5 августа в московском Парке Горького откроется выставка «Мир в наших глазах. Наивное искусство и искусство особенных людей», организованная фондом Владимира Смирнова.
Выставка интересно придумана. Она – о сопоставлении и открытии. Картины выставляются парами.
Сопоставлены 10 работ наивных художников, уже получивших признание, чьи работы вошли в знаменитую коллекцию наивного искусства Богемской-Турчина, и 10 работ начинающих художников, которые живут в психоневрологическом интернате № 3 в Петергофе, и занимаются в арт-студии благотворительной организации «Перспективы» (Санкт-Петербург).
В чем смысл такого сопоставления? Показать, говорят организаторы, что творчество — дорога равных возможностей, когда слабость оборачивается силой, а личные особенности восприятия мира подчеркивают своеобразие художника.
Не все, что рисует самоучка, — искусство
Наивные художники и художники с особенностями (их еще называют аутсайдерами — от англ. outsider art; художники-аутсайдеры — маргиналы не только с общественной, но и с психической точки зрения) творят для себя, потому что не могут иначе. У них, как правило, нет профессионального художественного образования, они самоучки. Наивное искусство иногда называют самодеятельным.
Наивные художники не обременены желанием вписаться в канон, в какой-то принятый и восхищающий всех образец. Нет у них цели стать обязательно понятым или во что бы то ни стало прославиться — они просто хотят выразить то, что у них внутри, то, что их по-настоящему волнует.
Выражать себя художественно позволено любому человеку, не имеющему специального образования. Но это не означает, что он, коряво малюя дом с трубой или огромного великана рядом с крошечной травинкой, автоматически становится наивным художником.
Наивный художник удивляет непосредственностью, которая исходит изнутри него, лишь условно опираясь на внешние обстоятельства. Его внутренний мир, его собственный взгляд на мир — главный источник вдохновения для него. Он простак, чудак, он вне социальных приоритетов и подчас он — вообще вне социума и бывает ментально отличен от большинства. Тогда его могут называть художником-аутсайдером.
Не все, что рисуется психически нездоровыми пациентами, — искусство. Но искусство то, что делает художника свободным и помогает понять его уникальность.
Выставка как повышение социального статуса
Но зачем все-таки сопоставлять работы художников? Оправданно ли это с художественной точки зрения? Алексей Турчин, переводчик, журналист, хранитель коллекции наивного искусства Богемской-Турчина, считает, что это сопоставление ценно именно с позиции исследователя.
— Мы проводим параллели между классическим русским наивным искусством и современным, — говорит он.
Как и любое искусство, наивное можно поделить на периоды, по времени его создания. На визуальное восприятие наивного художника тоже влияет то, в какую эпоху он живет.
— У современных художников преобладает клиповое сознание, они не могут так, как мастера старшего поколения долго размышлять над своими творениями, — говорит Турчин.
Классическое русское наивное искусство советского периода питалось фольклором, мифологическими сюжетами — и общеизвестными, и личными. Так, художница Елена Волкова рисует так, словно вся жизнь ее — праздник, а художник Павел Леонов творит с эпическим размахом, фантастическим — и вот у него Пушкин встречается с Гоголем в Михайловском и читает его роман «Мертвые души»…
Есть отличия в мировосприятии разных наивных художников. По словам Алексея Турчина, есть творцы, создающие целые миры, где есть свои взаимосвязи, за сюжетами которого интересно наблюдать. А бывает, что мир может и не создаваться, развития в нем может и не происходить — так часто бывает у художников-аутсайдеров, более изолированных от внешней среды.
— Художник-аутсайдер может рисовать какую-то поразившую его деталь мира: ружья, коров, слонов и так далее, — объясняет Алексей. У него может и не быть единой истории, с помощью которой могут быть связаны все работы.
Да, одни художники, признанные на выставке, известны, а другие — пока нет.
— Но для аутсайдеров такое сопоставление будет повышением их социального статуса, — говорит Алексей Турчин.
Разомкнуть границы
Выставка наивного искусства в Парке Горького — одно из событий, которые могут разомкнуть границы закрытого учреждения, к которым относится любой ПНИ. Так считает Леонид Цой, психолог арт-студии «Перспектив», гештальт-терапевт.
— «Традиционная» арт-терапия, как ее обычно понимают психологи, имеет мало смысла в стенах закрытого учреждения, так как для ее эффективности необходимы комфортные жизненные условия, которых наши резиденты, к сожалению, лишены. Наша арт-студия нацелена на производство качественной арт-продукции, — объясняет Леонид.
Он считает, что в терапии нуждается, прежде всего, не психика авторов, а системная ситуация, когда люди оказываются «в закрытых учреждениях по туманным диагностическим и правовым критериям. Это болезнь общества — и именно общество в целом нуждается в терапии».
— Наиболее эффективной терапией будут действия, направленные на размыкание границ закрытого учреждения, такие, как, например, выставки. Создание изобразительных произведений и выставки являются для наших художников единственной доступной возможностью высказаться. Для некоторых из них — единственной в буквальном смысле, безо всяких преувеличений, так как они не говорят вообще.
Мы опубликовали только несколько пар-сопоставлений работ наивных художников и художников арт-студии «Перспектив». Больше работ можно будет увидеть на выставке «Мир нашими глазами» в московском Парке культуры и отдыха имени Горького (левая косая аллея). Она открыта для посещения до 19 августа.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.