархиальный телефон доверия, где сидит психолог. Мы говорим звонящему: перезвоните по такому-то телефону. И потом с того телефона нам перезванивают и говорят: «Вот, был звонок, спасибо вам большое, все нормально». Такое не очень часто, но все же случается.
— А Вам не говорят: «Да что вы понимаете? У меня здесь такие проблемы, а вы говорите — поститься, молиться?»
— Если у человека серьезные проблемы, то мы не будем советовать только поститься-молиться. Ведь нам звонит человек, у которого большие сложности вообще с пониманием Бога — а у созависимого человека всегда очень большие трудности с пониманием Бога, потому что он Богу не доверяет, он все берет на себя, и именно поэтому он заболевает.
У нас есть монахиня, у которой брат запил, но поскольку она имеет духовный опыт, то она передала его в руки Божии, просто молилась и не стала созависимой. У нее были все предпосылки для созависимости: они в тот момент жили вместе в одной квартире. И она уехала на другую квартиру. А ведь чаще всего родственники в таких случаях, наоборот, перебираются, поближе, чтобы контролировать. Ее ситуация — яркий пример.
Но если человек не религиозен, мы его к вере стараемся подвести, направляем на исповедь. Но надо учитывать, что звонящий никогда не будет выполнять никаких советов, хотя он очень хочет их услышать. Надо всегда с человеком работать так, чтобы он сам захотел идти на исповедь, сам понял, что ему нужно, в чем он больше нуждается.
Звонок на телефон доверия — это всегда самый критический момент в жизни человека: когда нет подруги рядом, до батюшки далеко дойти или вообще человек никогда не ходил в храм, а про психолога человек никогда не думал. И тут вдруг — телефон доверия! В газете увидели. Или на сайте. И вот люди звонят — плачут, звонят в каком-то аффекте, а иногда просто, чтобы потом рассказать своей невестке, что мы им скажем, потому что у нее проблемы. Один из Оптинских старцев говорил, что человеку надо дать выговориться: чтобы он выговорил из себя абсолютно все. После этого будет достаточно двух-трех ласковых, добрых слов, чтобы он ушел утешенный и успокоенный. Это он говорил о старческом окормлении.
А тут нам нужно, во-первых, дождаться, пока человек успокоится, будет способен воспринимать, и тогда только рассказать ему о том, что бывает такая вот «созависимость». Причем очень аккуратно, потому что человек, бывает, отрицает ее у себя. То есть, человек еще не готов вообще о себе выслушивать никакие «минусы». И надо аккуратненько, задавая вопросы, беседуя, постараться услышать его готовность к тому, чтобы он захотел прийти в храм, захотел познакомиться с Богом. Но нужно еще знать, в какую сторону себя исправлять. Для человека может не быть очевидным, что он не прав. Смирение… Любое выздоровление начинается с признания своей немощи, — в тот момент, когда мы в себе ее увидели, признали, согласились, что да, действительно, я имею эту немощь.
— А о вере и спасении вы тоже говорите?
— Конечно! А как же? В монастырь-то как не позвонить о вере и спасении? Процентов 10 поступающих к нам звонков — о вере и спасении, процентов, наверное, 50 — по алкоголизму, 30 — по наркомании, ну, и еще о чем-нибудь.
Женщина вот позвонила — волонтер как раз сидела (мы ведем тетрадочку, и я просматриваю, какие звонки были). Так вот, женщина эта оставила у храма велосипед, пошла на службу, выходит — велосипед весь разломанный. Она звонит нам: «Не знак ли это мне, что надо храм сменить?» И в графе «Что посоветовано?» стоит: «Нет».
Православный телефон доверия Свято-Введенского женского монастыря города Иванова: 8 (493-2) 589-888; работает по вторникам, пятницам и воскресеньям с 19 до 22 часов.
Сайт: doverie.diakonissa.ru
Беседовал Иван НИКИФОРОВ
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.