Программа «Детский дом. Перезагрузка», по словам директора детдома, «поставила на место мозги сотрудникам», отчего детям-сиротам сразу стало легче жить.
Как вы думаете, может ли руководитель с 20-летним стажем полностью пересмотреть свои взгляды и изменить подходы к работе? Оказывается, может.
Рисунок Д. Петрова
«У нас глаза открылись. Мы, состоявшиеся педагоги, вдруг осознали, что наши дети — особые. Не лучше и не хуже домашних, просто другие, и работать с ними надо совершенно по-другому», — говорит Галина Соколова, руководитель детского дома в поселке Шаталово Смоленской области уже более 20 лет.
В прошлом году Галина Соколова организовала для своих сотрудников обучение по программе «Детский дом: перезагрузка» московского Института развития семейного устройства Людмилы Петрановской. Уже было ясно: перемены неизбежны, правительство берет курс на сокращение детских домов. Многие директора детдомов озадачились. Надо было что-то предпринимать, чтобы не оставить сотрудников без работы, а детей – хотя бы без привычных стен. За ответом на вопросы «что и как менять», Галина Александровна и обратилась к специалистам.
«Программа «Детский дом: перезагрузка» разработана для того, чтобы создать детям, не попавшим еще в приемные семьи, условия, максимально приближенные к семейным, — рассказывает Людмила Петрановская. – Мы помогаем руководителям детдомов составить конкретный пошаговый план изменений».
Изменения в детдоме п. Шаталово коснулись и детей, и сотрудников.
Галина Соколова: «У нас мозги встали на место. Ведь наши дети сложные, ведут себя порой агрессивно, неуправляемо. А мы все – традиционные, выученные в советских вузах педагоги с главным принципом: не слушается – значит, не уважает меня как воспитателя, значит, надо настаивать. Ну, и всю жизнь пытались настаивать и только провоцировали детей на еще более неадекватное поведение. А оказывается, мы совсем не понимали свою работу!
В Институте нам подробно объяснили, что происходит с ребенком, по разным причинам утратившим родителей. Как потеря семьи отражается на ребенке физиологически и психологически. Все мои коллеги, которые проходили обучение, сделали для себя массу открытий. Даже психологи! Даже педагоги дополнительного образования. И изменения в нашем детском доме начались сразу же.
Когда понимаешь, в чем причина плохого поведения ребенка, и знаешь, что ты, как взрослый, можешь предпринять, чтобы ему помочь, и ребенок воспринимается иначе: перестаешь с ним соревноваться, а начинаешь сотрудничать. Дети почувствовали это мгновенно, даже удивительно, как быстро начало меняться их поведение, как они стали с нами общаться и раскрываться. Такого мгновенного результата никто не ожидал, и это, конечно, окрыляет.
Теперь для каждого нашего воспитанника разработана и корректируется индивидуальная программа развития, в которой участвует буквально каждый сотрудник детдома. Очень возросла роль педагогов дополнительного образования: мы научились выявлять склонности каждого ребенка и развивать их, чтобы после выпуска дети могли лучше приспособиться к жизни, получить профессию. И наши дети действительно лучше социализируются. Теперь мы стараемся сохранить с ними отношения после выпуска, чтобы они могли к нам прийти, посоветоваться и даже переждать «черный день», как это бывает в обычной семье. Ведь ни один родитель не забывает о существовании ребенка, когда ему исполняется 18 лет. И у нас теперь будет так же».
www.planeta.ru
Обучение по программе «Детский дом: перезагрузка» прошли и администрации других детских сиротских учреждений, и везде результаты не заставили себя ждать. Людмила Петрановская уверена: необходимо в самые короткие сроки организовать такое обучение для максимального числа директоров и сотрудников детских домов, и тогда у объявленной правительством реформы есть шанс состояться, причем не на бумаге, а на деле. Далеко не всех детей, оставшихся по разным причинам без родителей, можно быстро устроить в новые семьи, но создать для воспитанников детских домов человеческие условия вполне реально.
Проблема, как всегда, одна: где найти деньги на массовое обучение сотрудников детдомов. И денег вроде надо немного – только на проезд и оплату работы тренеров, но и эти средства где-то надо взять, ведь в госбюджете они не предусмотрены. Здесь чаще всего подключаются благотворительные организации. Так, в Ярославской области серия тренингов для администраций областных детдомов была оплачена при участии благотворительного фонда «Найди семью». Осенью этот фонд планирует профинансировать следующий обучающий курс. «Мы очень стараемся, чтобы деньги нашлись как можно быстрее, и обучение можно было планировать максимально конкретно, по дням, – сказали нам в администрации фонда «Найди семью». – Конечно, привлекать деньги на обучение сотрудников детдомов гораздо сложнее, чем собирать для тех же детдомов игрушки или бытовую технику. Но ведь счастливым любой ребенок становится не от игрушек. И даже не от самых современных и модных компьютеров или телефонов. А от понимания и тепла, которые ему дарят окружающие взрослые».
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.