Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Нужен ли добровольцу паспорт

Выдача «личных книжек волонтеров» (также известных как «паспорт волонтера») в ряде регионов уже началась. На наш взгляд, для православного человека документ такого рода неприемлем

Доклад Марины ВАСИЛЬЕВОЙ, главного координатора службы добровольцев «Милосердие» на заседании рабочей группы комиссии по социальному служению и церковной благотворительности Межсоборного присутствия, прошедшем 30 апреля

Традиции добровольческого движения
Всегда, во все времена люди помогали друг другу. В России до революции сложилось много традиций такой помощи внутри каждого сословия и всего общества. Например, если в крестьянской общине в какой-то семье умирали родители, соседи брали детей в свои семьи. Или было почетным делом принять в дом странника – даже очень бедные люди давали им приют и последний кусок хлеба. То, что мы сейчас воспринимаем как подвиг, раньше было делом обыденным, само собой разумеющимся.

Купцы и обеспеченные люди других сословий создавали благотворительные столовые, приюты, родильные и странноприимные дома. Это тоже было делом чести.

Также полезное:

О том, как стать волонтером, читайте в этой статье

Личную ответственность за других – обездоленных, больных, нищих и сирот – чувствовал каждый человек. Особенно широко это проявлялось в периоды социальных катастроф – во время войн, голода и эпидемий. Помощь раненым, пожертвования в помощь голодающим, устройство госпиталей и другая безвозмездная помощь – всё это было общенациональным делом.

Разнообразная безвозмездная помощь ближнему была настолько распространена, что даже члены царской семьи с детских лет воспринимали как должное свое участие в уходе за больными в больницах.

И хотя преемственность этих традиций прервалась, но потребность помогать другим в людях осталась и останется всегда. Это относится не только к верующим людям, но и ко всем людям с живой совестью и душой. Потому что помощь тому, кому плохо, кто одинок и несчастен, – это одна из базовых потребностей человека.

Одно из зарубежных исследований, проведенное в 1997 году, (Университет Джона Хопкинса), выяснило мотивы, которые приводят людей к добровольческому служению. Самым распространенным из них оказался такой:
• Хочу помогать нуждающимся людям – 61%

Остальные ответы были такими:
• Надеюсь научиться чему- то новому – 46%
• Хочу иметь какое- то занятие – 41%
• Для собственного удовольствия – 31%
• Хочу познакомиться с новыми людьми – 29%
• Хочу ответить людям за добро добром – 11%
• Хочу бороться с определенной проблемой – 7%
• У меня есть свободное время – 4%

В России ответы вроде «Надеюсь научиться чему-то новому» и «Хочу иметь какое- то занятие» не столь актуальны, как в США, где проводились эти исследования. Но зато у нас сильнее мотив одиночества – добровольцами часто становятся те, кто хочет найти единомышленников. Это относится и к тем, кто только начинает свой пути в Православии. И все же главным остается желание помочь.

Волонтерство в мире
Чтобы вы представляли себе масштабы добровольческого движения в мире, приведу некоторые цифры.

В США добровольческой деятельностью в 1998 г. была охвачена почти половина граждан. 48,8% взрослого населения США посвящали безвозмездному труду в среднем 4,2 ч в неделю (помимо основной работы) , а с учетом подростков старше 14 лет – 79%.

В Великобритании добровольная работа занимает примерно 2,5 часа в неделю. Самые частые виды деятельности волонтеров – это сбор средств, работа в комиссиях и комитетах, преподавание и обучение.

Для молодых людей особенно выражен мотив приобретения новых знаний, умения, опыта. Это связано с тем, что волонтерская деятельность в Великобритании воспринимается как прямой путь к постоянной работе. При поиске работы или поступлении в вуз полезно указать, что ты работал в качестве добровольца в соответствующей сфере. В социальной сфере принято в документах о приеме на работу указывать продолжительность и род волонтерской деятельности, которые рассматриваются как опыт практической работы.

Во Франции 19% взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60% регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. 46% опрашиваемых сказали, что они стали волонтерами, потому что чувствуют в себе большое желание помогать другим.

34% населения Германии – т.е. каждый третий немец – является волонтерами, посвящая этой работе более 15 часов в месяц.

26% японцев имеют опыт волонтерства. Из них 48% уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом.

Около 33% взрослого населения Ирландии является волонтерами. Общее количество времени, отданное на волонтерскую работу, равняется 96454 рабочим часам в год. 72% населения считает, что волонтеры делают то, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников.

В странах, где не прерывалась религиозная традиция, активным социальным служением занимаются христианские общины и братства. Наиболее известны из них католическая организация Каритас (она действует в 198 странах), Итальянская католическая Община Святого Эгидия и другие.

Ситуация в России
В России по официальной статистике в добровольческом служении участвует только 1% граждан. Однако, по данным исследования ВЦИОМ, 32% опрошенных за последние 2-3 года несколько раз добровольно и безвозмездно трудились на благо других людей (не для родных и близких), 9% россиян делали это постоянно и 7% – лишь однажды. Разница в цифрах объясняется тем, что чаще всего россияне занимаются этим в одиночку – об этом свидетельствуют ответы 37% опрошенных.

По сравнению с другими странами, цифры очень скромные. Причины этому называют такие:
кризисное состояние некоммерческих организаций, неразвитость гражданского общества,
• слишком низкий уровень жизни – поэтому почти никто не готов работать бесплатно.
Все свободное время люди с активной жизненной позицией пытаются заработать себе на жизнь.
• отсутствует планомерная государственная поддержка волонтерства и благотворительности в целом. За рубежом волонтерам от государства достается множество преференций: например, студентам снижают плату обучение, выплачивают специальные стипендии.
подорванность авторитета общественной работы в связи с приобретением ею принудительного характера в период до 1990-х годов, сильной политизации в период 1990-х годов и коммерциализации в последующие годы.

Тем не менее, если опираться не на официальные данные, а на практику, то становится очевидным, что идея добровольного труда очень популярна – в том числе и среди верующих. Правда, большинство православных добровольческих организаций не имеет каких-либо формальных структур. Оценить, как много людей в приходах занимается подобной деятельностью, пока чрезвычайно сложно.

Среди известных примеров организованных православных служб выделяется http://miloserdie.ru/forumСлужба добровольцев «Милосердие» в Москве, объединяющая около 1000 человек (по ее примеру созданы службы при православных храмах и монастырях в Нижнем Новгороде, Калуге и Сергиевом Посаде) и Православная служба «Милосердие» в Екатеринбурге.

Московская служба была создана всего 4 года назад. Количество новых людей, приходящих на собеседование, порой достигает 30 человек в неделю. 45% узнает о ней через интернет, 25% – от знакомых, друзей или священников, остальные – из публикаций, объявлений в храмах и пр. По возрастному составу: 43% – люди от 21 до 30 лет, 25% – от 31 до 40, 13% – от 41 до 50, остальные – за этими возрастными рамками. Самому юному добровольцев 14 лет, самому пожилому – 77.

Пока серьезной работы по созданию добровольческих служб на базе приходов не ведется. Хотя очень важно, чтобы добровольное служение ближним направляли священники, которые могут и объяснить важность такой помощи, и поддержать, и научить христианскому отношению к скорбям, болезням, к смерти. Задача священнослужителей – не самим организовывать служение, а быть вдохновителями, оказывать духовную помощь добровольцам.

Перспективы и проблемы развития добровольческого движения
В настоящее время существует государственная программа развития добровольчества. Она разработана в соответствии с посланиями Президента России Федеральному Собранию и проводится в жизнь госструктурами.

Эта программа нацелена на создание «ресурсных центров», которые должны будут координировать добровольческую деятельность на определенной территории, обучать добровольцев и оказывать им методическую и консультационную поддержку. Финансирование таких центров предполагается осуществлять из средств бюджета.

Кроме того, в 2009 году Министерством спорта, туризма и молодежной политики России разработан новый для российской практики механизм регистрации и учета волонтеров – так называемая «личная книжка волонтера». Она будет содержать сведения о трудовом стаже добровольца, его поощрениях и дополнительной подготовке. Всё это будут фиксировать, заверять подписью и печатью – организации, в которых работает волонтер.

Выдача «личных книжек волонтеров» (также известных как «паспорт волонтера») в ряде регионов уже началась. В волонтерской среде эти документы вызывают неоднозначную реакцию – от решительной поддержки до полного отрицания.

На наш взгляд, для православного человека документ такого рода неприемлем. Сама идея записать свои добрые дела в количестве часов и заверить все это подписями и печатями, противоречит евангельскому принципу: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). И значит, инициатива государства может привести к некой маргинализации православных людей, которые не захотят «засвечивать» свои дела, либо же притоку в добровольчество тех, кто будет охотиться за льготами для обладателей «паспорта волонтеров». Сама система заполнения «паспортов» может дискредитировать не только сам документ, но и идею волонтерского движения, изжив из нее искреннее, глубоко личное стремление человека делать добро.

Есть еще одна опасность в том, что государство начинает активно заниматься развитием добровольчества. Эта опасность состоит в формальных, бюрократических методах, которые применяются: спущенные сверху разнарядки, отправленные наверх раппорты о выполнении и перевыполнении… Уже сейчас известны случаи, когда в местные органы власти приходит разнарядка: сколько должно быть добровольцев по району (в зависимости от количества проживающей здесь молодежи).

На настоящий момент все, чем занимаются добровольцы, организованные государством – это либо деятельность по уборке улиц, природных территорий, охране порядка, либо разовые акции, в том числе политические. Но разовые акции, даже самые замечательные, самые массовые и затратные, имеют очень мало смысла – для добровольческого движения в первую очередь важна регулярность. Старики и инвалиды живут каждый день, а не только в день Победы или день пожилого человека, и им каждый день нужны еда, лекарства, гигиенические процедуры, общение. Даже самая небольшая, но регулярная помощь для них гораздо важнее, чем самый дорогой продуктовый паек раз в году от очередного кандидата в депутаты.

Участие Церкви
Конечно, для того, чтобы развивалось добровольческое служение, нужно уметь его правильно организовать. При этом слишком большая заорганизованность – как и слишком большая свобода – будут одинаково опасны. В первом случае – погибнет сам дух добровольного служения ближнему и останутся только политические мотивы и карьерные амбиции. А при слишком большой свободе, переходящей в анархию, служба развалится, не успев сделать ничего путного.

Итак, для волонтерского движения важно правильно организованная работа. Но не менее важны цель и духовное наполнение этой деятельности.

Если для государственных социальных служб важно решить социальную проблему – уменьшить количество нищих на улицах, уменьшить смертность за счет помощи больным и т.д. – то для людей, собранных вместе ради служения ближнему, главной целью должен оставаться сам ближний! А духовное наполнение этому труду даст только любовь к ближнему и к Богу.

Государство в принципе не способно помочь каждому конкретному человеку, потому что оно исходит из стандартных инструкций и правил. Но живой страдающий человек, его жизненные коллизии сплошь и рядом не укладываются в стандартные рамки, и его проблемы нельзя решить шаблонным методом. Здесь нужно увидеть и полюбить именно этого человека. И научиться этой любви помогает Церковь и вера.

Церковь всегда, с самого начала занималась тем, что мы сейчас называем социальным служением – но не для того, чтобы решить социальные проблемы! Христос, Который и есть Глава нашей Церкви, сказал нам, что в образе нищих, больных, бездомных, голодных приходит к нам Он Сам! И помогая несчастным, мы служим Ему. Весь закон духовной жизни Христос уместил в двух заповедях – возлюби Бога и ближнего. А ближние – это не только наши родственники, друзья и знакомые. Из притчи о милосердном самарянине мы понимаем, что ближний может быть максимально далеким, чужим и даже чуждым, непохожим на нас! Он может быть другой веры, национальности, других взглядов и обычаев, но если он страдает и нуждается в помощи – он наш ближний.

Память об этом очень важна для труда добровольцев. Ведь люди, которым они помогают, не всегда приятны в общении, их вид далеко не всегда ласкает взгляд, вместо благодарности от них можно услышать нечто противоположное. Поэтому для такой деятельности остро необходимы духовные силы, которые может дать только Бог. Нужна молитва, нужны церковные таинства, нужна духовная жизнь, чтобы не утонуть в душевных и психологических переживаниях. Без обращения к Богу невозможно долго «гореть» желанием помогать – можно сгореть самому и не помочь другому. Как бы хорошо добровольца не подготовил «ресурсный центр», какой бы информацией не снабдил, этого не достаточно, чтобы доброволец смог найти выход из кризисной для себя ситуации и найти силы для продолжения волонтерства.

Нам приходилось разговаривать с добровольцами, которые перестали помогать детям в РДКБ из-за того, что не могли смириться со смертью малышей. В светских добровольческих организациях нет священников, нет тех, кто мог бы открыть волонтерам глубину и смысл происходящего. Поэтому текучка в таких организациях всегда будет выше, добровольцы будут уходить от этой стрессовой для них деятельности гораздо быстрее, чем это могло бы произойти в церковных службах.

Церковь должна стать объединяющим началом для развития здорового добровольческого служения. Мы не призываем игнорировать государственные инициативы, но предлагаем создавать те же ресурсные центры в сотрудничестве с Церковью. Церковь не навязывает своего участия, но предлагает свою помощь.

Как, например, это устроено в Православной службе добровольцев «Милосердие»? Служба создана по инициативе Церкви и силами православных верующих. Первую встречу с добровольцами проводит священник, у каждого добровольца есть возможность участвовать в богослужениях, узнать о Таинствах и пойти по пути воцерковления. Но: никто не навязывает дальнейшего общения со священниками, не проводит никаких «обязательных духовных бесед», не обязывает ходить в храм. К нашему православному движению может присоединиться человек любого вероисповедания и найти себе дело по вкусу. Единственное ограничение в таких случаях – не проповедовать своей веры. Так что даже в собственно православной службе мы ничего добровольцам не навязываем. Но нам кажется очень важным дать импульс, сказать о духовном содержании служения и о том, что в момент духовного кризиса Церковь готова прийти на помощь добровольцу – если он сам этого захочет. Наша цель – научить того, кто этого захочет, любить и жалеть страдающего человека, сострадать ему, жертвовать ради него своим временем и силами. И кроме Церкви, кроме Бога научить этому не может никто.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?